Опубликован: 17.04.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1200 / 304 | Длительность: 21:36:00
Специальности: Историк
Лекция 10:

Пакистан

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >

4.2.1. Образование государства Пакистан.Внутриполитическое развитие (1947-1957 гг.)

15 августа 1947 г. на территории Южной Азии было провозглашено образование нового независимого государства - доминиона Пакистана, первым генерал-губернатором которого стал лидер Мусульманской лиги и руководитель движения за создание Пакистана Мухаммед Али Джинна.

Религиозно-общинный принцип, положенный в основу раздела Британской Индии, привел к тому, что в состав Пакистана были включены территориально разобщенные области субконтинента с численным преобладанием мусульманского населения, разделенные полосой в 1600 км индийской территории: на северо-западе - Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан - Западный Пакистан; на северо-востоке - Восточная Бенгалия и округ Силхет провинции Ассам - Восточный Пакистан.

Важнейшими факторами, обусловившими политическое развитие страны, были общая социально-экономическая и культурная отсталость, относительная слабость современного сектора экономики, устойчивость традиционных социальных и политических структур, отсутствие четкой социальной стратификации, низкий уровень политического самосознания населения, слабая подключенность масс к участию в общественной жизни, огромное влияние патриархальных и религиозных представлений во всех сферах жизни государства.

Важной особенностью политического развития Пакистана был значительный удельный вес в общественной жизни религиозно-общинных партий и группировок, выдвигавших лозунги исламизации государства.

До 1954 г. в политической жизни страны господствовала старейшая организация, с начала XX в. отстаивавшая интересы южно-азиатских мусульман, - Мусульманская лига. Однако в результате усиления фракционной борьбы в этой организации в конце 1940-х - начале 1950-х гг., а также в силу нерешенности основных проблем Пакистана и необходимости поиска альтернативных путей развития страны стали возникать первые оппозиционные буржуазно-демократические партии: Авами лиг (Народная партия), Азад Пакистан (Свободный Пакистан) и др. Серьезные противоречия между политическими силами страны проявились в связи с обсуждением разных проектов конституции Пакистана.

16 октября 1951 г. был убит премьер-министр Пакистана Лиакат Али-хан, а его пост занял восточнобенгальский политический деятель Ходжа Назимуддин. Обострившаяся борьба за власть привела к отставке его правительства, а политическое противоборство лидеров Западного и Восточного Пакистана имело следствием формирование партийно-политических систем, тяготеющих соответственно к двум разным центрам.

29 февраля 1956 г. Учредительное собрание приняло конституцию, согласно которой 23 марта 1956 г. доминион Пакистан был провозглашен республикой. Однако усиливавшаяся борьба партийных группировок привела в октябре 1957 г. - октябре 1958 г. к серии правительственных кризисов: ушедший в отставку кабинет Х.Ш. Сухраварди сменило коалиционное правительство И.И. Чундригара, которому в свою очередь на смену пришло правительство Республиканской партии во главе с М.Ф. Нуном.

4.2.2. Военный переворот 1958 г. и мероприятия военных властей

Нестабильность и слабость гражданских правительств привели к тому, что 8 октября 1958 г. в Пакистане произошел военный переворот, в результате которого к власти пришла армия во главе с генералом М. Айюб-ханом. Центральное и провинциальные правительства были смещены, законодательные органы власти распущены, деятельность политических партий запрещена. Была отменена конституция 1956 г. и упразднен пост премьер-министра. В течение трех с половиной лет в Пакистане действовал военный режим с централизованной системой управления. Вся полнота власти оказалась сосредоточенной в руках верхушки Вооруженных сил. Главный военный администратор М. Айюб-хан издавал распоряжения, имевшие силу закона, поскольку не существовало выборных законодательных органов. Распоряжения военной администрации были обязательны для всех органов гражданской власти. Для разбора дел, связанных с нарушением военного положения, были созданы военные суды. Представители армии заняли практически все высшие гражданские посты. М. Айюб-хан в качестве президента страны (с 1960 г.) возглавил всю исполнительную власть (наряду с законодательной и судебной).

Военный режим поначалу носил сугубо репрессивный характер: был введен запрет на митинги, демонстрации, забастовки, цензура на печать, произведены аресты руководителей демократических партий и общественных организаций, за нарушение распоряжений военной администрации предусматривались суровые наказания вплоть до смертной казни. Однако с начала 1960-х гг. (в 1960 г. Айюб-хан провозгласил себя президентом) власти стали проводить более гибкую политику, частично легализовав партийно-политическую жизнь в стране. Новое правительство стало проводить чрезвычайные, рассчитанные на быструю отдачу мероприятия по стабилизации экономического положения, повело борьбу с контрабандой и спекуляцией, установило государственный контроль.

Курс на форсированное развитие капитализма коснулся не только промышленности, но и сельского хозяйства. Аграрная реформа, ограничившая размеры помещичьего землевладения, и последовавшие затем мероприятия по улучшению технической базы сельскохозяйственного производства способствовали капитализации аграрного сектора экономики и расширяли социальную базу режима. Политика в области промышленности, внешней торговли и системы налогообложения создала благоприятные условия для развития национального производства и обеспечила поддержку властям со стороны торгово-предпринимательских слоев преимущественно Западного Пакистана. (Меры, предпринятые для ликвидации экономической отсталости Восточного Пакистана, были недостаточны и не ликвидировали его неравноправного положения.) Важное значение для эффективного функционирования административно-политической системы имело введение в октябре 1959 г. единой по всей стране пятиступенчатой системы органов местного самоуправления.

Однако мероприятия властей затронули лишь верхние слои населения. За годы военного режима не произошло существенных изменений к лучшему в положении основных масс населения Пакистана, что наряду с политическим бесправием было причиной роста недовольства властями. Растущие требования демократизации сочетались с развитием национального движения в Восточном Пакистане.

< Лекция 9 || Лекция 10: 123 || Лекция 11 >
Дания Тимербаева
Дания Тимербаева
Елена Максимова
Елена Максимова

Здравствуйте. Я записалась на бесплатный вариант курса "История стран Азии и Африки в новейшее время", но если в процессе изучения я пойму, что мне бы хотелось получить удостоверение о повышении квалификации, я смогу перейти на вариант повышения квалификации?