Китай
2.5.1. Китай в годы Первой мировой войны
Сразу после начала Первой мировой войны президент страны Юань Шикай объявил о нейтралитете Китая. Китайское правительство призвало воюющие державы не переносить военные действия на его территорию. Но этот призыв не был услышан. 22 августа 1914 г. Япония высадила свой 30-тысячный экспедиционный корпус неподалеку от порта Циндао. На Шаньдунском полуострове в течение двух месяцев весь полуостров оказался под ее контролем. В планах японского правительства в качестве задачи-максимум в то время появилась идея вытеснения и держав Антанты из Китая с последующим установлением своего контроля над всей его территорией.
18 января 1915 г. Япония предъявила Юань Шикаю ультиматум, получивший название "21 требование". В случае его выполнения Китаю грозила участь превращения в полностью зависимое от Японии государство.
Юань Шикай оказался в сложном положении. Китай был весьма слаб для того, чтобы вооруженным путем противостоять Японии. 9 мая 1915 г. Юань Шикай по совету английских и американских полномочных представителей согласился на принятие скорректированного варианта "21 требование". Этот день в Китае рядом общественных организаций был объявлен днем национального позора.
6 июня 1916 г. Юань Шикай внезапно скончался от сердечного приступа. После его смерти центральная власть еще более ослабела и постепенно концентрировалась в руках генералов-милитаристов в тех или иных провинциях Китая. Как это не раз бывало в кризисные периоды истории Китая, на первый план в политической жизни страны вновь и надолго вышли военные. Парламент разгоняли и вновь собирали, но роль его уже была второстепенной. В таком же положении был и лидер китайской революции Сунь Ятсен: то его избирали президентом, то он вновь терял пост, причем практически все зависело от воли милитаристов, обладавших реальной властью в том или ином регионе.
2.5.2. Китай после окончания Первой мировой войны
Первая мировая война и последовавшие за ней события еще больше обострили противоречия внутри китайского общества. Несколько окрепли позиции национальной китайской буржуазии, воспользовавшейся ослаблением внимания к их стране со стороны держав Антанты в период боевых действий в Европе. Тем не менее иностранный капитал сохранял свои позиции в важнейших отраслях, просто произошло его перераспределение в сторону усиления позиций Японии.
Так, например, на долю японского капитала к тому времени приходилось до половины всего производства угля, три четверти добычи железной руды, девять десятых выплавки стали, до 60% производства хлопчатобумажных тканей и т. д. Большинство железных дорог и банков также продолжало находиться в собственности иностранцев. Внешняя торговля, средства связи и таможенные сборы тоже контролировались ими.
До восьмидесяти процентов земли находилось в руках крупных собственников, составлявших около одной десятой части сельского населения. На долю остальных приходилось соответственно менее четверти. Земельные крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.
Победа Октябрьской революции в России и последовавшая вслед за этим отмена заключенных ранее с Китаем неравноправных договоров (в частности, отказ Советской России от доли "боксерского протокола" 1901 г.) породили у части политической элиты и в среде интеллигенции надежды на помощь новых российских властей в деле освобождения страны от иностранного господства. Теперь Россия из отсталого и реакционного государства в глазах значительной части общества стала примером для подражания в деле свершения подлинной народной революции.
Окончание Первой мировой войны стало началом нового этапа революционного процесса в Китае, причем революция 1917 г. в России оказала немалое воздействие на те формы, которые это движение стало обретать. В 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая (КПК), что значительно консолидировало молодой китайский рабочий класс. Дальнейшее оформление происходило в партии Гоминьдан. В 1922-1923 гг. происходит подъем рабочего и крестьянского движения, оформление профсоюзного движения. В Гуанчжоу создались благоприятные условия освободительного движения после того, как там с февраля 1923 г. закрепилось правительство Сунь Ятсена, прошедшего к этому времени сложный путь. Успехи русской революции, за которой он внимательно следил, и горький опыт своих политических неудач привели его к пониманию того, что только опора на народные массы сможет обеспечить победу китайской революции. Сунь Ятсен постепенно перешел на позиции сотрудничества с коммунистической партией и с Советским Союзом, в результате к трем народным принципам он добавляет три основы политики: союз с СССР, союз с КПК, поддержка крестьян и рабочих. Кроме того, ему становится все очевиднее, что без собственных Вооруженных сил партии не обойтись. На I Конгрессе Гоминьдана в 1924 г., в котором приняли участие и коммунисты, был провозглашен единый фронт Гоминьдана и КПК. 31 мая 1924 г. было подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Китаем. С помощью советских военных советников М.М. Бородина, П.А. Павлова, В.К. Блюхера была налажена работа по созданию революционных Вооруженных сил. Постепенно закладывались основы и для дальнейшего усиления власти Гоминьдана и КПК, хотя большой утратой для революции стала смерть Сунь Ятсена в марте 1925 г.
