Опубликован: 07.12.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 1365 / 495 | Длительность: 07:00:00
Специальности: Экономист, Эколог
Лекция 9:

Экономические рычаги регулирования природоохранной деятельности

< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Аннотация: рассмотрена экономическая часть механизма регулирования природоохранной деятельности (налоги, субсидии, платежи за загрязнение).

Цель лекции: ознакомиться с экономическими методами регулирования природопользования.

Для снижения природоемкости экономики административных методов воздействия на природопользователей недостаточно, в основном их эффект является краткосрочным, поскольку основан на использовании ограничительных методов. Эффективная система сбережения природного капитала должна функционировать таким образом, чтобы нерациональный расход или порча природных ресурсов были экономически невыгодны предприятию, а экономия природных ресурсов приносила дополнительную прибыль. На этом основан механизм экономического регулирования природопользования. Основные принципы экономического регулирования природопользования:

  1. Принцип платности. Использование природного капитала должно быть платным, безвозмездная эксплуатация природных ресурсов недопустима, так как ведет к истощению национального богатства.
  2. Принцип экономической ответственности. Ущерб, нанесенный окружающей среде, ведет к снижению качества жизни людей, поэтому должен в обязательном порядке быть компенсирован.
  3. Принцип экономической ответственности. Ущерб, нанесенный окружающей среде, ведет к снижению качества жизни людей, поэтому должен в обязательном порядке быть компенсирован.
  4. Принцип сочетания позитивных и негативных методов воздействия на природопользователей. Позитивные методы – это дополнительная прибыль при снижении природоемкости. Негативные методы – это дополнительные затраты при отсутствии мер по снижению природоемкости.
  5. Принцип научной обоснованности. Природоохранная деятельность должна осуществляться с учетом экономических, экологических и социальных факторов. Целесообразность используемых методов снижения природоемкости должна быть подтверждена результатами научных исследований.
  6. Принцип комплексности. Деятельность по снижению природоемкости должна охватывать различные отрасли народного хозяйства и различные сферы деятельности предприятий.
  7. Принцип интернализации затрат (принцип "загрязнитель платит"). Затраты по восстановлению природного капитала должны возлагаться на тех, кто эксплуатирует природные ресурсы (то есть предприятия), а не на все общество (то есть бюджет).

Механизм экономического регулирования природопользования включает в себя следующие элементы:

  1. Налогообложение.
  2. Платежи за пользование природными ресурсами.
  3. Платежи за загрязнение окружающей среды.
  4. Экологические штрафы.
  5. Государственные субсидии.
  6. Торговля правами на загрязнение.
  7. Экологическое страхование.

Налогообложение является эффективным инструментом регулирования природопользования. Речь идет о следующих возможностях налоговой системы:

  1. Стимулирование природосберегающих и подавление природоемких производств посредством использования пониженных и повышенных налоговых ставок.
  2. Исключение из налогооблагаемой базы части прибыли, потраченной предприятием на реализацию природоохранных мероприятий.
  3. Предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим природоохранное оборудование и предоставляющим экологические услуги.

Регулирование природопользования с помощью налоговых ставок оказывает прямое и косвенное воздействие на природоемкость общественного продукта. Прямое воздействие проявляется в двух аспектах:

  1. Предприятие заинтересовано в снижении своей природоемкости, внедрении ресурсосберегающих технологий, установке очистных сооружений и т.п., так как получит от этих мероприятий прямую выгоду – экономию на налогах.
  2. Применение повышенных налоговых ставок для природоемких отраслей дает дополнительные средства в бюджет, которые могут быть потрачены на восстановление природного капитала.

Косвенное воздействие налогообложения на природоемкость проявляется в следующем. Применение повышенных налоговых ставок в природоэксплуатирующих отраслях приводит к росту цен на продукцию таких отраслей и, следовательно, к снижению ее популярности у потребителей. Напротив, пониженные налоговые ставки на экологичную продукцию позволяют производителю продавать ее дешевле, следовательно, растет и спрос на такую продукцию. Так налогообложение косвенно способствует формированию экологической культуры. Следует отметить, что применение повышенных налоговых ставок допустимо не во всех природоэксплуатирующих отраслях. Так, сельское хозяйство является одной из наиболее природоемких отраслей, но подавление развития этой отрасли повышенными налоговыми ставками недопустимо по социально-политическим соображениям, поскольку отсутствие развитого сельского хозяйства представляет угрозу национальной безопасности.

