Производитель фирмы
Фирма - это тип производственного объединения предприятий, самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Фирма - любая деловая организация, деловое партнерство. Различают следующие разновидности фирм:
- аффилированная - близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы;
- брокерская - посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению за счет клиентов;
- венчурная - мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки;
- инвестиционная - занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами;
- инжинириговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг;
- инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем;
- консалтинговая, сфера деятельности которой - консультации в различных сферах;
- производственная, занятая, изготовлением конкретной продукции;
- торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью;
- риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.
Для фирм, функционирующих на рынке, характерно множество форм собственности.
Если фирма находится во власти физического лица или одной семьи, то говорят об индивидуальной частной собственности.
Партнерство - форма собственности, при которой фирма находится во владении двух и более физических лиц, не объединенных в одно юридическое лицо.
Корпорация - форма собственности, при которой фирма находится во владении множества людей, однако она регистрируется местными или центральными органами власти как единое и самостоятельное юридическое лицо.
Частные фирмы независимо от форм собственности выполняют важные общественные функции. В рыночной экономике именно они принимают решения - ЧТО, КАК и для КОГО производить в обществе.
Основные факторы макросреды и микросреды функционирования фирмы показаны на рис. 22.1 и 22.2.
В мире бизнеса сложились определенные стереотипы, например, офисы - как отражение национального типа фирмы.
Представление об американской фирме российского журнала "Коммерсантъ": стеклянный офис, симпатичные подвижные ребята, smile (улыбка) до ушей, к начальству обращаются "Hi, Bb", пьют кофе - ноги на стол, чужого не возьмут - своего не упустят.
В американском учебном пособии по промышленному менеджменту работа типичной американской фирмы представлена следующим образом. Фред продает конторское оборудование. Джим торгует запасными частями. Мэри отвечает за обслуживание проданного оборудования. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. Вдруг заболел Джим. Конторское оборудование по-прежнему продается. Мэри готова, как и раньше, обслуживать его. Но нет запасных частей. И дело останавливается.
Японская фирма: иерархия, церемонии, поклоны - приседания, контора - дом родной, начальник - ясное солнышко.
Но не только это отличает японскую фирму, скажем, от американской. Японцы Мицуо, Есио и Нори вместе занимаются и реализацией конторского оборудования, и торговлей запасными частями, и внефирменным обслуживанием. Все несут равную ответственность за результаты бизнеса. Они знакомы со всем комплексом деятельности фирмы, хотя, может быть, продажу оборудования постигли не так глубоко, как американец Фред, торговлю запчастями - не столь досконально, как Джим, и обслуживание - не с той обстоятельностью, как Мэри, но достаточно хорошо, чтобы в случае болезни одного двое других могли легко его заменить.
Немецкая фирма. Чистота. Ни соринки. Все сверкает и происходит точно вовремя. Ordnung und Bier (порядок и пиво).
Среди зарубежных специалистов-организаторов особое место принадлежит Гаррингтону Эмерсону (1853-1931) - известному американскому инженеру, рационализатору в организации труда. Получив образование в Мюнхенском политехникуме, он некоторое время преподавал в университете американского штата Небраска, затем принимал участие в работах по сооружению крупной железной дороги, в проектировании и строительстве ряда инженерных и горных сооружений.
Г. Эмерсон впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе. Его труд "Двенадцать принципов производительности" привлек к себе внимание предпринимателей не только в США, но и во многих других странах. Определяя значение этой книги для предпринимательства, "Finаncial Times" писала: "Его принципы так определенны, верны и незыблемы, что могут быть приняты за мерило. С их помощью может быть обследовано любое производство, любое промышленное предприятие, любая банковская операция. Успешность этих предприятий определяется и измеряется степенью отклонения их организации от двенадцати принципов производительности".
Приведем "двенадцать принципов производительности" по Г. Эмерсону:
Первый принцип - точно поставленные идеалы и цели.
Второй принцип - здравый смысл.
Третий принцип - компетентная консультация.
Четвертый принцип - дисциплина.
Пятый принцип - справедливое отношение к персоналу.
