Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1409 / 305 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 10:

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >

10.1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов

Содержание внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Алгоритм процесса планирования представлен на рис. 10.1.

Алгоритм процесса планирования

Рис. 10.1. Алгоритм процесса планирования

В зависимости от содержания, целей и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов.

Формы планирования различаются в зависимости от направленности, характера решаемых задач и планового периода:

  • перспективное (стратегическое) - определение главных целей деятельности, новых возможностей фирмы, ориентировочных значений конечных результатов, средств, способов и ресурсов для их достижения обычно на 10–15 лет;
  • среднесрочное (оперативное) - формулирование основных задач производственного, сбытового, финансового, кадрового, ресурсного, снабженческого характера обычно на 5-летний период;
  • текущее (тактическое) - детальная разработка (обычно сроком на один год) оперативных планов (в частности, программ маркетинга, планов научных исследований, производственных планов, планов материально-технического снабжения), развиваемых в календарных планах (месячных, квартальных, полугодовых).

Виды планов:

  1. в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план;
  2. в зависимости от организационной структуры фирмы - планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства, квалификацией специалистов функциональных подразделений, наличием информационной базы, обеспеченностью вычислительной и оргтехники.

Планирование включает в себя определение:

  • конечных и промежуточных целей;
  • задач, решение которых необходимо для достижения целей;
  • средств и способов их решения;
  • требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

  1. регулярное (систематическое), включая стратегическое (перспективное), среднесрочное и тактическое (текущее, бюджетное);
  2. целевые комплексные программы;
  3. бизнес-планирование по отдельным проектам.
< Лекция 9 || Лекция 10: 1234 || Лекция 11 >