Опубликован: 07.12.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 1574 / 612 | Длительность: 07:00:00
Специальности: Экономист, Эколог
Лекция 8:

Административные рычаги регулирования природопользования

< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Аннотация: рассмотрена административная часть механизма регулирования природопользования (законы, нормативы, стандарты).

Цель лекции: ознакомиться с нормативной базой регулирования природопользования.

Государственное регулирование природопользования играет значительную роль в процессе экологизации экономики. Государство регулирует природопользование с помощью административных и экономических методов.

Административные методы управления природопользованием включают в себя:

  1. Формирование законодательной базы в области природопользования.
  2. Установление экологических нормативов и стандартов.
  3. Лицензирование природопользования.
  4. Государственный экологический мониторинг и надзор.

Основным законодательным актом в сфере природопользования является Федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 [8.1]. Этот закон регулирует взаимодействие общества и природы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон состоит из шестнадцати глав. Структура закона представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1.
Глава Краткое содержание
1 Основные понятия в области природопользования. Принципы охраны окружающей среды. Перечень объектов, подлежащих охране. Перечень объектов, негативно воздействующих на природу.
2 Полномочия органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
3 Права граждан, а также некоммерческих и общественных организаций, связанные с охраной окружающей среды.
4 Экономические методы регулирования природоохранной деятельности.
5 Нормирование в области охраны окружающей среды: цели нормирования, требования к нормативам, виды нормативов и особенности их применения в различных случаях.
6 Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
7 Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.
8 Порядок установления зон экологического бедствия.
9 Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
10 Государственный экологический мониторинг.
11 Государственный экологический надзор.
12 Научные исследования в области охраны окружающей среды.
13 Основы формирования экологической культуры.
14 Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
15 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
16 Заключительные положения.

В законе определяются полномочия органов власти в сфере природопользования:

  1. Разработка и реализация федеральной экологической политики, программ, издание законов.
  2. Установление зон экологического бедствия и организация природоохранных мероприятий в них.
  3. Организация и осуществление экологического мониторинга и надзора, ведение фонда данных экологического мониторинга, проведение экологических экспертиз.
  4. Установление порядка и надзор в области обращения с опасными отходами, в том числе радиоактивными.
  5. Установление экологических нормативов и стандартов.
  6. Утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроль ее взимания.
  7. Запрет или ограничение деятельности, наносящей ущерб природе.
  8. Предъявление судебных исков о возмещении экологического ущерба.
  9. Формирование экологической культуры, развитие системы экологического просвещения.
  10. Подготовка, публикация и распространение ежегодных докладов о состоянии окружающей среды. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды.
  11. Образование особо охраняемых природных территорий, заповедников.
  12. Ведение Красной книги.
  13. Ведение государственного учета природных ресурсов и объектов, негативно воздействующих на природную среду.
  14. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба, наносимого окружающей среде хозяйственной деятельностью.
  15. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
  16. Установление перечня загрязняющих веществ.
  17. Установление перечня загрязняющих веществ.
  18. Другие полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

Помимо федерального закона "Об охране окружающей среды", к регулированию природопользования напрямую относятся и другие законодательные документы:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Лесной кодекс РФ.
  3. Закон "О недрах".
  4. Законодательство о животных (отдельные статьи в Гражданском и Уголовном кодексах РФ, региональные законы).
  5. Федеральный закон №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
  6. Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании".
  7. Федеральный закон №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Основным инструментом административного регулирования природопользования является нормирование. Нормирование экологических показателей предусмотрено статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [8.1]. Нормативы формируются с учетом медицинских, технологических, научно-технических, экологических и социальных факторов, с соблюдением международных стандартов. Различают следующие виды нормативов:

  1. Нормативы качества окружающей среды:
    • Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде, атмосфере, почве.
    • Предельно допустимые значения физических показателей (уровень радиоактивного или электромагнитного излучения, уровень тепла, уровень шума и др.).
    • Предельно допустимые значения биологических показателей (предельно допустимые концентрации микроорганизмов).
  2. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду:
    • Предельно допустимые размеры сбросов и выбросов химических веществ.
    • Предельно допустимые размеры сбросов и выбросов микроорганизмов.
    • Нормативы образования отходов.
    • Лимиты на размещение отходов.
    • Предельно допустимые уровни физических воздействий (шум, вибрация, излучение и др.).
    • Лимиты изъятия природных объектов.
    • Нормативы общего антропогенного воздействия на природную среду.
    • Прочие нормативы воздействия на окружающую среду [8.1].

Нормативы качества окружающей среды являются первичными по отношению к нормативам предельно допустимого воздействия на окружающую среду, так как служат основой для их формирования.