Шестой принцип - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
Седьмой принцип - диспетчирование.
Восьмой принцип - нормы и расписания.
Девятый принцип - нормализация условий.
Десятый принцип - нормирование операций.
Одиннадцатый принцип - писаные стандартные инструкции.
Двенадцатый принцип - вознаграждение за производительность.
Ни один из принципов производительности не существует сам по себе. Всякий из них поддерживает и укрепляет все остальные, в то же время поддерживаясь и укрепляясь ими.
Прокомментируем эти принципы словами самого Эмерсона и других мыслителей разных времен и народов.
О первом принципе. "Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра", - писал римский философ и драматург Сенека. Эмерсон утверждал: "Если бы каждый ответственный работник промышленности отчетливо формулировал свои идеалы, настойчиво проводил их у себя на предприятии, проповедовал их повсюду, внушал их всем своим подчиненным сверху донизу иерархической дисциплины, то наши производственные предприятия достигли бы такой же высокой индивидуальной и коллективной производительности, какой достигает хорошая бейсбольная команда".
О втором принципе. "Прослеживать все до последнего предела, чтобы не осталось ни одной смутной цели, стремиться обнаружить недостатки, исправлять их или вообще указывать на что-то более совершенное в данном направлении - единственное средство приобрести так называемый здравый смысл, что должно являться конечной целью наших усилий", - писал немецкий литератор Лихтенберг.
Эмерсон писал: "Создать творческую созидательную организацию, тщательно выработать здравые идеалы, чтобы затем твердо проводить их в жизнь; постоянно рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения, искать специальных знаний и компетентного совета повсюду, где только можно их найти, поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой шкале справедливости - вот основные проблемы, к немедленному разрешению которых призван здравый смысл высшего порядка".
О третьем принципе. "Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому", - писал английский философ Фрэнсис Бэкон.
"...Поскольку весь гигантский прогресс, свидетелями которого мы являемся, оказался возможным лишь благодаря компетентным советам, мы и считаем, что принцип компетентной консультации заслуживает включения в число двенадцати принципов производительности" - записано у Эмерсона.
О четвертом принципе. "Точность - вежливость королей", - сказал французский король Людовик ХVIII. Однажды Граф Монте-Кристо принял в Италии приглашение на завтрак, назначенный в Париже через три месяца, причем обещал приехать минута в минуту. В назначенный день собираются гости, они скептически относятся к обещанию таинственного графа, о котором со времени приглашения ничего не было слышно. Раздается бой часов, и в дверях появляется безукоризненно одетый Монте-Кристо. "Точность - вежливость королей, - говорит он, - но не всегда она может быть вежливостью путешественника. Пять тысяч миль покрыть нелегко. Простите, я опоздал на две-три секунды".
Видите, даже пламенное воображение Дюма отказалось представить себе, чтобы Монте-Кристо прибыл секунда в секунду. В наше время - самолетов, протоколов и регламентов - секунды могут приниматься в расчет.
О пятом принципе. Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888-1955) описывает следующий эпизод. Одна его приятельница наняла служанку, предложив ей выйти на работу в следующий понедельник. А тем временем она позвонила по телефону женщине, у которой прежде работала эта девушка. С девушкой было не все в порядке. В понедельник она пришла, чтобы приступить к работе, и услышала: "Нелли, на днях я позвонила по телефону вашей прежней хозяйке. Она сообщила мне, что вы честны и надежны, хорошо готовите и хорошо ухаживаете за детьми. Но она также добавила, что вы неряшливы и не содержите дом в чистоте. Так вот, я думаю, что она не права. Вы опрятно одеты. Все это видят. И держу пари, что дом у вас будет таким же чистым и опрятным, как вы сами. Мы с вами прекрасно поладим".
Так оно и было. Девушке была создана репутация, которую ей нужно было оправдать. Она действительно ее оправдала.
По мнению председателя правления одной фирмы, рядовым человеком легко руководить, если вы пользуетесь у него уважением и если покажете ему, что уважаете его за какую-либо способность.
