Опубликован: 07.12.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 1365 / 495 | Длительность: 07:00:00
Специальности: Экономист, Эколог
Лекция 8:

Административные рычаги регулирования природопользования

< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Аннотация: рассмотрена административная часть механизма регулирования природопользования (законы, нормативы, стандарты).

Цель лекции: ознакомиться с нормативной базой регулирования природопользования.

Государственное регулирование природопользования играет значительную роль в процессе экологизации экономики. Государство регулирует природопользование с помощью административных и экономических методов.

Административные методы управления природопользованием включают в себя:

  1. Формирование законодательной базы в области природопользования.
  2. Установление экологических нормативов и стандартов.
  3. Лицензирование природопользования.
  4. Государственный экологический мониторинг и надзор.

Основным законодательным актом в сфере природопользования является Федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 [8.1]. Этот закон регулирует взаимодействие общества и природы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон состоит из шестнадцати глав. Структура закона представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1.
Глава Краткое содержание
1 Основные понятия в области природопользования. Принципы охраны окружающей среды. Перечень объектов, подлежащих охране. Перечень объектов, негативно воздействующих на природу.
2 Полномочия органов государственной власти в области охраны окружающей среды.
3 Права граждан, а также некоммерческих и общественных организаций, связанные с охраной окружающей среды.
4 Экономические методы регулирования природоохранной деятельности.
5 Нормирование в области охраны окружающей среды: цели нормирования, требования к нормативам, виды нормативов и особенности их применения в различных случаях.
6 Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
7 Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.
8 Порядок установления зон экологического бедствия.
9 Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
10 Государственный экологический мониторинг.
11 Государственный экологический надзор.
12 Научные исследования в области охраны окружающей среды.
13 Основы формирования экологической культуры.
14 Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
15 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
16 Заключительные положения.

В законе определяются полномочия органов власти в сфере природопользования:

  1. Разработка и реализация федеральной экологической политики, программ, издание законов.
  2. Установление зон экологического бедствия и организация природоохранных мероприятий в них.
  3. Организация и осуществление экологического мониторинга и надзора, ведение фонда данных экологического мониторинга, проведение экологических экспертиз.
  4. Установление порядка и надзор в области обращения с опасными отходами, в том числе радиоактивными.
  5. Установление экологических нормативов и стандартов.
  6. Утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, контроль ее взимания.
  7. Запрет или ограничение деятельности, наносящей ущерб природе.
  8. Предъявление судебных исков о возмещении экологического ущерба.
  9. Формирование экологической культуры, развитие системы экологического просвещения.
  10. Подготовка, публикация и распространение ежегодных докладов о состоянии окружающей среды. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды.
  11. Образование особо охраняемых природных территорий, заповедников.
  12. Ведение Красной книги.
  13. Ведение государственного учета природных ресурсов и объектов, негативно воздействующих на природную среду.
  14. Экономическая оценка природных ресурсов и ущерба, наносимого окружающей среде хозяйственной деятельностью.
  15. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
  16. Установление перечня загрязняющих веществ.
  17. Установление перечня загрязняющих веществ.
  18. Другие полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

Помимо федерального закона "Об охране окружающей среды", к регулированию природопользования напрямую относятся и другие законодательные документы:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Лесной кодекс РФ.
  3. Закон "О недрах".
  4. Законодательство о животных (отдельные статьи в Гражданском и Уголовном кодексах РФ, региональные законы).
  5. Федеральный закон №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
  6. Федеральный закон №184-ФЗ "О техническом регулировании".
  7. Федеральный закон №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Основным инструментом административного регулирования природопользования является нормирование. Нормирование экологических показателей предусмотрено статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [8.1]. Нормативы формируются с учетом медицинских, технологических, научно-технических, экологических и социальных факторов, с соблюдением международных стандартов. Различают следующие виды нормативов:

  1. Нормативы качества окружающей среды:
    • Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде, атмосфере, почве.
    • Предельно допустимые значения физических показателей (уровень радиоактивного или электромагнитного излучения, уровень тепла, уровень шума и др.).
    • Предельно допустимые значения биологических показателей (предельно допустимые концентрации микроорганизмов).
  2. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду:
    • Предельно допустимые размеры сбросов и выбросов химических веществ.
    • Предельно допустимые размеры сбросов и выбросов микроорганизмов.
    • Нормативы образования отходов.
    • Лимиты на размещение отходов.
    • Предельно допустимые уровни физических воздействий (шум, вибрация, излучение и др.).
    • Лимиты изъятия природных объектов.
    • Нормативы общего антропогенного воздействия на природную среду.
    • Прочие нормативы воздействия на окружающую среду [8.1].

Нормативы качества окружающей среды являются первичными по отношению к нормативам предельно допустимого воздействия на окружающую среду, так как служат основой для их формирования.

