Опубликован: 29.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1436 / 516 | Длительность: 21:46:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 27:

Смешанная система управления национальным хозяйством

< Лекция 26 || Лекция 27: 12 || Лекция 28 >

27.1. Основные черты смешанной системы управления

Способы обеспечения синтеза

рыночного и государственного регулирования

В предыдущей главе на основе фактического опыта было показано, что ни рыночный, ни государственный макрорегулятор не являются тем хозяйственным механизмом, который способен избавить национальное хозяйство от трех зол: кризисов, безработицы и инфляции.

Сейчас мы продолжим сравнительный анализ того и другого макроэкономического регулятора, чтобы лучше выявить их достоинства и недостатки.

  • А. Сначала сравним характер регулирования национального хозяйства. Свободный рынок (с его регулирующими ценами) оказывает обратное воздействие на производство апостериори (от лат. a posteriori - из последующего), т.е. после того как товары созданы и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов в этом случае ведется методом проб и ошибок - посредством поиска истины вслепую.

    В противовес этому государственный регулятор действует априори (от лат. a priori - из предшествующего). Еще до начала производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Так можно прямым способом предотвратить какие-то нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.

  • Б. Рассмотрим отношение разных субъектов экономики к последствиям своей деятельности. Такие последствия получили название внешние эффекты, под которыми подразумеваются побочные последствия производственного и рыночного поведения людей. Так, частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают "проблемы больших городов" (например, нехватка благоустроенного жилья, трудности транспортного обслуживания населения) и т.п. Поэтому возникла и все более обостряется потребность регулировать, возмещать отрицательные внешние эффекты. Однако частные собственники нередко пользуются какими-то внешними выгодами, не оплачивая получаемые блага (например, ориентируется на море по сигналам маяка). Но если никто не платит за подобные блага, то кто же станет их производить? Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов.
  • В. Теперь посмотрим, как разные регуляторы относятся к структурным переменам национального масштаба. Частные предприниматели не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды. Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более короткий срок.
  • Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности. Частные собственники (как типичные участники рынка) не вкладывают свои капиталы в такие сферы, где они не могут быстро получить достаточную прибыль. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своих денежных средств нерыночный, некоммерческий сектор экономики.
  • Д. Рассмотрим связь известных нам регуляторов с удовлетворением спроса населения на предметы потребления и услуги. Государственный регулятор (не имеющий обратной связи) слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре. Напротив, рынок очень быстро откликается на изменения потребностей покупателей, а также естественным путем (через ценовой механизм) уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг.
  • Е. Наконец, оценим отношение двух регуляторов к неэффективному производству. Как известно, рынок поощряет эффективное хозяйствование и избавляется от убыточных предприятий. Только государство может взять на себя затраты на содержание бесприбыльного, но необходимого для общества производства (изготовление общественных благ, оборонно-промышленный комплекс и др.). Этим часто достигается высокая результативность деятельности всех предприятий в долгосрочной перспективе.

Проведенный сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важное заключение: то, что отсутствует в одном хозяйственном механизме, в достаточной мере имеется в другом.

Отсюда вытекает еще более значительный вывод. В целях улучшения развития национального хозяйства разумнее не менять попеременно один регулятор на другой. Правильнее перейти к смешанному типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов. Иначе говоря, третий - смешанный - тип макроэкономического регулятора основывается на синтезе рыночного и государственного управления национальным хозяйством.

Вместе с тем важно отметить необычный характер такого синтеза. В чем состоят его особенности?

Во-первых, этот синтез не допускает тех предельных состояний управления, которые ведут к угрозам экономической безопасности страны. Для этого внедряется основанный на законах правовой порядок:

  • Рынок является социальным институтом (правовой порядок действия рынка; государственный контроль и регулирование рыночных отношений).
  • Государство является централизованным, демократическим и правовым с тремя ветвями власти (законодательной, судебной и исполнительной).

Во-вторых, государство использует данные статистики и общенациональные счета, для того чтобы сбалансировать объем национального производства, совокупный спрос и совокупное предложение. Таким способом можно в конечном счете добиться одновременно и эффективного предложения, и эффективного спроса.

В-третьих, новый хозяйственный механизм в состоянии органически соединить устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного регулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

В-четвертых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать, казалось бы, несовместимые высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста.

Наконец, в-пятых, соединение в единое целое двух противоположных управляющих сил - рыночной и государственной - позволяет новому хозяйственному механизму действовать с учетом особенностей разных секторовнационального хозяйства.

