Опубликован: 29.06.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1436 / 516 | Длительность: 21:46:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 12:

Прибыль

< Лекция 11 || Лекция 12: 123 || Лекция 13 >

12.1. Образование и распределение прибыли

Прибыль производственной фирмы

Прибыль можно определить как доход предприятия, который выступает в виде прироста капитала. В разных сферах экономики - в производстве, торговле и банковском деле - прибыль образуется неодинаково. Сейчас мы выясним, как образуется доход на предприятиях - изготовителях продукции. Об остальных видах прибыли, возникающих в сфере обращения (торговле и банковском деле), речь впереди.

По своему происхождению прибыль производственной фирмы имеет двойственную природу. Это обусловлено тем, что здесь процесс образования прибыли проходит два этапа:

  • первый этап: прибыль образуется при создании новой стоимости. В главе 11 было подробно проанализировано, как возникает новая стоимость и почему она распадается на заработную плату и прибыль;
  • второй этап: созданная в производстве прибыль окончательно выявляется после продажи произведенной продукции, в ходе которой реализуется (продается) вся товарная стоимость.

Фирма изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его производство. Следовательно, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп= Цо - Сс.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы изделий, зависит от двух основных факторов; а) уровня себестоимости продукции и б) уровня оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.

Первый фактор, определяющий размер прибыли, - себестоимость изделий, т.е. расходы бизнесмена на производство товаров. Прежде всего, важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, стоимость товара (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (СП) и новую стоимостьн). В свою очередь, новая стоимость распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыльв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изготовленных товаров показано на рис. 12.1.

Структура стоимости товара

Рис. 12.1. Структура стоимости товара

Теперь мы можем перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают прямые и косвенные затраты в расчете на единицу продукции.

  • А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:
    • расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;
    • затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

    Общая величина таких затрат изменяется, как правило, прямо пропорционально масштабам выпуска товаров.

  • Б. Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем
    • аренду здания;
    • заработную плату служащим;
    • страховку имущества;
    • обслуживание машин (их амортизацию и ремонт);
    • коммунальные услуги (телефон, электроэнергию, отопление и т.п.);
    • затраты на реализацию продукции (ее транспортировку, сбыт, рекламу и т.п.), выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте размеров производства себестоимость единицы продукции снижается.

Здесь видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.

Второй фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 12.2).

Соотношение цен и стоимости товара

Рис. 12.2. Соотношение цен и стоимости товара

Во-первых, цена Ц1 может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар Ц2 совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена Ц3 выше себестоимости, но ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена Ц4 совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег Ц5 чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль.

Так обстоит дело с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя в большей мере интересует вся масса (общая величина) прибыли.

Масса валовой прибыли

При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от продажи всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (3ПВ) - это разница между суммой продаж (3ЦО) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров \sum С_С)):

В = 3ЦО - 3СС .

Рассмотрим пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку - 10 евро. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. евро. Совокупная же себестоимость всех изделий - 5 тыс. евро. Стало быть, валовая прибыль фабрики - 35 тыс. евро.

Предприятие первоначально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек - сумма постоянных и переменных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект увеличения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии постоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (&#931;СС), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальнейшем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и увеличению валовой прибыли.

После того как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.

Распределение прибыли

В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для всех собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной стадией капитализма. Такое распределение схематически изображено на рис. 12.3.

Распределение валовой прибыли

Рис. 12.3. Распределение валовой прибыли

Из валовой прибыли вычитаются прежде всего суммы, уходящие на сторону. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями (находящимися в другой собственности), а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели. Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход.

< Лекция 11 || Лекция 12: 123 || Лекция 13 >
Анвар Аллагулов
Анвар Аллагулов

Здравствуйте

 

Екатерина Айзенберг
Екатерина Айзенберг
Александр Кошубяк
Александр Кошубяк
Россия, Раменское, Ггу