1 июля 1925 г. гуанчжоуское правительство объявило себя Национальным правительством Китая и начало борьбу за объединение страны. В июле 1926 г. гоминьдановские войска выступили в свой знаменитый Северный поход. Результатом было присоединение к территориям, контролируемым Гоминьданом и КПК, Нанкина, Ухани и ряда других больших городов и провинций. Эти успехи усиливали позиции главнокомандующего Чан Кайши, который весной 1927 г. провозгласил в Шанхае собственное национальное правительство. Это означало по сути переворот внутри самой партии Гоминьдан, последующий разрыв с коммунистами и крушение единого фронта Гоминьдана и КПК.
2.5.3. Гражданская война и поиск путей примирения. Создание антияпонского фронта
Все это, естественно, ослабило страну перед угрозой японской агрессии, усилившейся к середине 1930-х гг. В 1937-1938 гг. японцы оккупировали все крупнейшие города, включая Пекин, Тяньцзинь и Шанхай, и все важнейшие провинции Китая. Чан Кайши, обосновавшийся на западе в Чунцине, возглавил сопротивление, пригласив включиться в антияпонскую борьбу Вооруженные силы КПК. Но единству в этой борьбе мешали политические разногласия. КПК выступила против гоминьдановской политики сразу после переворота Чан Кайши. Ею было организовано несколько восстаний еще в конце 1927 г., но они не имели успеха. В 1928-1930 гг. в ряде районов страны были созданы контролируемые коммунистами территории, где формировались Советы. В 1931 г. в Жуйцзине был даже создан съезд Советов, образовавший Китайскую Советскую Республику. Началась гражданская война между Гоминьданом и коммунистами в провинциях Центрального и Южного Китая. Однако японская интервенция, патриотические настроения, возраставшие среди разных социальных групп китайского общества, заставляли враждующие стороны искать пути к примирению. 8 июля 1937 г. ЦК КПК призвал народные массы подняться на общенациональную войну и создать единый национальный патриотический фронт. О необходимости с оружием в руках дать отпор агрессии от имени Гоминьдана заявил также Чан Кайши. В сентябре 1937 г. в китайской печати были опубликованы заявления ЦК КПК и правительства Гоминьдана о сотрудничестве обеих партий.
Единый антияпонский национальный фронт отличался от единого фронта 1924-1927 гг. Прежде всего Гоминьдан представлял теперь не столько интересы народных масс (как было при жизни Сунь Ятсена), сколько интересы различных собственников - помещиков, банкиров, фабрикантов и купцов. Далее, в 1937 г. не было создано организационной формы единого фронта; непосредственной целью его была борьба не против всех империалистических держав и китайских милитаристов, а война с Японией. Однако эту войну обе соперничающие силы, несмотря на единый фронт, предпочитали вести обособленно, сами по себе.
КПК закрепила за собой власть в контролируемых ею районах (северо-западные провинции Китая), где в 1940 г. проживали, по разным данным, 50-100 млн человек. Две главные армии, Восьмая и Четвертая, численность которых достигала 500 тыс. человек, были немалой частью китайских Вооруженных сил, противостоящих японской агрессии. К этому времени руководство в КПК фактически захватил будущий многолетний правитель коммунистического Китая Мао Цзэдун. Гоминьдановская армия насчитывала в конце Второй мировой войны 4600 тыс.человек, но она была сильно потрепана и деморализована. Наиболее боеспособные дивизии, обученные и вооруженные американцами, находились не на фронте, а в тылу, и готовились к борьбе не с японцами, а с Вооруженными силами КПК.