Как мы знаем, экономическая конструкция этого хозяйства включает три сосуществующих и взаимодействующих сектора: 1) микроэкономику; 2) мезоэкономику; 3) государственный сектор.

Как же действует каждая составляющая смешанной системы управления в указанных секторах?

  1. Рыночное регулирование по-разному - по степени охвата экономического пространства и по интенсивности воздействия - проявляется в разных секторах народного хозяйства.
    • А. В микроэкономике рыночное регулирование (свободная конкуренция и свободное ценообразование) развито больше всего. Оно касается преимущественно товаров индивидуального присвоения и потребления, создаваемых единоличными собственниками (например, фермерами) и мелким бизнесом.
    • Б. В мезоэкономике все более уходят в прошлое обычные рыночные сделки по купле-продаже товаров, совершаемые для текущего потребления. Крупные мезокомплексы стремятся избегать рискованной рыночной конъюнктуры. Как известно, они заключают между собой и другими контрагентами долгосрочные контракты. Контрактная экономика позволяет, по существу, заменить стихийную форму рыночных сделок долгосрочным планированием предложения и спроса (будущих рынков) определенной продукции.
    • В. В государственном секторе устанавливаются в основном нерыночные отношения, регулируемые самим государством. Именно такими являются экономические меры, связанные с производством и распределением общественных благ.
  2. Государственное воздействие на экономику также различается - по интенсивности и масштабам охвата хозяйственного пространства - в известных нам секторах.
    • А. В микроэкономике - этом относительно самостоятельном царстве частной (единоличной) собственности - государство не имеет оснований и не в состоянии как-то непосредственно влиять на деятельность сотен тысяч и миллионов мелких и мельчайших хозяйств. Однако в этом царстве государство осуществляет общее правовое регулирование, а также зачастую оказывает определенную материальную и финансовую поддержку мелкому предпринимательству.
    • Б. В мезоэкономике государство предпринимает меры особого регулирования, которые не лишены противоречий. С одной стороны, субъекты мезоэкономики обладают огромной экономической властью. Преследуя свои узкогрупповые интересы, крупные корпорации и финансово-промышленные группы могут стремиться монополизировать производство и сбыт своей продукции и нанести ущерб всей национальной экономике. Поэтому неслучайно государство применяет специальное, дополнительное правовое регулирование деятельности мезосубъектов (банков, акционерных обществ, промышленно-финансовых групп и т.д.). С другой стороны, государство устанавливает прямые экономические связи с крупными хозяйственными объединениями, привлекая их к реализации своих хозяйственных программ и планов. Тем самым государственные органы посредством заказов и контрактов направляют деятельность многих промышленно-финансовых объединений в нужном ему направлении на решение общенациональных задач.
    • В. В своем особом секторе государство непосредственно управляет входящими в него предприятиями, учреждениями, организациями.

При этом применяются прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования.

Приведенный здесь многосекторный анализ регулирующей роли третьего типа управления показал, что этот тип регулятора не может быть совершенно одинаковым для всех стран.

Особенности смешанной системы в разных странах

Варианты смешанной системы управления, применяемые в разных странах, различаются по:

  • сферам действия рынка и государства;
  • функциям регуляторов;
  • формам и методам государственного управления хозяйством.

Практически невозможно рассмотреть все множество вариантов смешанного типа регулятора. Мы ограничимся анализом двух моделей, которые показывают практические пределы развития смешанной системы управления экономикой:

  1. с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства;
  2. с предельно допустимым участием государства в хозяйственном механизме (при сохранении рынка).
  • А. В варианте с минимальными функциями государства преобладает рыночная составляющая по сравнению с государственной составляющей общего хозяйственного механизма. Таково положение, например, в США. Здесь примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

    В данной модели смешанной экономики государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции (рис. 27.1).

    Минимальные функции государства в регулировании экономики

    Рис. 27.1. Минимальные функции государства в регулировании экономики

    Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

    Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать "социальные выбросы" (проводить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды.

    Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

    На практике даже сравнительно минимальное участие государства в экономическом макрорегулировании предполагает выполнение ряда задач. К ним относятся: а) обеспечение правовой базы, способствующей эффективному развитию рынка; б) защита конкуренции; в) перераспределение доходов и богатства; г) влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта; д) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также поощрение экономического роста. При регулировании национального хозяйства государство применяет не административные, а преимущественно экономические методы.

