Опубликован: 17.04.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1188 / 298 | Длительность: 21:36:00
Специальности: Историк
Лекция 19:

Алжир

< Лекция 18 || Лекция 19: 123 || Лекция 20 >

6.4.1. Алжир к началу Новейшего времени и в годы Первой мировой войны

К началу Новейшего времени Алжир продолжал оставаться самым важным и крупным колониальным владением Франции. Стратегически выгодное положение страны давало возможность метрополии контролировать коммуникации в Центральном и Западном Средиземноморье, использовать ее территорию в качестве плацдарма для дальнейшей экспансии. Еще в предшествующий период Алжир был превращен в рынок сбыта товаров и источник сырья французской промышленности. Управлялась страна колониальной французской администрацией во главе с генерал-губернатором. Алжирское население постоянно находилось в соостоянии резкого недовольства засильем в стране 750 тыс. алжирских французов, составлявших к началу Новейшего времени около 14% населения Алжира.

В период 1914-1918 гг. колониальные власти резко увеличили вывоз в метрополию продовольственных продуктов, повысили налоги и провели насильственную мобилизацию алжирцев во французскую армию. Разоренные и голодные крестьяне хлынули в города, в результате в мусульманских кварталах, куда они переселились, значительно понизился жизненный уровень. Вместе с тем многократно сократившийся ввоз из Франции промышленных товаров способствовал росту местной обрабатывающей отрасли. Последний, однако, тормозился нехваткой капиталов и квалифицированной рабочей силы, а также стремлением руководства метрополии не допустить появление в Алжире не связанных с обеспечением нужд французской экономики крупных предприятий.

В годы Первой мировой войны большая часть феодалов и представителей национальной буржуазии приняла сторону Франции и даже агитировала мусульман собирать денежные средства, необходимые для ведения войны. Вместе с тем среди них находились и те, кто надеялся добиться политической независимости и суверенитета при поддержке Германии и Турции. Недовольство широких народных масс политикой колониальных властей (прежде всего принудительным призывом в армию и отправкой на работу в метрополию) нашло свое проявление в вооруженных восстаниях горцев Бану-Шугран и берберов Ауреса соответственно в октябре 1914 г. и сентябре 1916 г.

6.4.2. Подъем национально-освободительного движения после Первой мировой войны

Существенным фактором активизации освободительного движения явилось возвращение домой в 1918 г. 260 тыс. алжирцев (солдат, рабочих, студентов), находившихся под влиянием революционных идей и отвергавших колониальный режим правления. Ярким подтверждением тому стало, в частности, участие рекрутов-алжирцев в восстании французских моряков в Одессе в апреле 1919 г. Усилению антиколониальных настроений способствовали также поступавшие сообщения о бурных политических событиях, происходивших в 1918-1920 гг. в Турции, Египте, Сирии, Ираке и других арабских странах.

Рост народных волнений, порождавшихся произволом колонизаторов и грабительским вывозом из страны продовольствия и минерального сырья, подвигнул французское правительство издать в 1919 г. декрет, отменяющий различие между французами и алжирцами в отношении взимания налогов. По этому декрету алжирские землевладельцы, купцы, интеллигенция, чиновники, а также бывшие военнослужащие наделялись избирательными правами при выборах в органы самоуправления. Тем не менее равноправие так и не было достигнуто, ибо по-прежнему арабы и берберы именовались подданными, а французы, проживающие в Алжире, - гражданами Франции. Помимо "туземного кодекса", ограничивавшего права коренного населения, существовала расовая дискриминация, которая особенно ярко выступала при предоставлении работы.

Таким образом, декрет 1919 г. не принес заметного улучшения подавляющему большинству алжирцев. Не была удовлетворена декретом и алжирская буржуазия, которая надеялась мирным путем добиться расширения своих прав. Эмир Халид, внук алжирского народного героя Абд аль-Кадира, вернувшийся на родину по окончании Первой мировой войны, во время которой он служил офицером французской армии, основал в 1920 г. партию "Молодой алжирец" с печатным органом - газетой "Отвага". Партия требовала равноправия алжирцев и французов, уничтожения расовой дискриминации, представительства коренного населения Алжира в парламенте Франции, свободы печати и союзов.

