Опубликован: 19.04.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 1094 / 312 | Длительность: 47:49:00
Тема: Экономика
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 28:

Совокупный спрос и совокупное предложение. Эффект храповика

< Лекция 27 || Лекция 28: 12 || Лекция 29 >

Совокупные величины (агрегаты) в экономическом анализе

Рассмотрен механизм действия закона спроса и предложения для одного товара, но оставлены без ответа важные экономические вопросы. Почему цены повышаются и понижаются? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо объединить или агрегировать, во-первых, все отдельные виды производств в единое совокупное производство, или реальный объем национального производства; во-вторых, тысячи цен на различные товары (зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, промышленные работы, бриллианты, нефть, духи и т.д.) - в единую совокупную цену, или уровень цен. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего количества товаров и услуг в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями (агрегатами).

Показатели на графике макроэкономической модели всегда представляют собой уровень цен (на оси ординат), а не цену на отдельный товар и реальный объем национального производства (на оси абсцисс) и не количество отдельного товара. Для последующего исследования полезно объединить или агрегировать огромное количество отдельных товарных рынков в <составной> рынок, на котором основными переменными являются уровень цен и реальный объем национального производства. Это можно сделать с помощью экономической модели <совокупный спрос - совокупное предложение>.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы

Совокупный спрос - модель, представленная в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

При прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести как отечественные, так и зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства является обратной, или отрицательной.

Кривая совокупного спроса (AD) указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства (рис. 28.1). Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен.

Из рис. 28.1 видно, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, т.е. так же, как кривая спроса на отдельный товар. Но причины такого отклонения различны.

 Кривая совокупного спроса

Рис. 28.1. Кривая совокупного спроса

Характер кривой спроса на отдельный товар связан с эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

Характер кривой совокупного спроса связан с другими тремя факторами: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Иначе говоря, фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, показывает, что при более высоком уровне цен покупательная способность накопленных финансовых активов (срочные счета или облигации), находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе. При повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений, вызванных изменениями в неценовых детерминантах (факторах) совокупного спроса. К ним относятся:

  1. изменения в потребительских расходах в результате изменений: а) благосостояния потребителя; б) ожиданий потребителя; в) задолженности потребителя; г) налоговых ставок;
  2. изменения в инвестиционных расходах в результате изменений: а) процентных ставок; б) ожидаемых прибылей от инвестиций; в) налогов с предприятий; г) технологии и использования избыточных мощностей;
  3. изменения в государственных расходах;
  4. изменения в чистом экспорте.

Изменения неценовых факторов смещают кривую совокупного спроса или влево, или вправо.

< Лекция 27 || Лекция 28: 12 || Лекция 29 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.