Разработка экологического норматива проходит в несколько этапов (таблица 8.2):

Таблица 8.2. Этапы разработки экологического норматива
Этап Характеристика этапа Результат этапа
1 Научно-исследовательские работы по установлению и обоснованию нормативов Значение норматива с обоснованием
2 Экспертиза предложенного значения норматива Экспертное заключение об обоснованности норматива
3 Утверждение норматива Утвержденный норматив
4 Публикация норматива Распространение норматива и начало его действия

При невозможности соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться временные нормативы, превышающие предельно допустимые. Это возможно только при наличии у предприятия утвержденного плана снижения выбросов и сбросов, согласованного с государственными органами, осуществляющими регулирование природопользования.

Помимо нормативов, статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливает необходимость применения наилучшей доступной технологии для предприятий, чья хозяйственная деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. К таким отраслям относятся добыча и обогащение железных руд и руд цветных металлов, производство чугуна и стали, добыча и переработка нефти и природного газа, топливная энергетика, обезвреживание и захоронение отходов, производство целлюлозно-бумажной продукции, некоторых химикатов, стекла, керамики, цемента, извести, текстиля, мяса, молока, очистка сточных вод [8.2]. Наилучшая технология определяется органами исполнительной власти. Она включает в себя определенное оборудование и технологические процессы. Наилучшая технология обладает следующими свойствами:

  1. Наименьшая природоемкость получаемой продукции либо наименьшая антропогенная нагрузка на природу в единицу времени по сравнению с другими технологиями.
  2. Экономическая эффективность.
  3. Не слишком продолжительный период внедрения.

Отдельные виды хозяйственной деятельности подлежат экологическому лицензированию. Экологическое лицензирование – это деятельность по выдаче лицензий или иных разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с природопользованием и охраной окружающей среды. В зависимости от объекта лицензирования различают следующие виды экологического лицензирования:

  1. Лицензирование использования природных ресурсов, например, лицензия на недропользование.
  2. Лицензирование загрязнения, например, разрешение на сброс сточных вод в водоем.
  3. Лицензирование природоохранной деятельности, например, на проведение экологического аудита.
  4. Лицензирование деятельности, непосредственно не связанной с окружающей средой, но опасной для нее, например, разрешение на транспортировку опасных отходов.

Порядок выдачи лицензий, приостановки их действия и аннулирования регулируется Федеральным законом №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" [8.3]. Соискатель лицензии предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, включающий заявление, копии учредительных документов, сведения о квалификации работников. Также соискатель лицензии уплачивает лицензионный сбор за рассмотрение его заявления. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или невыдаче лицензии в течение 60 дней.

Административное регулирование природопользования осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации (Минприроды России), в которое входят следующие федеральные службы:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  3. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
  5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды оказывает государственные услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляет мониторинг состояния окружающей среды и уровня загрязнения. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования занимается выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений в сфере природопользования (незаконное использование природных ресурсов, воздействие на окружающую среду и др.). Федеральное агентство водных ресурсов обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов, а также предупреждение и ликвидацию негативных воздействий водной стихии. Сфера деятельности Федерального агентства лесного хозяйства – контроль и надзор в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), перевод земель лесного фонда в земли других категорий, инвентаризация лесов. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет государственное изучение недр, экономическую оценку месторождений полезных ископаемых, проводит конкурсы и аукционы на право пользования недрами и лицензирование недропользования.

Государственный экологический надзор – это деятельность, направленная на проверку соблюдения экологического законодательства хозяйствующими субъектами. Государственный экологический надзор осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Он носит форму плановых или внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся по заранее утвержденному графику, не чаще, чем один раз в три года. Внеплановые проверки осуществляются при наличии жалоб населения, информации об экологических правонарушениях или для проверки выполнения рекомендаций, предписанных во время плановой проверки.

Государственный экологический мониторинг – это система постоянного контроля за состоянием окружающей среды, включающая:

  1. Регулярные наблюдения за окружающей средой.
  2. Обработку, хранение и систематизацию результатов наблюдений.
  3. Обработку, хранение и систематизацию результатов наблюдений.
  4. Прогнозирование состояния окружающей среды.
  5. Предоставление информации о состоянии окружающей среды органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и гражланам.

Ключевые термины: административные методы, регулирование природопользования.

Краткие итоги:

  1. Административное регулирование природопользования основано на системе законов, стандартов, нормативов.
  2. Основным документом, регулирующим природопользование, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды".
  3. Основной инструмент административного регулирования природопользования – это нормирование.
  4. Отдельные виды хозяйственной деятельности подлежат экологическому лицензированию.
  5. Государственные органы осуществляют экологический надзор и экологический мониторинг.
< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Ольга Трубицина
Ольга Трубицина
Светлана Березина
Светлана Березина

Здравствуте! Обучаючь на курсах "Экономика природопользования".По окончании выдаётся сертификат. Поздно поняла, что необходимо получить удостоверение. Возможно ли это? Не могу найти эту информацию. Спасибо!