Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1391 / 298 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 23:

Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский

< Лекция 22 || Лекция 23: 12 || Лекция 24 >

23.1. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

  1. планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);
  2. организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);
  3. связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
  4. обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

  1. планирование;
  2. организация работы;
  3. оперативное руководство;
  4. мотивация;
  5. координация;
  6. контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде:

  1. определение цели;
  2. получение информации;
  3. планирование;
  4. принятие решений;
  5. реализация;
  6. контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую - как занимающую промежуточное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, особенностей управления, моделей управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представлена соответственно в табл. 23.1-23.6.

Таблица 23.1. Сравнение общих принципов промышленного управления
Принципы управления Школа менеджмента
Япония США
Управление материально-техническими ресурсами Производство по принципу точно вовремя ("канбан"), т. е. поставка ресурсов ровно в том объеме, который необходим в данный момент времени (т. е. жесткая экономия на материально-технических запасах) Поставки крупных партий ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов)
Контроль качества Комплексный контроль качества Концепция "делать с первого раза" - комплексный контроль качества, включение ответственности за качество в каждую должностную инструкцию
Комплексное профилактическое обслуживание оборудования Производственным персоналом Специальными ремонтно-профилактическими службами
Система принятия решений Право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений

Таблица 23.2. Сравнение особенностей управления
Особенности управления Школа менеджмента
Япония США
Средства достижения успеха Огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от испльзованных им для этого средств
Направленность действий Направленность на служение людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя Значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от испльзованных им для этого средств; даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды
Решение проблем Поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться "гармонии", постепенного сближения позиций друг друга Решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем
Отношение к прибыли Мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смотрят в дальнюю перспективу Компания каждые три месяца вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы
Связь с предприятием Высокая - отношениями преданности и взаимной отвественности, пожизненный найм Низкая - отсутствие отношений преданности и взаимной ответственности, частая смена работы

Таблица 23.3. Сравнение моделей управления
Модели управления Школа менеджмента
Япония США
Общая характеристика модели управления Горизонтальная модель - отсутствие централизованных служб контроля и распределения потока материальных ресурсов; прямые связи между руководителями горизонтальных подразделений без участия координаторов Вертикальная модель - иерархическая координация характеризуется тем, что каждая функциональная единица имеет лишь одного прямого начальника и не связана с другими единицами.
Число уровней управления 5 11—12
Взаимодействие подразделений Интегрирование производственных и информационных потоков с целью успешного реагирования на изменение ситуации на рынке при наличии минимальных запасов Поточная систем производства с "выталкиванием" обрабатываемых изделий независимо от готовности следующего участка принять их на обработку при централизованной координации
Координация Цеха являются узловыми точками коммуникационной сети, то есть нижерасположенные цеха "командуют" вышерасположенными Осуществляется сверху вних центральными службами
Влияние подчиненных на руководителя Подчиненные относятся к руководителям с большим уважением репутация менеджера среди подчиненных непосредственно влияет на его собственную карьеру, то есть начальник является объектом неформального наблюдения со стороны подчиненных
< Лекция 22 || Лекция 23: 12 || Лекция 24 >