В 1920 г. была образована алжирская федерация Французской коммунистической партии, которая первоначально состояла из французских рабочих. В начале своего существования она не имела прочных связей с алжирскими народными массами, но к концу 1920-х гг. федерация начала привлекать в свои ряды арабов и берберов.

В марте 1926 г. при поддержке Коммунистической партии Франции в эмиграции образовалась национально-революционная ассоциация алжирских рабочих "Североафриканская звезда", провозгласившая своей задачей защиту материальных, духовных и социальных интересов североафриканских мусульман. Несмотря на преследования и запреты, в дальнейшем она развернула пропаганду непосредственно на территории Алжира, где сумела привлечь к себе довольно широкие антиколониально настроенные группы населения.

Колониальный гнет и ущемление национальных интересов вызывали отторжение и у значительной части привилегированных богословов. В 1927 г. при поддержке влиятельной Федерации избранных мусульман был создан Союз алжирских улемов, боровшихся за развитие национальной культуры и языка, за создание национальных школ, готовящих специалистов по всем отраслям знаний.

6.4.3. Алжир в период мирового экономического кризиса и накануне Второй мировой войны

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. тяжело отразился на экономике Алжира: резко снизилась добыча железной руды и фосфоритов, катастрофически сократились заработки сельскохозяйственных рабочих. Оплата труда арабов снизилась намного больше, чем оплата труда европейцев, так что они не имели даже необходимого прожиточного минимума. В результате кризиса резко увеличилось количество безработных. Четырехлетняя засуха, от которой погибло до 80% скота, привела к полному разорению крестьян-скотоводов, подвергавшихся жестокой колониальной эксплуатации. Алжирцы тысячами уезжали во Францию, но власти высылали их обратно, на родину.

Если в годы Первой мировой войны в промышленном секторе Алжира насчитывалось не более 25 тыс. рабочих, то к концу 1920-х гг. их численность возросла до 180 тыс., причем 60% из них являлись представителями коренного населения. В основном они были заняты на принадлежавших европейской буржуазии (в том числе колонистам) многочисленных предприятиях по переработке продуктов сельского хозяйства. Национальная буржуазия подвизалась главным образом в сфере коммерции, ростовщичестве, спекуляции земельными участками, зерном, шерстью, в сфере услуг. Лишь в редких случаях отдельные ее представители решались вкладывать средства в промышленность (прежде всего в консервную и табачную). В сельской местности развитие капиталистических отношений сопровождалось дальнейшим обезземеливанием большей части крестьянства. К 1930 г. число алжирцев, владевших землей, составляло 600 тыс., 713 тыс. человек были издольщиками (хаммасами) и 467 тыс. - батраками. Вместе с тем крупные и средние алжирские землевладельцы постепенно переходили к современным методам ведения хозяйства, заимствуя опыт у занимавших привилегированное положение колонистов-европейцев, на каждого из которых приходилось в 4 раза больше земли, чем на каждого владевшего землей алжирца.

Мировой экономический кризис повлек обвальное падение экспорта и резко ухудшил жизнь подавляющего большинства коренного населения. Уменьшение посевных площадей и сокращение добычи минерального сырья породили массовую безработицу и голод. Обострение всех социальных и политических противоречий привело к забастовкам рабочих и крестьянским выступлениям. В этих условиях активизировалась деятельность стремившейся к самостоятельности Алжирской коммунистической партии. Одновременно оживились разного рода фашистские группировки, планировавшие при поддержке германо-итальянских спецслужб усилить влияние на мусульман Алжира.

Большой авторитет в стране приобрела Ассоциация алжирских улемов-реформаторов, основанная в 1931 г. и объединившая арабоязычных литераторов и религиозных деятелей, которые отвергали идеи французских ассимиляторов и отстаивали самобытность национальной культуры. Их девизом стало: "Алжир - моя родина, ислам - моя религия, арабский - мой язык". В июне 1936 г. улемы, коммунисты и другие национальные организации учредили Мусульманский конгресс и приняли Хартию требований алжирского народа, содержавшую положения об упразднении колониальных учреждений и институтов.

