Чтоб сдать данный тест, пришлось рыскать по всему учебнику, вплоть до 33-ей лекции. Хотелось бы, чтобы при прохождении теста проверялось то, что было изучено непосредственно в теме.. |
Машиностроительный комплекс
Машиностроение любой развитой страны сегодня - это ведущая, ключевая отрасль не только обрабатывающей промышленности, но и экономики страны в целом. Машиностроительный комплекс мира представляет собой совокупность отраслей промышленности, производящих машины и оборудование для всех подразделений мирового хозяйства, а также многие предметы потребления. Как отрасль машиностроение возникло в первой половине XIX в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.
В машиностроительном комплексе развитых стран на протяжении продолжительного времени наблюдается тенденция относительного уменьшения удельного веса старых, традиционных и увеличения части новых, наукоемких производств, что вызвано прежде всего существенными сдвигами в структуре конечного продукта в сторону производства электронной техники, средств автоматизации, приборов и другой наукоемкой продукции. Наиболее ярко такие тенденции проявляются в машиностроении США, Японии, Германии и других высокоразвитых стран.
20.1. Основные центры машиностроения
В эпоху бурного развития научно-технической революции машиностроение стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности. И тем не менее различия между отдельными странами достаточно велики. Более 90% всей машиностроительной продукции производится экономически развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
- Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
- Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
- Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии, а также Южная Корея и Китай;
- страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
В целом мировое производство продукции машиностроения характеризовалось во второй половине XX в. следующими данными (табл. 20.1).
Страна | Год | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 | |
Всего в мире | 143,37 | 267,02 | 488,42 | 728,12 | 1 033,23 | 1 475,355 | 1 637,8 |
США | 81,29 | 134,91 | 224,11 | 322,37 | 451,5 | 883,50 | 917,3 |
Западная Европа, | 45,37 | 92,81 | 162,88 | 208,02 | 257,1 | 283,47 | 312,6 |
в том числе: | |||||||
Великобритания | 19,27 | 25,62 | 34,24 | 33,34 | 34,72 | 40,77 | 45,6 |
Германия | 7,38 | 23,86 | 40,77 | 48,94 | 67,13 | 69,41 | 70,1 |
Франция | 6,82 | 17,44 | 30,72 | 46,26 | 51,84 | 59,64 | 65,3 |
Италия | 3,41 | 8,33 | 19,02 | 25,67 | 31,35 | 35,24 | 37,2 |
Остальные страны Западной Европы | 8,57 | 17,56 | 38,13 | 53,81 | 72,06 | 78,41 | 82,1 |
Япония | 1,61 | 14,90 | 45,12 | 107,44 | 216,43 | 205,13 | 195,3 |
Остальные страны мира | 15,10 | 24,40 | 56,37 | 90,29 | 108,20 | 103,25 | 132,5 |
Примечание. При составлении таблицы были использованы расчеты Э. К. Василевского из источника: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003. С. 281; 2005 г. - оценка авторов.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ - наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина). Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:
- производство металлоизделий и металлообработка;
- общее машиностроение;
- электротехника и электроника - электротехническое и электронное машиностроение;
- транспортное машиностроение - автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, железнодорожное машиностроение;
- приборостроение.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30-32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
В конце XX - начале XXI в. именно транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении (табл. 20.2). Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.
Компания | Страна | Подотрасль машиностроения | Оборот |
---|---|---|---|
General Motors | США | Автомобилестроение | 195517 |
Daimler Chrysler | Германия | Автомобилестроение | 184173 |
Ford Motor | США | Автомобилестроение | 171652 |
Toyota Motor | Япония | Автомобилестроение | 161283 |
Volkswagen Group | Германия | Автомобилестроение | 115336 |
Siemens | Германия | Электротехника, электроника | 97450 |
IBM | США | ЭВМ | 96293 |
Honda | Япония | Автомобилестроение | 80710 |
Hitachi | Япония | ЭВМ | 80503 |
Hewlett-Packard | США | ЭВМ | 79905 |
Источник: Данные Financial Times. 2005.
Многие из современных транснациональных корпораций в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний, кроме вышеназванных, относятся германская многоотраслевая группа Siemens, нидерландская компания Philips, гонконгская компания Hutchison Wampoa и многие другие.