Социальная структура, развитие общественной мысли. Восток и мир в начале третьего тысячелетия
1.6. Социальная структура
1.6.1. Специфика классовой структуры и основные направления социального развития
Классовая структура стран Востока намного сложнее, чем классовая структура развитого капиталистического общества. Недавний колониальный гнет, своеобразное развитие капитализма в молодых государствах, сохранение значительных пластов малопроизводительных укладов, пережитков феодализма - все это накладывает отпечаток на их классовую структуру.
Развивающиеся страны отличаются от развитых капиталистических государств именно тем, что процесс классообразования в них еще не завершился, а границы между классами очень подвижны и изменчивы. Наряду с формирующимися классами в странах Востока сохраняются многочисленные слои, группы и подгруппы населения, не поддающиеся четкой классификации.
Вторая половина столетия была отмечена резким убыстрением социального развития Востока. Речь шла не только о зарождении новых социальных слоев, классов, прослоек и категорий, но и об изменении качества самого общества. Печать модернизации и даже вестернизации все более отчетливо определяла социальный облик Востока, тем не менее оставшийся пестрым и многообразным. Если можно себе представить западное общество в виде образца геометрически правильных форм и четких прямых линий, то восточное общество напоминает скорее сложный и прихотливый орнамент с асимметричностью и внешней алогичностью разнотипных узоров. Поэтому наряду с все более часто встречающимся в социальных структурах Востока, особенно в конце ХХ в., западно-восточным синкретизмом сохраняется и безусловное различие между обществами Запада и Востока, причем не только в культурно-цивилизационном измерении.
Оставаясь многоукладным, пестрым и многообразным в социальном отношении, восточное общество качественно менялось: увеличивалась доля современных, модернизированных структур и соответственно уменьшалась доля традиционных, архаичных структур в его составе. Модернизация любого восточного социума (сельской общины, региона или землячества, города или отдельного его квартала, этноконфессии или входящего в нее религиозного братства) шла либо через капитализации, т. е. развитие частного предпринимательства и рынка, либо через насаждение государством "сверху" более современных методов хозяйствования, политической и производственной культуры, новейшей технологии и организации труда. Обычно сочетались оба канала модернизации. Но первый преобладал там, где инициатива принадлежала иностранному капиталу (почти во всех колониях или бывших колониях) или где успел заявить о себе национальный капитал (например, в Индии, Турции, Египте до 1952 г. и после 1970 г.). Второй канал имел преимущество в странах с военными или революционными режимами, в частности в Бирме, Индонезии, Египте 1952-1970 гг., Сирии). Но и во втором случае огосударствление экономики всегда было неполным и объективно преследовало цель защищать слабую национальную экономику от внешних конкурентов, дав крышу и помощь местному предпринимательству, находившемуся в трудной стадии становления.
Несмотря на большие успехи в развитии экономики, на рост промышленности, крупного предпринимательства в городе и производительности труда в деревне, в большинстве стран Востока преобладает сельскохозяйственное население. По подсчетам советских экономистов, удельный вес городского населения в развивающихся странах вырос с 19,4% в 1950 г. до 32,4% в 1980 г. Неизменно возрастает численность сельского населения, переселяющегося в города. В послевоенный период из деревень в города переселились в странах Азии, Африки и Латинской Америки 220 млн человек. В 1980-х гг. около 25% горожан составляли лица, ушедшие из деревни за последние 20 лет, а 15% - те, кто покинул деревню за последние 10 лет. В результате городское население оказалось весьма пестрым по своему составу, по религиозной, групповой, этнической, кастовой и прочей принадлежности. Таким образом, около двух третих населения развивающихся стран продолжает проживать в деревне, хотя это соотношение весьма колеблется по отдельным государствам. Так, в Индии городское население составляет около 25%, а в Турции - более 40%.
Неизменно возрастает численность лиц наемного труда и их удельный вес в общей массе населения. В Азии они составляют 40-50% самодеятельного населения, в государствах Тропической Африки - около 10%. Статистические данные свидетельствуют, что уменьшение численности рабочей силы в сельском хозяйстве сопровождается ее значительным ростом в промышленности и особенно в торговле, обслуживании, на транспорте и т. д., где возрастает также неполная занятость.
В большинстве развивающихся стран Востока основная масса промышленного населения - ремесленники, мелкие товаропроизводители, рабочие и владельцы мелких предприятий, в которых господствует ручной труд. По численности в крупной промышленности сосредоточено часто меньше рабочих и работников, чем в мелкой. Своеобразны также структура и состав рабочего класса.
1.6.2. Этнические проблемы
Традиционными общностями являются сохранившиеся во многих странах Азии и Африки племена, мелкие этносы или этноконфессиональные общины, сословные группы и социокультурные коллективы. Печать их влияния, особенно на менталитет и психологию людей, даже экономически и организационно давно живущих вне традиционных отношений, еще прослеживается всюду на Востоке: от Марокко и Сенегала до Китая и Филиппин. В Марокко исторически сформировавшееся в XIII-XVII вв. сословие фаси (из потомков мусульман, изгнанных из Испании) постепенно образовало экономическую и духовную элиту страны, в ХХ в. сблизившись также с арабской аристократией и составив верхушку бюрократии и бизнеса. С 1930-х гг. им противостоят суси - выходцы из берберов южной области Сус, разрушающие монополию фаси, но преобладающие пока что в средних и низших слоях буржуазии, чиновничества и интеллигенции. И те и другие имеют свои политические партии, культурные ассоциации, органы печати и рычаги влияния на монарха.
Этнонациональный вопрос - один из важнейших на Востоке. Берберы в Алжире и Ливии, курды в Турции, Сирии, Ираке и Иране, азербайджанцы в Иране, туркмены, узбеки и таджики в Афганистане, патаны (пуштуны) в Пакистане, многочисленные меньшинства в Мьянме, монголы, тюрки и тибетцы в Китае, хуацяо по всей Юго-Восточной Азии, тамилы в Шри Ланке, так же как арабы на западе Африки, а индийцы на ее востоке и юге - все они еще ждут решения своего этнического существования в рамках новых государств Востока. Но решение этнической проблемы еще более осложняется наличием проблемы конфессиональной, наиболее ярко иллюстрируемой положением южан в Судане, коптов в Египте, христиан по всему Ближнему Востоку, шиитов - в Ливане и Ираке, исмаилитов - в Афганистане и Таджикистане, мусульман и сикхов - в Индии, мусульман - в Китае и на Филиппинах.