О шестом принципе. "Цель учета, - говорил Эмерсон, - состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений, чтобы дать нам такие сведения, которых мы через внешние чувства не получаем".
О седьмом принципе. В каждой гостинице вывешиваются на стенах доски с железнодорожными расписаниями. Они показывают с точностью до минуты прибытие и отправление всех пассажирских поездов по всем станциям страны на весь сезон вперед. Но это только сокращенное расписание для будущих пассажиров. Сами железнодорожники пользуются расписаниями гораздо более подробными, куда включены все товарные поезда и все правила движения. В железнодорожном движении и авиации диспетчерство достигло поразительных результатов.
"Диспетчерство, - по утверждению Эмерсона, - подобно всем прочим принципам, представляет собой область науки управления, некоторую часть планирования; но хотя глаз и различает его, как отдельный камешек мозаики, на ощупь оно должно быть неосязаемо, как тот же камешек".
О восьмом принципе. Перед предпринимателем стоит задача постоянного повышения результатов при неуклонном сокращении затрачиваемых усилий.
"Выработка рациональных трудовых норм для людей, - писал Эмерсон, - требует, разумеется, точнейшего хронометража все операций; но, кроме того, она требует всей умелости администратора, вырабатывающего план, всех знаний физика, антрополога, физиолога, психолога. Она требует безграничных знаний, руководимых, направляемых и воодушевляемых верой, надеждой и сочувствием к человеку".
О девятом принципе. Одному крупному издательству нужно было выпутаться из сетей вредной традиции, чтобы создать солидную ежегодную экономию. Но издательство стало пробовать новую организацию на всяких несущественных мелочах. Целых шесть месяцев оно сомневалось, колебалось и виляло, не решаясь на те улучшения, которые можно было разработать в шесть дней и провести на деле в шесть часов, так что свои более широкие планы рационализатор даже не решился представить на утверждение.
Предприниматель, желающий добиться нормализации условий, должен иметь надлежащее понятие о времени, об усилиях и себестоимости. Он должен как бы инстинктивно чувствовать, что для каждой операции существует такое сочетание всех этих элементов, которое дает максимальные результаты.
О десятом принципе. Женщина приводит прическу в порядок, т.е. раскладывает по единому плану все 40 000 волосков по крайней мере один раз в день. И точно так же по крайней мере один раз в день надо приводить в строгое соответствие с общим планом все 40 000 отдельных операций завода.
"Планирование выгодно, - считает Эмерсон, - как выгодно применение всех вообще принципов производительности. Но нормирование операций есть тот принцип, который громче всех остальных взывает к индивидуальности человека, рабочего..."
Об одиннадцатом принципе. О количественной стороне дела, например, проектно-изыскательской организации свидетельствуют такие примеры. Для создания самолета нужна проектная и прочая бумажная документация, по весу равная самому самолету. "Экономить в расчетах, оценивающих громадное экономическое мероприятие, все равно, что экономить на прицеливании при выстреле", - писал известный авиаконструктор О. Антонов.
Постепенно вырастает настоящий кодекс стандартных писаных инструкций. "Предприятие, лишенное стандартных писаных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед", - утверждает Эмерсон.
О двенадцатом принципе. Работник стоит оплаты за свой труд - сказано в Новом завете. Работник продает работодателю два различных вида своей собственности: во-первых, он продает свое время, во-вторых, - свое умение. Поденная оплата несправедлива, так как она не учитывает умения; оплата за одно умение несправедлива, так как не учитывает затраченного времени.
Рыбак может поймать рыбу либо не поймать. Поймать половину или четверть рыбы невозможно. Если умение рыбака чуть-чуть ниже необходимого, то он уже не получает никакого результата. Вознаграждение за производительность часто имеет именно такой характер.
Известный принцип "время - деньги" часто сменяется принципом "время - дороже денег". Но денежная награда - это только одно из бесчисленных проявлений вознаграждения.
Идеалом двенадцати принципов производительности, сформулированных Г. Эмерсоном, является устранение потерь. На этом по сути основана стратегия действий предпринимателя и тактика менеджера, направленные на повышение эффективности организации.