Разработка экологического норматива проходит в несколько этапов (таблица 8.2):

Таблица 8.2. Этапы разработки экологического норматива
Этап Характеристика этапа Результат этапа
1 Научно-исследовательские работы по установлению и обоснованию нормативов Значение норматива с обоснованием
2 Экспертиза предложенного значения норматива Экспертное заключение об обоснованности норматива
3 Утверждение норматива Утвержденный норматив
4 Публикация норматива Распространение норматива и начало его действия

При невозможности соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов могут устанавливаться временные нормативы, превышающие предельно допустимые. Это возможно только при наличии у предприятия утвержденного плана снижения выбросов и сбросов, согласованного с государственными органами, осуществляющими регулирование природопользования.

Помимо нормативов, статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливает необходимость применения наилучшей доступной технологии для предприятий, чья хозяйственная деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. К таким отраслям относятся добыча и обогащение железных руд и руд цветных металлов, производство чугуна и стали, добыча и переработка нефти и природного газа, топливная энергетика, обезвреживание и захоронение отходов, производство целлюлозно-бумажной продукции, некоторых химикатов, стекла, керамики, цемента, извести, текстиля, мяса, молока, очистка сточных вод [8.2]. Наилучшая технология определяется органами исполнительной власти. Она включает в себя определенное оборудование и технологические процессы. Наилучшая технология обладает следующими свойствами:

  1. Наименьшая природоемкость получаемой продукции либо наименьшая антропогенная нагрузка на природу в единицу времени по сравнению с другими технологиями.
  2. Экономическая эффективность.
  3. Не слишком продолжительный период внедрения.

Отдельные виды хозяйственной деятельности подлежат экологическому лицензированию. Экологическое лицензирование – это деятельность по выдаче лицензий или иных разрешительных документов на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с природопользованием и охраной окружающей среды. В зависимости от объекта лицензирования различают следующие виды экологического лицензирования:

  1. Лицензирование использования природных ресурсов, например, лицензия на недропользование.
  2. Лицензирование загрязнения, например, разрешение на сброс сточных вод в водоем.
  3. Лицензирование природоохранной деятельности, например, на проведение экологического аудита.
  4. Лицензирование деятельности, непосредственно не связанной с окружающей средой, но опасной для нее, например, разрешение на транспортировку опасных отходов.

Порядок выдачи лицензий, приостановки их действия и аннулирования регулируется Федеральным законом №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" [8.3]. Соискатель лицензии предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, включающий заявление, копии учредительных документов, сведения о квалификации работников. Также соискатель лицензии уплачивает лицензионный сбор за рассмотрение его заявления. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или невыдаче лицензии в течение 60 дней.

Административное регулирование природопользования осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации (Минприроды России), в которое входят следующие федеральные службы:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  3. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
  5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды оказывает государственные услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляет мониторинг состояния окружающей среды и уровня загрязнения. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования занимается выявлением, пресечением и профилактикой правонарушений в сфере природопользования (незаконное использование природных ресурсов, воздействие на окружающую среду и др.). Федеральное агентство водных ресурсов обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов, а также предупреждение и ликвидацию негативных воздействий водной стихии. Сфера деятельности Федерального агентства лесного хозяйства – контроль и надзор в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), перевод земель лесного фонда в земли других категорий, инвентаризация лесов. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет государственное изучение недр, экономическую оценку месторождений полезных ископаемых, проводит конкурсы и аукционы на право пользования недрами и лицензирование недропользования.

Государственный экологический надзор – это деятельность, направленная на проверку соблюдения экологического законодательства хозяйствующими субъектами. Государственный экологический надзор осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Он носит форму плановых или внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся по заранее утвержденному графику, не чаще, чем один раз в три года. Внеплановые проверки осуществляются при наличии жалоб населения, информации об экологических правонарушениях или для проверки выполнения рекомендаций, предписанных во время плановой проверки.

Государственный экологический мониторинг – это система постоянного контроля за состоянием окружающей среды, включающая:

  1. Регулярные наблюдения за окружающей средой.
  2. Обработку, хранение и систематизацию результатов наблюдений.
  3. Обработку, хранение и систематизацию результатов наблюдений.
  4. Прогнозирование состояния окружающей среды.
  5. Предоставление информации о состоянии окружающей среды органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и гражланам.

Ключевые термины: административные методы, регулирование природопользования.

Краткие итоги:

  1. Административное регулирование природопользования основано на системе законов, стандартов, нормативов.
  2. Основным документом, регулирующим природопользование, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды".
  3. Основной инструмент административного регулирования природопользования – это нормирование.
  4. Отдельные виды хозяйственной деятельности подлежат экологическому лицензированию.
  5. Государственные органы осуществляют экологический надзор и экологический мониторинг.
< Лекция 7 || Лекция 8 || Лекция 9 >
Егор Загребин
Егор Загребин

Здравствуйте! В лекции №9 встречается много повторяющихся пунктов при обсуждении экологических штрафов. 

Александра Рудяк-Майер
Александра Рудяк-Майер

Здравствуйте. В разделе "Вопросы к 1 главе" вопрос "Что такое биосфера?" Написан 3 раза. 

Геннадий Андреев
Геннадий Андреев
Россия
Алексей Киселев
Алексей Киселев
Россия, Москва