Опубликован: 29.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1436 / 516 | Длительность: 21:46:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 26:

Регуляторы национального хозяйства

< Лекция 25 || Лекция 26: 12 || Лекция 27 >

26.1. Рыночное саморегулирование

Понятие о макрорегуляторе

Понятие регулятор (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) обозначает в экономике то, что направляет развитие национального хозяйства.

Макроэкономический регулятор - это способ и механизм (внутреннее устройство) организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль:

  1. Создает единое национальное хозяйство в интересах всего общества.
  2. Распределяет людей по жизненно необходимым отраслям и видам хозяйства.
  3. Направляет их деятельность на лучшее удовлетворение потребностей общества.

Нетрудно видеть, что макрорегулятор необходим обществу, поскольку он положительно разрешает основное противоречие реальной экономики - обеспечивает нормальное удовлетворение потребностей общества. Чтобы успешно выполнять эту функцию, макрорегулятор воздействует на следующие три общенациональные объекты воздействия: производство, рыночное предложение и спрос (рис. 26.1).

Объекты макроэкономического регулирования

Рис. 26.1. Объекты макроэкономического регулирования

Между этими объектами существуют объективные взаимосвязи. Так, прямая связь состоит в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт. Последний позволяет удовлетворить все потребности общества. Это предполагает, в свою очередь, создание рыночного предложения со стороны продавцов, который порождает соответствующий спрос покупателей товаров и услуг.

Столь же объективная обратная связь проявляется в том, что возросший спрос (платежеспособная потребность) покупателей воздействует на изменение предложения, что сказывается в конечном счете на динамике национального производства.

Выяснение этих прямых и обратных связей позволяет обнаружить механизм макроэкономического регулирования. Нормальное действие этого механизма означает постоянное поддержание народно-хозяйственной пропорциональности (соразмерности). Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях:

  1. Для нормального снабжения общества материальными условиями его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объемов:
    1. производства всех благ;
    2. предложения товаров и услуг;
    3. спроса всех покупателей.
  2. Одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур:
    1. производства (его отраслевого состава);
    2. предложения благ (его разбивки на виды товаров и услуг);
    3. всего спроса (его расчленения на разнообразные виды).

Если рассматриваемый механизм хозяйственного регулирования не срабатывает, то возникают различные нарушения экономического равновесия. Допустим, что производство в своем развитии оторвалось от учета объема нужного предложения и создало продуктов больше, чем это требуется для общественного потребления. Тогда возникает общий кризис перепроизводства материальных благ. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для общественного потребления, то налицо дефицит потребных товаров и услуг.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии определенных объективных предпосылок, в частности в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом поприще стал действовать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.

Механизм рыночного саморегулирования

В чем состоят особенности и механизм рыночного регулирования национальной экономики?

  1. Рынок имеет в качестве непосредственных объектов регулирования два макроэкономических явления: макроспрос и макропредложение.

    Макроэкономический спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:

    • уровня цен;
    • доходов населения;
    • распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);
    • налогов (части доходов, отданных государству);
    • государственных закупок (спроса государства);
    • предложения денег со стороны кредитных учреждений.

    Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется следующими факторами:

    • уровнем рыночных цен;
    • имеющимся объемом производства в стране;
    • уровнем издержек производства продукции (ее себестоимостью);
    • коммерческой выгодой ее выпуска.
  2. В начальный период регулирования хозяйства в национальной экономике количественно преобладал сектор микроэкономики (домашние хозяйства и малое предпринимательство). В этот период имели место следующие особенности рыночного регулирования. Во-первых, участники экономической деятельности обладали полной хозяйственной самостоятельностью, а государство не вмешивалось в рыночную экономику. Во-вторых, участники рынка не имели прямых ориентиров (направлений своей деятельности) в отношении вопросов: что надо производить и продавать, для кого это делать и сколько потребуется иметь для продажи товаров? Поэтому рыночные связи продавцов и покупателей складывались стихийно и словно вслепую.
  3. Важным элементом стихийного рыночного регулирования служило общественное разделение труда. Дело в том, что, с одной стороны, частный товаропроизводитель создавал и продавал полезные вещи ради собственного интереса - получения личного дохода. Но, с другой стороны, разделение труда поставило его в определенные рамки: он создавал товары не для себя, а для других людей. Поэтому он был заинтересован в рыночном спросе покупателей. Иначе говоря, он был вынужден работать для удовлетворения какой то определенной общественной потребности.
  4. Главным механизмом рыночного регулирования являются господствующие цены товаров, динамика которых подчиняется известным нам законам рынка. Именно они указывают направления деятельности участников сделок купли-продажи товаров. Цены ориентируют производителей и продавцов: что, для кого и сколько создавать и продавать товаров определенного вида.

