Опубликован: 03.08.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1449 / 342 | Длительность: 23:40:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 3:

Управление социально-экономическими системами (организациями)

< Лекция 2 || Лекция 3: 12345 || Лекция 4 >

3.1. Суть управленческой деятельности в организации

Менеджмент рассматривает управление формальными организациями, под которыми понимаются группы людей, объединившихся для достижения общей цели, которой они не могут добиться, действуя поодиночке.

Таким образом, под организацией понимается группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей.

Управление организацией представляет собой сложный динамичный процесс, сочетающий понимание общих целей и многочисленных вариантов их достижения.

Организации, как правило, решают совокупность сложных взаимосвязанных задач и для них характерны:

  • преобразование ресурсов для достижения результатов;
  • зависимость от внешней среды (как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей);
  • горизонтальное и вертикальное разделение труда, вызывающее необходимость управления.

Говоря о сути управленческой деятельности, необходимо отметить, что для управленца характерны кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Применительно к работе менеджера еще одной общей чертой управленческой работы являются роли руководителя, под которыми понимаются наборы определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Организации, достаточно крупные для четкого разграничения работы руководителей и не руководителей, обычно имеют настолько большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных функциональных подразделений (производственного, финансового, транспортного, маркетинга и т. д.). Для выполнения различного рода действий управленческая работа также должна быть посегментно скоординирована сверху вниз вплоть до уровня руководителей непосредственно стоящих над неуправленческим персоналом, создающим продукцию или предоставляющим услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления.

3.2. "Краеугольные камни" бизнеса

Основное внимание в управлении уделим предпринимательской деятельности - бизнесу. Бизнес характеризуется как "делание" (зарабатывание) денег при помощи денег. Под эффективным понимается бизнес, при котором доходы существенно превышают расходы при допустимой степени риска. Совокупность "краеугольных камней" эффективного бизнеса приведена на рис. 3.1.

"Краеугольные камни" эффективного бизнеса

Рис. 3.1. "Краеугольные камни" эффективного бизнеса

Первым краеугольным камнем бизнеса является продажа как процесс осуществления товарно-денежных отношений.

Осуществление продажи требует наличия второго "краеугольного камня" бизнеса - работы с потребителем. Работа с потребителем заключается в превращении его из потенциального в фактического, без которого бизнес невозможен. Работа с потребителем базируется на изучении рынка (маркетинге), включая исследование конъюнктуры рынка (соотношения спроса и предложения), емкости рынка (потенциальной и фактической) и сегментацию рынка (деление его на части в зависимости от запросов тех или иных групп потребителей).

В результате осуществления продажи в бизнесе образуется прибыль. Это третий "краеугольный камень" эффективного бизнеса.

Обеспечение долгосрочной и стабильной прибыльности в условиях постоянного дефицита ресурсов требует соблюдения рациональных пропорций в распределении прибыли между интересами развития предпринимательства, экономических интересов акционеров и инвесторов, а также экономических и социальных интересов работающих по найму. Это "четвертый краеугольный камень бизнеса".

Распределение ресурсов для реализации экономической, предпринимательской и социальной составляющих бизнеса с учетом фактора времени требует планирования деятельности. При этом стратегическое (долгосрочное) планирование, отражающее цели деятельности организации, должно сочетаться с оперативными (среднесрочными) и тактическими (краткосрочными) планами, отражающими изменения рыночной конъюнктуры. Соблюдение равновесия между стратегическими и тактическими планами отражает пятый "краеугольный камень" эффективного бизнеса.

< Лекция 2 || Лекция 3: 12345 || Лекция 4 >