Мотивация деятельности в менеджменте
12.1. Природа механизма мотивации деятельности человека
В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определенный отпечаток и на процесс управления в части его усложнения. Увеличиваются затраты средств и времени, связанные с обучением и переобучением персонала, усложняется функция контроля, развиваются нетрадиционные типы расписания работы и т. д. По мере развития научно-технического прогресса возрастает роль мотивации творческой деятельности персонала, который в определенном смысле по мере развития творческой деятельности становится самодостаточной и саморегулируемой системой.
Центральной проблемой управления персоналом становятся мотивация и квалификация. Создание условий для более полного выявления потенциала сотрудников приобретает ключевое значение для решения проблемы жизнеспособности организаций.
В настоящее время в этой проблеме накопилось достаточно много серьезных вопросов, требующих детального анализа причин сложившейся ситуации и поиска рациональных путей их разрешения.
Для сотрудников организации вопросы мотивации, формулируемой как внутреннее состояние, определяющее поведение человека, как побуждения человека, предрасполагающие его действовать целенаправленным образом, имеют большее значение. При этом процесс труда все сложнее нормировать, с одной стороны, и непросто контролировать - с другой.
Для правильного понимания устремлений сотрудников, того, что ими движет, и определения желательных мер регулирующего воздействия обратимся к классическим теориям мотивации.
Рассмотрим понятие мотивации, ее сущность и взаимосвязь с такими категориями как потребность, стимул, цель, действие, а также механизм мотивации людей. При этом рассмотрим три группы теорий, изучающие процесс мотивационного воздействия на человека с различных позиций. Это содержательные теории мотивации, теории "поля" и процессуальные теории мотивации.
Отметим, что в классическом рассмотрении все эти теории оцениваются с позиций созидательной деятельности внутри организации, повышения эффективности ее деятельности.
Мотив - это процесс сопряжения целей организации и целей человека - члена этой организации для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих. Это система различных способов воздействия на людей для достижения намеченных целей и человека, и предприятия.
По Мескону, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Человек мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая задачи по достижению общих целей организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.
Изучение мотивов поведения людей - это сложная научная задача. Основоположник научного менеджмента Ф.У. Тейлор, в частности, писал: "Существует область научного исследования… на которую должно быть обращено специальное внимание - именно точное исследование мотивов, влияющих на поведение людей. На первый взгляд может показаться, что подобного рода вопрос представляет предмет индивидуального наблюдения и обсуждения и является совершенно необходимым для задачи точного научного экспериментального исследования. Несомненно, что закономерности, вытекающие из экспериментов подобного рода, в силу того, что опыт здесь производится над чрезвычайно сложным организмом - человеческим существом, допускают гораздо большее число исключений, чем законы, относящиеся к материальным вещам. И все же подобные закономерности, приложенные к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми".
В отношении человека к взаимосвязанным экономическим процессам производства и потребления продукции происходит рождение потребностей, которые и заставляют действовать людей так, а не иначе.
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностей. В психологии под потребностью понимается особое состояние психики индивида, отражающее несоответствие между его внутренними и внешними условиями деятельности, которое является причиной осознания человеком эмоциональной напряженности или неудовлетворенности и оказывает влияние на формирование внутренних мотивов его деятельности. Психологи, наблюдая за действиями, поведением людей, определили, что мотивом для действий служат потребности. В жизни непосредственно "потрогать", измерить потребность невозможно, так как это категория объективно-субъективная, категория общественного воспроизводства и сознания. Источником возникновения материальных потребностей является производство социальных потребностей - общественный характер жизнедеятельности человека, духовных потребностей - сознание индивида. Для каждого человека потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, которые находятся в постоянном движении. Движение осуществляется от низшего удовлетворяемого уровня через действительный уровень (включающий не удовлетворяемую часть) к абсолютному, определяемому оптимальными условиями жизнедеятельности.
Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом, рождается взаимосвязь "потребность - мотив - стимул - цель - действие". Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, т. е. совершать поступки. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.
Мотив - это феномен сознания, это осознанное индивидом побуждение к деятельности. Вместе с тем он однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных видов деятельности. Так, например, потребность в одежде может быть удовлетворена как путем ее покупки в магазине, так и путем кражи и т. д. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.
Цели раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, т. е. того личностного смысла, который субъект вкладывает в свою деятельность. Например, приобретая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна - приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны. Если, пройдя через сознание индивида, эти потребности осознаются в качестве необходимости, т. е. происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие. Внутреннее побуждение находит свое отражение в категории "мотив", а внешнее - в категории "стимул". Соединение стимулов и мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом - путем реализации своих способностей. Развитие мотива в деятельность, реакция человека на стимулы находятся в прямой и теснейшей зависимости от общественно-психологических качеств личности (ее ценностных ориентаций, социальных установок, притязаний, ожиданий, стереотипов), а также от индивидуально-психологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера). При этом наибольший результат дает мотивация на основе первоочередных, наиболее насущных потребностей человека. Для успешного осуществления деятельности необходимо знать и уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства. Прежде всего, необходимо отметить, что потребности обладают способностью как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост и развитие до определенного рубежа и насыщения.
По мере приближения к рациональному пределу насыщения низших потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей. Таким образом, очередность и насущность более высоких потребностей для человека определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии.
Другая важнейшая особенность системы потребностей заключается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой.
Диалектика развития потребностей определяет и такое их важное свойство, как относительность. Суть его заключается в том, что развитие системы потребностей человека идет в постоянном сравнении с уровнем их удовлетворения в аналогичных случаях.
Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, необходимо помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может оказаться безуспешной, например, в результате того, что человек находится в состоянии депрессии и не реагирует на мотивационное воздействие. Вообще мотивация - это долговременный процесс, приносящий плоды в результате кропотливой и постоянной работы.
Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению - мотив. Человека "мучают" его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения. Чем привлекательней и очевидней реализация потребности с помощью данного объекта, тем интереснее производственная деятельность человека с целью его присвоения. Таким образом, объект, так же как и потребности, оказывает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул - способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта.
Обобщенная схема механизма мотивации деятельности имеет вид, приведенный на рис. 12.1.
Каждый человек - это уникальный и сложный мир, обладающий множеством особенностей. Основными ценностями и социальными ориентирами человека являются: безопасность, свобода, рост благосостояния, ответственность, высокое качество жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство.
Формированию мотивации человека способствует благоприятная или препятствующая атмосфера, которая создается теми критериями и ценностями, которые присущи окружающей общности людей. Эти критерии и ценности способствуют формированию и раскрытию внутренних и внешних "Я"-образов человека, выбору им своего места в обществе, формированию его жизненных убеждений и твердых позиций. Это воздействие приобретает свою интегрированную завершенную форму в условиях определенной среды и конкретной организации.
Таким образом, для определения варианта наиболее эффективного решения задачи управления деятельностью организации необходимо рассмотреть особенности формирования социально-психологической цепочки событий "потребность - мотив - стимул - цель - действие", определяющей действия как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотрудников в организации.