    Стало быть, сам рынок имеет внутренний механизм саморегулирования. Это регулирующая роль рыночных цен. Как известно, в микроэкономике частные собственники вынуждены продавать и покупать товары и услуги по господствующим рыночным ценам, подчиняя им свои индивидуальные цены. Рыночные цены выполняют три функции механизма саморегулирования:

    • а) информационную функцию: цены сигнализируют, как изменяются рыночные цены;
    • б) стимулирующую функцию: цены побуждают продавать наиболее прибыльные товары;
    • в) распределительную функцию: цены указывают, в какие отрасли хозяйства выгоднее направлять движение капиталов.

Причины нарушения стихийного действия рыночного регулятора в ХХ в.

Важно знать, каковы границы и пределы действия рыночного саморегулирования. Эти ограничения состоят в следующем:

  • Такое саморегулирование никак непосредственно не воздействует на развитие производства, находящегося в неприкосновенной частной собственности.
  • Саморегулирование исходит из абсолютного (полного) невмешательства государства в рыночную экономику. Это происходит даже тогда, когда в рынке нарушается нормальное регулирование соотношения общенационального спроса и предложения товаров и услуг.
  • Стихийные (неорганизованные) рыночные связи не поддаются никакому правовому регулированию, но способствуют развитию "дикого", "нецивилизованного" рынка. При стихийном саморегулировании участники рынка строят взаимосвязи между собой добровольно и непредсказуемо, по принципу "пусть все идет своим чередом".

Основная причина прекращения в ХХ в. рыночного регулирования макроэкономики состоит в том, что сам рынок в корне изменился. На рыночном пространстве на смену мелким хозяйствам пришли, как известно, крупные мезообъединения, которые обладают огромной рыночной властью. Стали действовать прямо противоположные законы рынка: закон цены по массовому предложению и закон цены по массовому спросу, использовать которые выгодно монополиям.

Такие перемены подорвали стихийное рыночное регулирование. Контрактные цены, которые устанавливают мезообъединения на длительный период, а также монопольно высокие и монопольно низкие цены сделали невозможным имевшее место ранее как бы автоматическое выравнивание совокупного спроса и совокупного предложения. Несоблюдение же такого равновесия было чревато крупными кризисными потрясениями. Так это и случилось, когда в 1929-1933 гг. разразился грандиозный мировой экономический кризис и началась длительная депрессия.

О подлинной катастрофе в мировой экономике свидетельствуют такие данные:

  • в 1929-1933 гг. мировое промышленное производство упало на 46%;
  • внешняя торговля сократилась на 67%;
  • реальные доходы населения уменьшились на 58%;
  • массовое разорение предпринимателей составило только в США 100 тыс. фирм;
  • массовая безработица: она охватила 1/4 работников.

Нетрудно догадаться, что рыночный регулятор, который еще мог действовать в пределах микроэкономики, показал свою несостоятельность в том, чтобы предотвратить грандиозное кризисное потрясение, массовую безработицу и такую инфляцию, которая привела к краху золотой стандарт. Естественно, возник вопрос: какой макрорегулятор мог бы в изменившихся экономических условиях обеспечить нормальный ход развития национального хозяйства?

< Лекция 25 || Лекция 26: 12 || Лекция 27 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг
Лада Морозова
Лада Морозова
Россия, СПБ, ИНЖЭКОН, 2010
Елена Игнатко
Елена Игнатко
Россия, Москва