  • Б. Вариант с предельно допустимыми функциями государства основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Германии, Японии и других странах.

В таком случае государство осуществляет ряд основных функций (рис. 27.2).

Предельно допустимые функции государства

Рис. 27.2. Предельно допустимые функции государства

Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм, а именно:

  • разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, устанавливающее "правила игры" всех бизнесменов (создается правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, системы налогообложения и др.);
  • обеспечивает сохранность рыночных связей (преодоление монополизации экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита и др.);
  • улучшает положение дел на отдельных видах рынков (повышается конкурентоспособность национального капитала на внутреннем и международном рынках путем осуществления общенациональных программ научно-технического прогресса, поощрения экспорта капитала и товаров и т.п.).

Далее. Государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.

Государство регулирует социальные отношения. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принимаются меры к развитию образования, здравоохранения. Создавая систему социальных "амортизаторов" (смягчающих механизмов), государство стремится снизить остроту социальных противоречий и тем самым укрепить господствующий общественный строй.

Направления совершенствования управления экономикой России в XXI столетии

Помимо видов государственного управления, рассмотренных в главе 26, имеется еще один совершенно необычный вид - командно-административная система управления.

Командно-административная система управления - это предельно централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других неэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме (рис. 27.3).

Основные черты командно-административного управления

Рис. 27.3. Основные черты командно-административного управления

Данная система руководства национальной экономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, а это сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительных методов. Тем самым подрывается свободная предприимчивость работников и их материальная заинтересованность в результатах труда.

Приказное управление в полной мере утверждается, когда происходит огосударствление всей экономики. Такая мера оправданно применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. Командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В крайних условиях данный вид управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.

Впервые командное руководство экономикой возникло в разгар Первой мировой войны в 1916 г. в Германии. Тяжелое военное и хозяйственное положение вынудило государство взять на себя контроль за производством, распределением дефицитных сырьевых и энергетических ресурсов, а также непосредственно распределять продовольствие. Центральная власть стала также регулировать трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон о трудовой повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен военный режим на производстве и введен 12-часовой рабочий день.

Однако когда война заканчивается, командное руководство экономикой изживает себя и, как правило, устраняется. Приказные методы не отвечают нормальным задачам мирного хозяйственного развития.

В нашей стране командно-административная система управления была введена еще в 1918 г., во время Гражданской войны. Но она полностью утвердилась в 1930-е гг., в мирный период развития страны.

В начале хозяйственного строительства сверхцентрализованное управление давало определенный результат, ибо объем выпуска всей продукции был еще невелик, а структура промышленности была сравнительно простой. Плановое управление народным хозяйством, как известно, позволило в короткие исторические сроки создать в нашей стране высокоразвитую индустриальную экономику, несколько поднять материальный и культурный уровень населения, добиться других важных достижений.

Однако плановая организация управления всей хозяйственной деятельностью не смогла решить важные задачи, связанные с обновлением экономики на основе достижений НТР. Она была ориентирована на экстенсивное воспроизводство, что неизбежно привело к глубокому застою и экономическому кризису.

В 1990-х гг. наша страна встала на путь реформирования всего государственного управления экономикой. Однако уже в 1993 г. правительство России признало, что в итоге такой реформы государственные предприятия оказались не подконтрольны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Надо было искать выход из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономическим методам регулирования хозяйственной деятельности.

С самого конца ХХ в. и в начале XXI в. российская экономика встала на успешно подтвержденный на практике путь оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности. Отсюда были приняты и стали осуществляться следующие направления новой системы управления экономикой России:

  1. Усилена роль государства в экономике:
    • создана централизованная государственная "вертикаль" управления;
    • разрабатывается долгосрочная перспектива хозяйственного развития страны;
    • повышается эффективность работы государственного аппарата.
  2. Создается регулируемый и конкурентоспособный рынок:
    • значительно расширяется малое и среднее предпринимательство;
    • развиваются экономические свободы;
    • повышается эффективность банковской системы.
  3. Соединяется в единое целое рыночное и государственное регулирование:
    • реформируются естественные монополии;
    • усиливается борьба с коррупцией;
    • все более оптимально сочетаются личная и государственная ответственность и социально-экономические затраты. При этом повышается роль государственной экономической политики в решении назревших социальных проблем.
< Лекция 26 || Лекция 27: 12 || Лекция 28 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг
Лада Морозова
Лада Морозова
Россия, СПБ, ИНЖЭКОН, 2010
Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва