Опубликован: 06.11.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2130 / 345 | Длительность: 27:02:00
Лекция 23:

Анализ хозяйственной деятельности

< Лекция 22 || Лекция 23 || Лекция 24 >
Ключевые слова: анализ

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности предполагает (рис. 23.1):

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности

Рис. 23.1. Классификация видов анализа хозяйственной деятельности
  • анализ по системам управления;
  • анализ по объектам управления;
  • анализ по взаимосвязанным объектам;
  • анализ по уровню и масштабам управления.

Классификация методов и приемов анализа предполагает два направления: традиционные методы; экономико-методические методы.

Традиционные методы включают:

  • сравнение;
  • группировку;
  • индексный метод;
  • метод цепных подстановок;
  • балансовый метод.

Экономико-математические методы включают:

  • классические методы математического анализа;
  • методы математической статистики;
  • экономические методы;
  • методы математического программирования;
  • методы математической кибернетики;
  • математическая теория оптимальных процессов.

Организация экономического анализа производственного предприятия, фирмы могут быть внутренние или внешние.

Внутренние:

  • административные;
  • экономические службы предприятия;
  • технические отделы;
  • бухгалтерия;
  • управление финансами;
  • управление цехами;
  • бригады;
  • рабочие;
  • общественные;
  • общественные бюро экономического анализа;
  • общественные экономические лаборатории и кабинеты;
  • технико-экономические советы;
  • печать, радио, телевидение.

Внешние:

  • вышестоящие органы хозяйственного управления;
  • статистические органы;
  • финансовые органы;
  • кредитные органы;
  • госкомитеты и другие ведомства;
  • налоговые инспекции;
  • научно-исследовательские и проектные институты.

Анализ конкурентоспособности продукции (изделия) предполагает следующие этапы:

  • оценка патентной чистоты - степень воплощения в изделие технических решений, подпадающих под действие патентов;
  • оценка соответствия параметров товара стандартам и нормам - при несоответствии товар неконкурентоспособен;
  • оценка технических параметров изделия - при несоответствии всех параметров требованиям покупателя товар неконкурентоспособен.

Анализ конкурентного статуса фирмы производится по факторам ее конкурентоспособности, а именно:

  • относительный уровень стратегических капиталовложений;
  • эффект выпуска продукции (отдельных видов);
  • эффект деятельности фирмы в целом;
  • конкурентная стратегия:
  • позиции фирмы;
  • позиции соперников;
  • мобилизационные возможности фирмы:
  • планирование и выполнение планов;
  • оперативная работа.

Анализ уровня организации производства предполагает следующий организационный уровень:

Первый уровень:

  • организация производства;
  • характеристика специализации;
  • характеристика кооперирования;
  • характеристика ритмичности;
  • характеристика использования рабочих мест и оборудования.

Второй уровень:

  • организация труда;
  • внедрение коллективных и индивидуальных форм организации оплаты труда;
  • нормирование труда рабочих;
  • организация рабочих мест, условия и охрана труда;
  • использование рабочего времени, закрепление кадров;
  • повышение квалификации.

Третий уровень:

  • организация управления;
  • характеристика организационной структуры управления;
  • кадры управления, менеджеры;
  • технология оснащения труда.

Анализ показателей объема продукции производится в следующих измерителях:

количество продукции:

  • в натуральных измерителях;
  • в условно-натуральных измерителях;

продукция в трудовых измерениях:

  • нормо-часах;
  • нормативной заработной плате;

продукция в стоимостном измерении:

  • оптовых ценах предприятия;
  • свободных ценах;
  • рыночных ценах.

Анализ качества продукции предполагает следующее содержание:

  • характеристика качества по установленным показателям (планам) в динамике;
  • по категориям качества;
  • по сортности;
  • по соответствию продукции установленным стандартам, техническим условиям;
  • по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме;
  • по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей;
  • изучение основных факторов, влияющих на качество;
  • соответствие конструкции (фасона, моделей) продукции рыночным требованиям;
  • уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением продукции;
  • качество сырья и материалов;
  • материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции;
  • специфические условия отдельных отраслей и организационных структур;
  • расчет влияния качества на ее объем в денежном выражении:
  • исходя из превышения качества выше средней;
  • исходя из роста качества в динамике;
  • на основании балльной оценки качества продукции на рынке.

Анализ основных фондов производится в соответствии со схемой (рис. 23.2).

Анализ основных фондов

Рис. 23.2. Анализ основных фондов
Структура финансового анализа

Рис. 23.3. Структура финансового анализа
< Лекция 22 || Лекция 23 || Лекция 24 >