Опубликован: 14.09.2020 | Доступ: свободный | Студентов: 1953 / 488 | Длительность: 05:59:00
Специальности: Менеджер, Руководитель
Лекция 1:

Основные понятия дисциплины "Управление проектами"

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >

Для решения задач, связанных с проектным менеджментом, необходимо определить ключевые понятия в области управления проектами. Руководство к Своду знаний по управлению проектами PMBOK® GUIDE, 6th Edition (далее PMBOK®) содержит Словарь терминов управления проектами PMI1 PMI Lexicon of Project Management Terms , элементы которого будут использованы в данной главе и далее по задачнику.

Согласно Руководству PMBOK®, проектом является временное предприятие, ограничение во времени и ресурсах, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [1, стр. 717].

Результатами проекта могут быть [1] :

  • продукт, представляющий собой компонент другого изделия, улучшение изделия или конечное изделие;
  • услуга или способность предоставлять услугу (например, бизнес-функция, поддерживающая производство или дистрибуцию);
  • улучшение существующей линейки продуктов или услуг;
  • уникальный результат, например, исследовательского проекта, приносящий новые знания для общества.

Основными характеристиками проекта являются:

  • установленная цель проекта;
  • определенное время на его реализацию;
  • привлечение для его реализации разных отделов и специалистов разного профиля;
  • новизна: как правило, выполняется нечто, что никогда не делалось ранее;
  • особые требования по времени, затратам и качеству выполнения работы.

Управление проектом осуществляется посредством надлежащего применения и интеграции 49 процессов управления проектом, логически сгруппированных по областям знаний. Процессы управления проектом объединены в пять групп:

  • инициация,
  • планирование,
  • исполнение,
  • мониторинг и контроль,
  • закрытие.

Процессы управления проектом связаны между собой входами и выходами, где конечный результат одного процесса может являться входом другого, однако не обязательно находится в той же группе процессов. Помимо классификации процессов по группам процессов, они также классифицируются по областям знаний.

Область знаний - выделенная область управления проектом, определяемая ее требованиями к знаниям и описываемая в терминах входящих в ее состав процессов, практик, входов, выходов, инструментов и методов [1, стр. 711]. Хотя области знаний взаимосвязаны, с точки зрения управления проектом они определяются отдельно.

В Руководстве PMBOK® представлены 10 областей знаний, которые практически всегда используются в проектах (Таблица 1.1 ).

Таблица 1.1. Области знаний и их определения
Название областей знаний Определение областей знаний
управление интеграцией проекта процессы и операции, необходимые для идентификации, определения, комбинирования, объединения и координации различных процессов и действий по управлению проектом в рамках групп процессов управления проектом.
управление содержанием проекта процессы, необходимые для обеспечения того, чтобы проект содержал только те работы, которые требуются для успешного выполнения проекта.
управление расписанием проекта процессы, необходимые для управления своевременным выполнением проекта.
управление стоимостью проекта процессы, необходимые для планирования, оценки, разработки бюджета, привлечения финансирования, финансирования, управления и контроля стоимости, обеспечивающие исполнение проекта в рамках одобренного бюджета.
управление качеством проекта процессы, необходимые для применения политики организации в области качества относительно планирования, управления и контроля проекта, а также требований к качеству продукта с целью удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон.
управление ресурсами проекта процессы, необходимые для идентификации, приобретения и управления ресурсами, необходимыми для успешного выполнения проекта.
управление коммуникациями проекта процессы, необходимые для обеспечения своевременного и надлежащего планирования, сбора, создания, распространения, хранения, извлечения, управления, контроля, мониторинга и в конечном счете архивирования/утилизации информации проекта.
управление рисками проекта процессы, связанные с осуществлением планирования управления рисками, идентификацией, анализом, планированием реагирования, осуществлением реагирования, а также с мониторингом рисков в проекте.
управление закупками проекта процессы, необходимые для покупки или приобретения вне команды проекта необходимых продуктов, услуг или результатов.
управление заинтересованными сторонами проекта процессы, необходимые для идентификации людей, групп или организаций, которые могут воздействовать на проект или подвергаться воздействию проекта, для проведения анализа ожиданий заинтересованных сторон и их воздействия на проект, а также для разработки соответствующих стратегий управления с целью результативного вовлечения заинтересованных сторон в процесс принятия решений и исполнения проекта.