Платежи за пользование природными ресурсами бывают двух видов:

  1. Платежи за расход природного ресурса (за объем водозабора из водоема, вырубку определенного количества леса, изъятие полезных ископаемых). Данный вид платежей мотивирует предприятия сокращать расход природных ресурсов.
  2. Платежи за право пользования природными ресурсами на определенной территории (за земельный или горный отвод, за право водозабора из водоема или вырубки деревьев в определенном лесу). Данный вид платежей позволяет создать фонд амортизации природного капитала, средства из которого направляются на осуществление природоохранных мероприятий на данной территории.

Система платежей за пользование природными ресурсами регулируется Федеральным законом "Об охране окружающей среды", а также законами "О недрах", "О животном мире", "О континентальном шельфе", "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", а также Лесным, Земельным и Водным кодексами РФ.

Платежи за пользование недрами взимаются с предприятий, осуществляющих поиск, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых, и включают в себя [9.1]:

  1. Сбор за участие в аукционе.
  2. Лицензионный сбор.
  3. Акцизы.
  4. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Платежи за право поиска и оценки полезных ископаемых составляют 1-2% сметной стоимости геологоразведочных работ. Платежи за добычу полезных ископаемых осуществляются несколькими частями. Сначала взимается разовый платеж, составляющий не менее 10% регулярного платежа. Затем в течение всего срока действия лицензии на добычу взимаются регулярные платежи. Платежи взимаются за любые действия с недрами, в том числе за добычу попутных полезных ископаемых, а также за строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

Использование земельных ресурсов также является платным. С собственников земель каждый год взимается земельный налог. Сумма налога зависит от кадастровой стоимости участка. Налоговая ставка не может превышать 0,3% для:

  • сельскохозяйственных земель в населенных пунктах;
  • земель, занятых жилыми зданиями и объектами ЖКХ;
  • земель, используемых в личном подсобном хозяйстве;
  • земель, ограниченных в обороте.

Для прочих земель налоговая ставка может доходить до 1,5% [9.2]. Некоторые категории предприятий и граждан освобождаются от уплаты земельного налога, например, малочисленные народы Севера, религиозные организации, резиденты особых экономических зон и др.

Плата за использование лесов определяется Лесным кодексом РФ [9.3]. Платежи за использование леса осуществляются либо в форме арендной платы, либо в форме платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы зависит от объема вырубки деревьев или от площади участка леса, если вырубка не производится. Размер договорной платы также зависит от объема древесины, подлежащей рубке.

Платность использования водных ресурсов установлена Водным кодексом РФ [9.4]. Размер платы определяется федеральными, субфедеральными или муниципальными органами власти, в зависимости от юридической принадлежности водоема. При этом платежи являются дифференцированными в зависимости от речного бассейна и равномерно распределяются на весь календарный год.

Помимо платежей за использование природных ресурсов существует система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, за загрязнение. Федеральным законом "Об охране окружающей среды" [9.5] определено, что плата взимается за:

  1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
  2. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
  3. Загрязнение недр, почв.
  4. Размещение отходов производства и потребления.
  5. Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
  6. Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Платежи за загрязнение вносятся каждый квартал. Предприятие-плательщик не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Ростехнадзор расчет платы за загрязнение, в котором приводится:

  1. Перечень загрязняющих веществ с указанием единиц измерения.
  2. Установленные значения ПДВ (предельно допустимого выброса) и ВСВ (временно согласованного выброса).
  3. Данные о фактической массе или объеме выброса, в том числе:
    • Объем или масса выброса в пределах ПДВ.
    • Объем или масса выброса в пределах ВСВ.
    • Объем или масса сверхлимитного выброса (СЛВ).
  4. Нормативы платы за ПДВ и ВСВ.
  5. Коэффициент экологической ситуации.
  6. Дополнительные коэффициенты, установленные для предприятия или загрязняющего вещества.
  7. Индекс инфляции.
  8. Сумма платы за ПДВ, ВСВ и СЛВ.
  9. Общая сумма к уплате.

Аналогичные расчеты предоставляются по выбросам в атмосферный воздух транспортными средствами и другими передвижными объектами, размещению отходов [9.6].

