Определение сметы и стоимости
Не гонись за деньгами - иди им навстречу.
Аристотель Онассис
Одним из блоков, на котором базируется так называемая затратная часть бизнес-плана, является сметное планирование. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.
Смета доходов и расходов - это документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Иногда составляются отдельные сметы затрат на производство, строительство объектов. Смета есть простейшая форма финансового плана.
Смета затрат, или сметная стоимость - это полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг, это сметная стоимость. Для составления смет используется так называемая сметная документация. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам.
Основные цели составления смет заключаются:
- в увязке текущих и перспективных планов;
- в координации действий различных подразделений предприятия;
- в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;
- в управлении и контроле за производством;
- в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
- в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
- в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
При составлении смет могут быть использованы различные методы:
- нормативный;
- расчетно-аналитический;
- балансовый;
- оптимизации;
- моделирования.
Нормативный метод составления сметы основан на расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (например, реализация, выпуск продукции, объем услуг).
Расчетно-аналитический метод составления сметы - это расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Балансовый метод - это увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации является многовариантность: из нескольких смет, составленных по одной концепции, выбирается смета с минимумом затрат или максимумом получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость объема издержек от производственного процесса, прибыли от уровня затрат или объемов реализации продукции (выручки).
В процессе бизнес-планирования составляются следующие сметы:
- смета продаж (реализации продукции);
- смета производства;
- смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
- смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
- смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
- смета себестоимости реализованной продукции;
- смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
- смета прибылей и убытков;
- смета капитальных затрат;
- смета движения денежных средств;
- смета статей актива и пассива.
Сметное планирование включает два этапа:
- планирование - аргументированное определение будущих целей, т.е. стратегическое направление;
- мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. решение тактических задач в течение планового периода.
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. При этом различают два подхода к расчетам смет:
- разработка сметы с "нуля" - при проектировании нового предприятия или при перепрофилировании действующего;
- планирование от достигнутого - при сохранении функций (профиля) предприятия.
Сметы подразделяются на два вида:
- сметы по основной деятельности предприятия;
- сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
Сметы предприятия
Смета продаж: оценка выручки от продаж в денежном выражении - основа, на которой базируются все последующие сметы. Объем продаж оказывает решающее влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж включает информацию (различную по регионам):
- о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;
- ожидаемую цену единицы каждого товара.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной кампании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследований.
Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ, позволяющий установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж. Для нового предприятия или вида деятельности этот показатель рассчитывается на основе маркетинговых исследований.
Предполагаемый объем продаж в натуральном выражении может быть рассчитан путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара.
Сравнение фактических продаж со сметными показателями по видам продукции, региональным данным, отраслевым или аналоговым определит разницу между этими величинами, что и подлежит анализу в процессе бизнес-планирования.
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. При этом объемы производства должны быть сопоставлены с со сметой продаж, что позволит обосновать гарантии сбалансированности производства и продаж в течение рассматриваемого периода.
Смета прямых материальных затрат - это данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах. При этом количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как:
Ожидаемая величина необходимых в производстве материалов
плюс
Желательная величина запасов на конец года
минус
Запасы материалов на начало года
умножить
Ожидаемая сумма единицы материалов
равняется
Общая сумма прямых материальных затрат.
Смета затрат на оплату труда. Общие расходы по заработной плате определяются следующим образом:
Количество отработанных в производстве часов
умножить
Средний уровень почасовой оплаты труда.
Смета накладных расходов включает ожидаемую величину накладных расходов, включающую накладные расходы по каждой их статье, и используется как часть основной сметы.
Смета себестоимости реализованной продукции составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет: а) прямых материальных затрат; б) затрат по оплате труда; в) накладных расходов.
Смета текущих (периодических расходов) является частью основной сметы, отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Классифицирует расходы по отдельным их видам: зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на рекламу и страхование.
Смета рекламы. Рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама размещается в средствах массовой информации, рассылается по почте и т.д.), от количества рекламной продукции, от затрат на единицу пользования и т.д.
Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов, включая также информацию о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.