В 1936 г. пришедшее к власти во Франции правительство НФ предоставило алжирцам ряд демократических свобод (право создавать политические объединения, профсоюзы, иметь оплачиваемые отпуска, 40-часовую рабочую неделю). Однако под нажимом реакционных сенаторов, депутатов от правых партий и воинствующих европейских колонистов, страна осталась под юрисдикцией Франции. Неспособность кабинета Л. Блюма удовлетворить в полной мере требования националистов привела в 1938 г. к распаду Мусульманского конгресса. Еще раньше из его состава выбыла "Североафриканская звезда", чье радикально настроенное руководство во главе с Ахмедом Мессали Хаджем выступило против ассимиляторской идейной платформы Конгресса и входивших в него алжирских коммунистов. Распущенная правительством НФ, в 1937 г. она возродилась под новым названием - "Партия алжирского народа". Ее жесткая антиколониальная позиция вызывала растущие симпатии в среде мелкой городской буржуазии, среди учащихся и рабочих-алжирцев. Оформившаяся организационно в 1936 г. Алжирская коммунистическая партия сконцентрировала тогда свои усилия на противостоянии колониальному фашизму - Партии французского народа и Французской социальной партии, опиравшимся на европейскую переселенческую элиту и представителей мелкобуржуазных слоев алжиро-европейцев.

6.4.4. Алжир во время Второй мировой войны

После начала Второй мировой войны французские власти под предлогом военного времени запретили Партию алжирского народа, Алжирскую коммунистическую партию и иные объединения. Федерация туземных избранников и родственный ей образованный в 1938 г. Алжирский народный союз объявили о своем роспуске, а их руководители Мухаммед Бен Джаллул, Фархат Аббас поддержали метрополию и вступили в ее армию. Из-за отказа сотрудничать с колониальной администрацией лидеры Ассоциации улемов-реформаторов шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис (умерший в апреле 1940 г.) и ставший его преемником Башир аль-Ибрахими подверглись гонениям.

С июня 1940 г. после разгрома Франции фактическими хозяевами страны сделались германо-итальянские комиссии, призванные следить за выполнением условий перемирия. По указанию Берлина марионеточное правительство Виши начало строительство железной дороги с целью соединить алжирский порт Оран с территориями французской Западной Африки и облегчить эксплуатацию ее природных ресурсов. Из-за вывоза в Германию и Италию фосфоритов, черных и цветных металлов, продовольственных продуктов цены в Алжире с 1938 г. по 1942 г. увеличились в два с лишним раза.

Несмотря на бедственное положение большинства алжирцев, крупные европейские колонисты, часть местных алжирских феодалов и колониальные вишистские чиновники занимались поставкой продовольствия и снаряжения воевавшему тогда против англичан в Египте и Ливии Африканскому корпусу генерала Роммеля. Пытаясь привлечь на свою сторону буржуазно-феодальные реакционные круги коренного населения, маршал Петэн включил двоих их представителей в образованный им Национальный совет Французского государства. Главной силой антифашистского движения Сопротивления в стране в условиях установившегося вишистского террора были приверженцы генерала де Голля среди европейцев.

Высадившиеся в ноябре 1942 г. в Северной Африке англо-американские войска поначалу сохранили в Алжире на прежних постах чиновников петэновской администрации. На первых порах во главе нее командование союзников поставило адмирала Дарлана, а затем - тесно связанного с европейской переселенческой элитой генерала Жиро. Однако по мере нарастания антифашистского движения и впечатляющих военных успехов СССР власти союзников весной 1943 г. запретили реакционные периодические издания и отменили некоторые расистские законы прежнего режима. Запятнавших себя связями с державами оси наиболее одиозных представителей коллаборационистов репрессировали лишь с созданием в стране в июне 1943 г. Французского комитета национального освобождения (ФКНО), возглавленного генералом де Голлем, который преобразовал его в июне 1944 г. во Временное правительство Франции и переехал вместе с ним в августе 1944 г. из Алжира в Париж.