Процесс управления проектом, как правило, содержит в том числе:

  • определение требований;
  • реагирование на различные потребности, сомнения и ожидания заинтересованных сторон по мере планирования и исполнения проекта;
  • установление, поддержание и осуществление коммуникаций среди заинтересованных сторон, которые являются активными, результативными и ориентированными на сотрудничество по своей сути;
  • управление заинтересованными сторонами с целью соответствия требованиям проекта и создания поставляемых результатов проекта;
  • уравновешивание конкурирующих ограничений проекта, которыми являются:

    • содержание,
    • качество,
    • расписание,
    • бюджет,
    • ресурсы,
    • риски.

pПрограмма проектов представляет собой ряд связанных друг с другом проектов, подпрограмм и операций программы, управление которыми координируется для достижения преимуществ, которые были бы недоступны при управлении ими по отдельности. Программы могут содержать элементы работ, имеющих к ним отношение, но лежащих за пределами содержания отдельных проектов программы. Проект может быть или не быть частью программы, но программа всегда содержит проекты [1, стр. 717].

Портфель проектов - это проекты, программы, вспомогательные портфели и операционная деятельность, управляемые как группа с целью достижения стратегических целей [1, стр. 717]. Однако проекты или программы портфеля не обязательно являются взаимозависимыми или связанными напрямую.

Помимо проектной деятельности отдельным типом выделяется операционная деятельность. Эти виды деятельности тесно связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Операционную деятельность можно определить как постоянный вид деятельности, который производит повторяющиеся результаты, при этом ресурсы выделяются в соответствии со стандартами, внедренными в жизненный цикл продукта [1, стр. 16]. Проектная деятельность, в свою очередь, временный вид деятельности, направленной на изменения в операционной деятельности (особенно в случае создания нового продукта или услуги). Несмотря на временный характер, проекты также могут способствовать достижению целей организации, если они осуществляются в соответствии со стратегией организации.

Проектная деятельность вносит изменения в операционную деятельность организаций посредством стратегических бизнес-инициатив, которые разрабатываются и внедряются с помощью проектов. Проекты требуют навыков и выполнения работ по управлению проектами, а операции требуют навыков и выполнения работ по управлению бизнес-процессами и операционной деятельностью.

Существенное влияние на проект оказывает его окружение. Успех проекта зачастую определяется не столько логическим или эффективным распределением ролей, обязанностей и ресурсов, а сколько созданием работоспособной структуры связей различных внутренних частей проекта с внешними участниками [2]. Для того, чтобы проект был успешным, он должен находиться во взаимосвязи со всем своим окружением.

Окружение проекта представляет собой набор внешних и внутренних факторов, а также ключевых заинтересованных лиц, влияющих на достижение результатов проекта. К факторам окружения относятся характеристики организации, степень знакомства с используемыми технологиями, квалификация сотрудников и др. Факторы окружения подразделяют на социальные, экономические, технологические, инфраструктурные. В зависимости от степени воздействия на проект факторы образуют три группы: управляемые, поддающиеся влиянию, поддающиеся оценке.

Лекция 1: 123 || Лекция 2 >
Иван Двуреченский
Иван Двуреченский

Тестирование по первому блоку ужасное, вопросы не соответствуют пройденному материалу

Сергей Санников
Сергей Санников

Добрый день. Уважаемые разработчики курса, проверьте, пожалуйста, правильность составления тестов. Особенно Тест 5.  Похоже, что сами тесты сделаны с ошибками, так как  якобы правильный ответ никак на него не тянет. А поскольку в материалах лекций отсутствуют прямые или косвенные отсылки на правильный ответ, проверить правильность теста не представляется возможным.