Векторные величины, преобразования и пространства
- Исследовать на разрешимость векторное уравнение (уравнение с неизвестным вектором ): (x,a)=1, где x=(x1;x2) – неизвестный вектор, а=(1;2) – известный вектор, коллинеарный вектору x, (x,a) – их скалярное произведение. Какое скалярное уравнение (какие скалярные уравнения) можно связать с этим векторным уравнением? Найти решение. Указание: использовать условие коллинеарности двух векторов и скалярное произведение двух векторов, выраженных в координатной форме.
- Пусть дан некоторый технологический процесс, включающий в себя n продуктов, причем, если продукт i потребляется, то с ним связывается некоторое отрицательное число (темп потребления продукта), а если продукт производится, то с ним связывается положительное число (темп производства продукта). Пусть в производстве n продуктов используется набор таких технологических процессов: А1, А2, ..., Аm, количество продукта (производимого или потребляемого) j -го вида в i -ом процессе (i=1, 2,..., m; j=1, 2,...,n) обозначим aij. Описать структуру и темп некоторого конкретного производства и потребления с помощью матрицы вида A(mxn). Поставить одну задачу на нахождение решения системы уравнений. Указание: можно сформулировать, например, задачу поиска такого объема и структуры производства (неизвестных xi ) для которых при заданном темпе произ водства достигается баланс.
-
Многие геометрические преобразования можно задавать соответствующими матрицами (преобразований). Рассмотрим стандартное линейное преобразование плоскости (плоской фигуры) определяемую матрицей, причем мы будем рассматривать не прямоугольную систему координат, а "косоугольную". Например, матрица
определяет на плоскости (x1,x2) линейное преобразование рассматриваемого вида, а именно, растяжение плоскости вдоль оси Ох1 в 2 раза (см. рис. 1). Здесь х(1), х(2) – векторы до деформации, а у(1), у(2) – их образы, полученные в результате линейного преобразования по приведенным формулам.
Записать матрицу сжатия по оси х1 в 2 раза и растяжения по оси х2 в 3 раза. Указание: выпишите связи между новыми (после преобразования) и "старыми" (до преобразования) координатами (осями).
-
Так же можно задать и другое базовое геометрическое преобразование – параллельный перенос на плоскости. Пусть задана "старая" система координат хОу, О(0;0) и "новая" – ХО1У, О1(х0;у0), где оси координат параллельны между собой: x1||x, y1||y (рис. 2).
Запишите это преобразование в матричной форме. Указание: выпишите связи между новыми (после преобразования) и "старыми" (до преобразования) координатами (осями) или
-
В прямоугольной системе координат запишите в матричном виде зеркальное отражение точек плоскости х1Ox2. Указание: зеркальное отображение относительно оси х1 может быть изображено, например, как на рисунке ниже.
-
Осуществите в прямоугольной системе координат преобразование, задаваемое матрицей
где - произвольный угол. Что происходит в случаях .? Чему равна матрица А в этих случаях? Что происходит в случаях .? Чему равна матрица А в этих случаях? Каким образом связано это преобразование с гармонией и структурированностью окружающего нас мира? Указание: случай .? соответствует тождественному преобразованию (матрица А=Е ); при . преобразование изменяет направления векторов на противоположное (такое преобразование называется центральной симметрией).
- Свободное время для творческого развития личности, можно рассматривать (несколько упрощенно) как процесс в 5 -мерном пространстве следующих измерений:
- x1 – "технологические условия производства",
- x2 – "число рабочих",
- x3 – "время работы",
- x4 – "заработная плата",
- x5 – "социально-экономические условия труда".
- Прямая – пространство размерности 1 (измерение – длина). "Обитатели" этого пространства всех "остальных" видят как точки, т.е. "никого равного себе не хотят видеть", все – эгоисты. Плоскость – пространство размерности 2 (ширина, длина). "Обитатели" этого пространства всех остальных "видят" лишь в виде отрезков и точек т.е. "всех видят ниже себя", все – надменны. Проведите аналогии в трехмерном и четырехмерном пространствах. Указание: четырехмерный объект можно представить эскизно своими трехмерными проекциями, аналогично тому, как трехмерный объект можно представить своими тремя проекциями на координатные плоскости.
- Пространство (обозначаемое как С[a;b] ) всех непрерывных на [a;b] функций, т.е. C([a;b]) ={ – непрерывна}. Операции в этом пространстве можно определить как операции над функциями. Проверьте аксиомы линейного пространства. Указание: любым двум функциям f(x), можно сопоставить их сумму: s(x)=f(x)+g(x), , а так как сумма двух непрерывных функций по свойству непрерывных функций – функция непрерывная, то эта операция не выводит никогда за пределы данного пространства; умножение на число функции – аналогично не выводит за пределы пространства.
- В пространстве С[a;b] выясните, что может являться нулем, единицей. Введите метрику и норму корректным способом и проверьте аксиомы метрического и нормированного пространства. Вычислите расстояние между функциями x=t, y=sin(t), a=0, b=1. Найдите нормы этих двух функций. Указание: метрику можно определить, например, как , а норму – как ||x||=max|x(t)|, где максимум берется по всему отрезку [a;b].