В период 1940-1944 гг., использовав возможность реализовывать по высоким ценам продовольствие и товары первой необходимости, заметно обогатилась и окрепла национальная алжирская буржуазия. Пользуясь ослаблением метрополии после ее поражения 1940 г., усилением антиколониальных устремлений масс алжирцев, она начала предъявлять претензии на более весомую роль в общеполитической жизни страны. Ее лидеры Ф. Аббас, М. Бен Джаллул и другие направили французской администрации в декабре 1942 г. "Послание мусульманских представителей", а также "Манифест алжирского народа" (февраль 1943 г.) и проект реформ (май 1943 г.), где выдвигались требования об освобождении из тюрем и концлагерей всех политзаключенных, о гарантиях гражданских и политических свобод, о проведении в дальнейшем выборов в Учредительное собрание, которое должно было утвердить конституцию автономного алжирского государства. Отклонив эти требования и репрессировав часть руководителей борьбы за автономию, ФКНО склонил на свою сторону правобуржуазных лидеров (Бен Джаллула, Лакдари, Тамзали и других), удовлетворившихся предоставлением в марте 1944 г. феодалам, предпринимателям, чиновникам, интеллигенции и бывшим офицерам французского гражданства и права остальным алжирцам избирать 40% депутатов в органы местного самоуправления.

Не изменившая принципам "Манифеста алжирского народа" патриотически настроенная часть национальной буржуазии по инициативе Ф. Аббаса в марте 1944 г. учредила ассоциацию "Друзья манифеста и свободы". В ее состав вошли также улемы во главе с возвратившимся из ссылки Баширом аль-Ибрахими и Партия алжирского народа, значительно обновившаяся и укрепившая за 1940-1944 гг. свои позиции среди мелкой городской буржуазии, студенчества, ремесленников, интеллигенции, рабочих и безработных. Являясь в рамках Ассоциации самой деятельной и радикальной фракцией, она издавала подпольно на арабском и французском языках газеты и листовки, имела влияние во многих общественных и культурных объединениях, располагала нелегальными отрядами боевиков, оружие которых было собрано на полях сражений в соседнем Тунисе, приобретено у американцев и англичан, похищено из арсеналов французской армии.

В марте 1945 г. на съезде "Друзей манифеста и свободы" руководство Партии алжирского народа, отвергая точку зрения умеренных, стало настаивать на одобрении несвоевременного тогда требования о признании независимости Алжира и предоставлении ему свободы интеграции не только с Францией. Контрмерой властей явилось создание гражданской гвардии (военизированной милиции колонистов и городских служащих-европейцев) и проведение арестов почти всех известных полиции активистов Партии алжирского народа.

После провокационного расстрела колонизаторами 8 мая 1945 г. в Сетифе и Гельме мирных демонстраций алжирцев по случаю победы союзников над Германией началось во многом из-за революционного нетерпения радикального крыла Партии алжирского народа неподготовленное должным образом антиколониальное восстание. Оно распространилось на весь регион Баборской Кабилии. Мобилизовав армейские части, авиацию, флот, вооружив даже военнопленных итальянцев, колониальные власти за счет воздушных и морских бомбардировок, массовых расстрелов к 16-17 мая 1945 г. подавили восстание, в котором погибли более 40 тыс. алжирцев. Ассоциация "Друзья манифеста и свободы" была запрещена. Майское стихийное выступление обернулось для патриотов Алжира не только тяжелым поражением. Оно стало одновременно важным уроком для последующей их борьбы за национально-политическое освобождение.

< Лекция 18 || Лекция 19: 123 || Лекция 20 >
Дания Тимербаева
Дания Тимербаева
Елена Максимова
Елена Максимова

Здравствуйте. Я записалась на бесплатный вариант курса "История стран Азии и Африки в новейшее время", но если в процессе изучения я пойму, что мне бы хотелось получить удостоверение о повышении квалификации, я смогу перейти на вариант повышения квалификации?