В августе 1945 г. СССР вступил в войну с Японией и оккупировал Маньчжурию, разгромив Квантунскую армию. Захваченные им военные трофеи способствовали укреплению базы КПК в Северном Китае. Закончилась Вторая мировая война, но не наступил мир на земле Китая. Началась новая жестокая страница гражданской войны.
2.5.4. Китай после окончания Второй мировой войны (1945-1946 гг.) и в годы гражданской войны (1946-1949 гг.)
После окончания Второй мировой войны снова стал вопрос о политическом объединении Китая. Две основных силы - КПК и Гоминьдан - повели между собой борьбу за гегемонию в стране.
До мая 1946 г., в соответствии с соглашением между СССР и Китайской Республикой на территории Маньчжурии находились советские войска. Этот район в период существования государства Маньчжоу-го японцы превратили в один из самых экономически развитых, на долю которого приходилось около 20% всего объема промышленного производства Китая.
В результате переговоров в Чунцине КПК и Гоминьдан 10 октября 1945 г. заключили соглашение об установлении мира и национального единства и созыве Политического консультативного совета для перехода от режима политической опеки к демократической республике. Однако участники переговоров так и не смогли договориться о будущем статусе вооруженных формирований КПК. Чан Кайши настаивал на их роспуске и передаче власти в освобожденных районах представителям его правительства. Мао Цзэдун на это пойти не мог и ответил отказом. Тогда лидер Гоминьдана, заручившись поддержкой США, предпринял попытки осуществления ряда наступательных операций в районах, находившихся под контролем коммунистов. Страна вновь оказалась на грани гражданской войны.
Для внешних заинтересованных сил в тот момент ситуация еще не была достаточно ясной. США, войска которых находились в Китае, рассчитывая на укрепление своих позиций в стране, приняли участие в подготовке армии Гоминьдана, обучив 150 тыс. солдат и вооружив 45 дивизий. СССР, сохраняя официальные отношения с режимом Чан Кайши, еще не определился в своей поддержке китайских коммунистов. И.В. Сталину, как и президенту США Г. Трумэну, в тот момент казалось, что наиболее удачным вариантом станет коалиционное правительство единого Китая. Однако события разворачивались в другом направлении.
Летом 1946 г. начинается наступление войск Гоминьдана на районы, контролировавшиеся КПК. Это означало возобновление гражданской войны. На первом этапе, продолжавшемся до середины 1947 г., успех был на стороне более оснащенной и хорошо подготовленной армии Чан Кайши, поддержанной США.
Однако в ходе гражданской войны в полной мере оправдались надежды коммунистов на использование тактики партизанской войны, опыт которой был ими приобретен в ходе событий 1927-1937 гг. На подконтрольных Гоминьдану территориях проводились широкомасштабные операции по уничтожению живой силы и техники противника.
Решающие сражения, определившие конечный итог войны, развернулись в конце 1948 г.-первой половине 1949 г. Все свои Вооруженные силы коммунисты свели в четыре полевые армии. Первая под командованием Пэн Дэхуая размещалась в северо-западной части страны, Вторая армия Лю Бочэна находилась в Центральном Китае, Третья, руководимая Чэнь И, на востоке, а в Маньчжурии размещалась Четвертая армия под командованием Линь Бяо.
Вначале коммунисты одержали победу в районе Шэньяна (Маньчжурия), а затем захватили Чаньчунь. Таким образом, ими уже тогда контролировался Северо-Восточный Китай.
Оказавшись в безвыходном положении, Чан Кайши в январе 1949 г. обратился к руководителям США, Великобритании и СССР стать посредниками в достижении мира с КПК. Однако руководство СССР ответило отказом, заявив, что все происходящее - внутреннее дело Китая. 21 января Чан Кайши объявил о своем уходе с поста президента Китайской Республики.
К осени 1949 г. лишь Тайвань и Тибет были вне контроля КПК. Кроме того, Гонконг и Макао продолжали оставаться под управлением Великобритании и Португалии.