Экологические штрафы – это вид ответственности за административные правонарушения в области экологии. Уплата штрафа не освобождает предприятие от платежей за загрязнение. Размеры экологических штрафов определяются Кодексом об административных правонарушениях. Примеры экологических правонарушений, за которые взыскивается штраф [9.7]:

  1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
  2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
  3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.
  4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.
  5. Сокрытие или искажение экологической информации.
  6. Сокрытие или искажение экологической информации.
  7. Нарушение правил водопользования.
  8. Нарушение правил водопользования.
  9. Нарушение правил водопользования.
  10. Выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
  11. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Еще одним достаточно эффективным экономическим рычагом регулирования природопользования являются государственные субсидии. Субсидия – это денежные средства, предоставляемые из бюджета на безвозмездной основе на определенные цели. Порядок предоставления субсидий должен стимулировать переход к постиндустриальной структуре экономики. Должно субсидироваться в первую очередь развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных, "сложных" товаров и услуг, то есть отраслей, находящихся на вершине природно-продуктовой вертикали. Кроме того, во многих случаях необходимо субсидирование природоохранной деятельности предприятий. Субсидия подлежит возврату в случае ее нецелевого использования или неиспользования.

На снижение природоемкости продукции также может повлиять развитие системы торговли правами на загрязнение (bubble principal, или "принцип пузыря") [9.8]. Суть этой системы заключается в следующем. На определенной территории устанавливается лимит на какой-либо вид загрязнения, например, предельно допустимый годовой объем выбросов загрязняющего вещества всеми предприятиями, расположенными на данной территории. Этот объем называется эмиссионной квотой. При создании нового или расширении существующего производства предприятие должно либо создать качественную систему очистки выбросов, либо купить право на загрязнение (эмиссионную квоту) у другого предприятия, расположенного на данной территории (тогда уменьшить объем выбросов должно будет предприятие, продавшее это право). И в том, и в другом случае размер ущерба, наносимого окружающей природной среде, не увеличится, следовательно, не увеличится природоемкость производимой предприятиями продукции.

Развитие системы экологического страхования способствует аккумулированию средств, которые могут быть потрачены на восстановление природного капитала. Предприятие может застраховать экологические риски, чтобы в случае аварии страховая компания компенсировала ущерб самому предприятию и другим пострадавшим. Существую следующие виды экологического страхования:

  1. Имущественное страхование – это страхование имущества на случай причинения ему ущерба в результате экологической аварии.
  2. Страхование ответственности предприятия предполагает, что в случае экологической аварии ущерб пострадавшим будет возмещать не предприятие, а страховая компания.
  3. Личное страхование – это страхование жизни и здоровья работников предприятия.

Особенно рекомендуется применение экологического страхования для предприятий, работа которых связана с повышенной опасностью (транспортировка опасных грузов, переработка опасных отходов, химическое производство и др.). В ряде стран (США, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) экологическое страхование предприятий является обязательным. В России введение обязательного экологического страхования пока находится на стадии обсуждения.

Ключевые термины: регулирование природопользования, платежи.

Краткие итоги:

  1. Суть экономического регулирования природопользования: чрезмерные затраты природного капитала должны быть экономически невыгодны предприятию.
  2. Налоговая система прямо и косвенно влияет на природоемкость общественного продукта.
  3. Налоговая система прямо и косвенно влияет на природоемкость общественного продукта.
  4. Платежи за загрязнение компенсируют ущерб от загрязнения, восстанавливая затраченный природный капитал.
  5. Экологические правонарушения караются штрафами.
  6. К экономическим методам регулирования природопользования также относятся: торговля эмиссионными квотами, экологическое страхование, субсидирование.
< Лекция 8 || Лекция 9: 12 || Лекция 10 >
Егор Загребин
Егор Загребин

Здравствуйте! В лекции №9 встречается много повторяющихся пунктов при обсуждении экологических штрафов. 

Александра Рудяк-Майер
Александра Рудяк-Майер

Здравствуйте. В разделе "Вопросы к 1 главе" вопрос "Что такое биосфера?" Написан 3 раза. 

Геннадий Андреев
Геннадий Андреев
Россия
Алексей Киселев
Алексей Киселев
Россия, Москва