Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1396 / 301 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 20:

Природа управления и исторические тенденции его развития

< Лекция 19 || Лекция 20 || Лекция 21 >

20.1. Природа управления и исторические тенденции его развития

Практику управленческой деятельности можно смело считать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

История показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, кибернетика и др. Как отмечал один из основоположников научного менеджмента Ф. Тейлор: "Искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение".

Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции.

Общая характеристика истории управления, начиная с древнего мира и заканчивая концом ХХ в., приведена в табл. 20.1.

Таблица 20.1. История науки управлять
Годы Авторы Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000 до н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 до н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
1800 до н.э. Хаммурапи Использование письменных документов для контроля
1100 до н.э. Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
600 до н.э. Навуходоносор II Контроль производства и стимулирование через заработную плату
500 до н.э. Менциус Признание необходимости систем качества и стандартов
400 до н.э. Признание менеджмента как особого вида искусства
325 до н.э. Александр Македонский Создание штаба
284 н.э. Диоклетиан Делегирование полномочий
1500 Томас Мор Анализ недостатков плохого руководства
1776 Адам Смит Применение принципа специализации, концепция контроля
1799 Эли Уитни Контроль качества
1810 Роберт Оуэн Подготовка рабочих, строительство домов для рабочих
1832 Чарльз Беббедж Упор на научный подход, важность специализации и разделения труда
1886 Генри Р. Таун Наука менеджмент
1900 Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент, системный подход, функциональная организация, стандарты, планирование и контроль
1910 Харрингтон Эмерсон Принципы эффективности
1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции и принципы менеджмента
1917 Макс Вебер Теория бюрократического построения организации и управления ею (упор на психологию, исследование человеческих отношений)
1918 Мери Паркет Фоллетт Индивидуальная мотивация, групповой подход к решению проблем
1924 Г.Ф. Джорж Использование статистических методов при контроле качества
1927 Элтонг Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1930 Вальтер Дилл Скотт Менеджер должен смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т. д.
1933 Абрахам Маслоу "Пирамида потребностей" - человек имеет сложную структуру иерархических потребностей. Управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивации
1949 Норберт Винер Упор на системный анализ и теорию информации
1950 Питер Ф. Друкер Концепция управления по целям - управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия
1960 Дуглас Мак-Грегор Теория "Х":
  1. - обычный человек старается избегать работы;
  2. - большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены действовать в интересах организации;
  3. - средний человек желает находиться в безопасности, не берет на себя ответственность, предпочитает, чтобы им управляли.
  4. Теория "У":
  5. - выражение физических и эмоциональных усилий в работе для человека также естественно, как и во время игры или отдыха;
  6. - ответственность перед организацией определяется размером получаемого вознаграждения;
  7. - обычный человек стремится взять на себя ответственность
1962 А. Чандлер Проектирование организации должно соответствовать стратегии, выбранной фирмой. Смена стратегии обуславливает необходимость проектирования новой организации
1965 Игорь Ансофф Модель стратегического планирования, стратегический менеджмент
1977 Дж. Гелбрейт Определение элементов современного организационного проектирования:
  1. - идеология, ценности и принципы управления;
  2. - состав потребителей, обслуживаемых организацией;
  3. - рынки сбыта и территориальное размещение производства
1980 Майкл Портер Новые идеи конкурентоспособности и потребительских качеств продукции
1981 Уильям Оучи Копнцепция теории Z:
  1. - долгосрочный наем кадров;
  2. - групповое принятие решений;
  3. - индивидуальная ответственность;
  4. - низкая скорость оценки и продвижения кадров;
  5. - неформальный контроль четко формализованными методами;
  6. - неспециализированная карьера;
  7. - всесторонняя забота о работниках
1985 Том Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос Теория "7-S" - эффективная организация обеспечивается с помощью семи составляющих: стратегия, структура организации,системы процессов, штат, стиль, квалификация, разделенные ценности

В истории России и других стран должность управляющего существовала на протяжении многих веков. Однако формирование науки об управлении (менеджмента) связывают с появлением в начале ХХ в. концепции научного управления.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет проследить первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение происхождения и развития современных концепций менеджмента позволяет лучше понять аналитические и концептуальные инструменты этой профессии. Известный американский ученый Питер Друкер так определил роль и значение управления: "Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен".

< Лекция 19 || Лекция 20 || Лекция 21 >