Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1396 / 301 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 22:

Этапы и школы в истории менеджмента

< Лекция 21 || Лекция 22 || Лекция 23 >

22.1. Этапы и школы в истории менеджмента

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого "Принципы научного управления" началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: "Научный менеджмент - искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению - самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

В разработанной концепции научного управления показано, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е годы в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал/шум.

Понятие отношения сигнал/шум широко используется в радиолокации. Рассмотрим процесс передачи сигнала на частоте f0 (рис. 22.1).

Процесс выделения полезного сигнала на фоне шумов

Рис. 22.1. Процесс выделения полезного сигнала на фоне шумов

Этот сигнал поступает в приемник на частоте f0 с амплитудой Us. Приемник, обладающий чувствительностью в диапазоне частот от 0 до fh, помимо полезного сигнала с амплитудой Us, поступающего в очень узкой полосе в окрестностях частоты f0, принимает шумы внешнего и внутреннего происхождения с амплитудой Ub во всей полосе чувствительности от 0 до fh.

Если сопоставить величину получаемого сигнала и шумов во всей полосе чувствительности приемного тракта, то можно убедиться, что:


Иными словами, передаваемый узкополосный сигнал растворится в широкополосных шумах. В этом случае принято говорить о том, что отношение сигнал/шум меньше единицы.

Чтобы выделить полезный сигнал на фоне шумов в приемнике устанавливается узкополосный фильтр в диапазоне частот от f1 до f2. В результате сигнал остается, а основная масса шумов от f0 до f1 и от f2 до fh. То есть отношение сигнал/шум становится гораздо больше единицы:


Перенося рассмотренный принцип на управление организацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассматривали необходимость все, что идет на благо организации (сигнал) выделять, сохранять и развивать, а все что мешает развитию организации (шум) - исключить.

Основные принципы научного управления Тейлора заключаются в следующем:

  • разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п.;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда;
  • использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности реализации научного управления.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения эффективности производства в частности.

Важным вкладом авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

В 1920-е гг. получила развитие концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, следование предлагаемым принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. Фирма рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять систематизировано. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

В качестве базовых элементов любой системы в концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профессий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.

Таким образом, главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

По высказыванию одного из представителей классической теории управления Анри Файоля, сделанному в 1923 г., "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны шесть видов деятельности (функций):

  • техническая деятельность (производство);
  • коммерческая деятельность (закупка, сбыт);
  • финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);
  • деятельность безопасности (защита собственности организации);
  • эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
  • управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856–1915), А. Файоль (1841–1925), Г. Эмерсон (1853–1931), М. Вебер (1864–1920) сформулировали базовые принципы классического научного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

Краткая характеристика принципов управления Анри Файоля представлена ниже.

Разделение труда - с целью выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.

Полномочия и ответственность - как право отдавать приказы и необходимость отвечать за свои действия.

Дисциплина - как уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.

Единоначалие - как получение приказаний только от одного непосредственного начальника.

Единство управления - когда каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим - интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

Вознаграждение персонала - как справедливая оплата за работу с целью обеспечения верности и поддержки работников.

Централизация - как проблема определения меры, позволяющей обеспечить наилучшие возможные результаты.

Скалярная цепь - как ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшего до низового звена.

Порядок - как определение своего места для всего и всех.

Справедливость - как сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала - как фактор повышения эффективности организации.

Инициатива - как разработка планов и обеспечение их успешной реализации, придающие организации силу и энергию.

Корпоративный дух - как результат гармонии персонала в едином союзе.

Считая предложенные принципы универсальными, Файоль в то же время подчеркивал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".

Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов - русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

В известной пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу выделено пять уровней (табл. 22.1).

Таблица 22.1. Характеристика уровней человеческих потребностей пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу
Уровень потребностей "пирамиды" Формы проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей Характер потребностей
Самовыражение Стремление к достижению результатов в любимом деле Предоставление возможности работать творчески Социальные
Признание и самоутверждение Желание занимать определенное положение в коллективе Присвоение рангов или званий
Принадлежность и причастность Стремление установить дружеские отношения Поощрение создания неформальных групп
Стабильность и безопасность Стремление к достойному уровню жизни и предотвращению опасных изменений Обеспечение Экономические
Физиологически потребности (выживание) Стремление получить пищу, тепло, отдых Соблюдение временных норм труда, создание доступной системы питания

Согласно этой концепции производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.

Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов - разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Рассмотрим деятельность организации с позиций теории исследования операций, при совместном использовании положений концепции системного подхода и концепции научного управления (рис. 22.2).

Деятельность организации с позиции теории исследования операций

Рис. 22.2. Деятельность организации с позиции теории исследования операций

При рассмотрении процесса функционирования организации с позиций теории исследования операций в качестве типового задания (заказа) Х рассматривается востребованность на рынке определенной продукции (товара или услуги). Для выполнения задания Х создается система Y, состоящей из множества взаимосвязанных функциональных элементов yi (YО{yi}).

Поскольку потребности рынка постоянно меняются (то есть задание Х является функцией времени - Х(t)), то для выполнения конкретного задания Х система Y должна соответствующим образом настраиваться с учетом специфики задания Х(t).

Подготовка системы Y осуществляется с использованием параметров настройки Yx и проводится до начала выполнения операции (задания) Х. Настройка системы Y заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей, специфики их использования, требований к качеству продукции и т. д. В ходе выполнения операции (задания Х) производится "подстройка" системы Y таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения операции. Эти корректирующие воздействия осуществляются с помощью параметров управления Ux.

В результате организация как система Y, за счет использования параметров настойки Yx до начала выполнения задания Х (процесса функционирования) и параметров управления Ux в процессе выполнения задания Х на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции по предоставлению на рынок продукции, более или менее качественно отражающей выполнение рыночного заказа Х - (Х).

Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности организации и управления ею. Поэтому подчеркивается необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. При этом подчеркивается достижение системного (синергетического) эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий - функций управления (планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок и т. д.), образующих процесс управления как некоторую линию поведения.

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией - конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.

Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли свое отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений внешней среды, в сложившихся условиях.

Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т. д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).

1980-е гг. охарактеризовались выходом из мирового экономического кризиса и насыщением рынка товарами и услугами. Большое количество однородных товаров, схожих по свойствам и цене, потребовало повысить культуру управления в организациях.

Культура управления включает следующие три составляющие.

Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию "цена-качество" преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.

Во-вторых, преимущество получит та организация, у которой будет выше качество взаимоотношений внутри организации, в том числе наблюдаемых потребителями.

В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ, организации стремятся найти какой-то фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.

В 1990-е гг. наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции (рис. 22.3). В системе координат выполняемые функции - довольство клиентов (потребителей) на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию "цена-качество". Это продукция, обладающая линейными свойствами - чем больше выполняемых функций, тем выше удовлетворенность потребителя. Часть товара обладает обязательными (основными) свойствами, благодаря которым и присутствует на рынке. Но эти товары в оценках потребителей не превосходят среднего уровня удовлетворения их спроса. Существует также группа товаров, которая только что появилась на рынке - инновационная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами. Однако с течением времени, если потребители признают новый товар, он может перейти в разряд товаров с линейными свойствами, а из этой категории товар обязательно перейдет в разряд товаров с обязательными свойствами, после чего вообще уйдет с рынка.

Модель динамики рынка (модель Кано)

Рис. 22.3. Модель динамики рынка (модель Кано)

Увеличение экономической активности в 1990-е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами, привели к тому, что продолжительность присутствия товаров на рынке определяется и их качеством и ценой. Для новых товаров выделяют следующие инновационные признаки:

  • создание нового товара;
  • использование нового сырья (более дешевого или более качественного);
  • применение новых технологий;
  • формирование новых (более рациональных) организационных структур;
  • освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы).

На пороге ХХI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям (отраслевой менеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.

Основная идея концепции управления по целям (MBO - Management by Objectives) заключается в структуризации и завертывании целей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей.

Концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т. д.

Иными словами каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.

В настоящее время активно формируется концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека. Подробно об этом речь пойдет в главе 26.

Таким образом, менеджмент как наука управления, хронология развития которой представлена на рис. 22.4, разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде.

Хронология развития менеджмента как науки

Рис. 22.4. Хронология развития менеджмента как науки
< Лекция 21 || Лекция 22 || Лекция 23 >