Опубликован: 04.08.2016 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 19:

Система государственной поддержки малого бизнеса

< Лекция 18 || Лекция 19: 123456

В Российской Федерации сформирована система поддержки малого бизнеса. Государство предприняло определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, реализуются федеральная и региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты в данной сфере, заключены соответствующие межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения.

Активизировалась деятельность общественных объединений бизнесменов, совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых и трудовых процессов в малом бизнесе.

Министерство антимонопольной политики (МАП) России реализует государственную политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего, по государственному регулированию межотраслевой координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В основном сформирована региональная система государственной поддержки малого бизнеса, которая состоит из специализированных органов и организаций, действующих в 88 субъектах Российской Федерации.

Координирует деятельность региональных структур поддержки малого бизнеса МАП России с его территориальными управлениями и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) в части взаимодействия с региональными фондами поддержки предпринимательства.

Завершается создание системы государственных фондов поддержки малого бизнеса. Можно говорить о функционировании 82 региональных фондов, в том числе с участием ФФПМП — 20. Создается региональный фонд поддержки малого бизнеса в Свердловской области.

Некоторые федеральные органы исполнительной власти также имеют в регионах подразделения, участвующие в реализации политики государственной поддержки и развития малого бизнеса (территориальные управления МАП России, региональные центры занятости населения Минтруда России, агентства Минимущества России).

Структура органов, обеспечивающих поддержку малого бизнеса в различных регионах, неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимаются как подразделения различных органов исполнительной власти, так и самостоятельные структурные подразделения (управления, департаменты, отделы министерств, комитеты и т.д.). В некоторых регионах образованы специализированные органы исполнительной власти по поддержке малого бизнеса (департаменты, комитеты по поддержке предпринимательства, в Чувашской Республике — Министерство по поддержке предпринимательства).

Активизировалась поддержка малого бизнеса в регионах России. Функционируют советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации создана и развивается законодательная база малого бизнеса.

Приняты законы о государственной поддержке малого бизнеса, о введении единого налога на вмененный доход (на основе базовых федеральных законов) и другие законы, а также постановления органов исполнительной власти по вопросам поддержки и развития малого бизнеса, в том числе о региональных программах поддержки малого бизнеса.

С целью демонстрации и продвижения конкурентоспособных товаров и услуг, расширения и активизации деловых связей регулярно организуются выставки-ярмарки: международные, всероссийские, межрегиональные, региональные, среди них — универсальные, отраслевые, специализированные. Например, "Регионы России" (Москва), "Малый бизнес — 2000. Технология успеха", "Региональный опыт" (Санкт-Петербург), "Малый бизнес России — ХХI век" (Нижний Новгород), "Интерсладости — 2000" (Москва), "Малый бизнес Хакасии" (Абакан), "Деловая Мордовия — 2000" (Саранск), "Инновация — 2000" (Великий Новгород), "Малый бизнес. Деловое партнерство" (Ярославль), "Малый и средний бизнес в народном хозяйстве" (Ростов-на-Дону), "Предпринимательство Приангарья" (Иркутск), "Народные художественные промыслы и ремесла Поволжья" (Волгоград), "Малый бизнес Кузбасса. Малые города Сибири" (Новокузнецк).

Органы исполнительной власти в регионах совместно с объединениями предпринимателей проводят съезды предпринимателей-бизнесменов, конференции, семинары, совещания для обсуждения актуальных проблем развития малого бизнеса, выработки стратегии и тактики его развития и мер его поддержки с учетом региональных особенностей и потребностей.

Интенсивное развитие интернет-технологий ускоряет процессы интеграции в сфере малого бизнеса, позволяет вести активный обмен информацией, в том числе управленческой, в системе государственной поддержки малого бизнеса.

МАП России и Ресурсный центр малого бизнеса в целях развития информационного обеспечения инфраструктуры поддержки предпринимательства создали систему рассылки информации. Аналитическую, справочную и другую необходимую информацию на регулярной основе получают почти 600 организаций во всех регионах Российской Федерации: администрации регионов, региональные торгово-промышленные палаты (ТПП), фонды поддержки, агентства развития и другие государственные и общественные организации, оказывающие содействие развитию предпринимательства.

19.1. Взаимодействие бизнеса и власти. Роль общественных объединений

В последние годы удалось сформировать действенный механизм представительства консолидированных интересов бизнесменов через всероссийские съезды и конференции представителей малого бизнеса, проходящие, начиная с 1996 г., практически ежегодно. На этих мероприятиях, в которых традиционно принимают участие высшие руководители государства, представители малого бизнеса из всех регионов России совместно с представителями исполнительной и законодательной власти вырабатывают общие рекомендации, которые впоследствии направляются Президенту и Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию РФ, органам власти и управления субъектов Федерации, объединениям предпринимателей.

Во многом благодаря общественной поддержке, выраженной в ходе Всероссийского съезда представителей малых предприятий в октябре 1999 г., удалось не только сохранить Федеральную программу государственной поддержки малого бизнеса как важнейший механизм реализации государственной политики, но и добиться в 2002 г. открытия ее финансирования.

В области совершенствования законодательного обеспечения малого бизнеса в 2000 г. представители общественных объединений, в том числе ТПП России, в составе рабочих групп приняли участие в подготовке ряда проектов федеральных законов о малом бизнесе, в разработке проекта Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на 2002-2004 гг.

В марте 2000 г. в Москве по инициативе МАП России и ТПП России, общественных объединений предпринимателей состоялась Всероссийская конференция представителей малого бизнеса. На ней присутствовали делегаты от малых предприятий и объединений предпринимателей практически всех субъектов Российской Федерации. В работе конференции принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. По ее итогам приняты резолюция и рекомендации, где изложены основные подходы к решению наиболее актуальных проблем развития малого бизнеса в России.

В июне 2000 г. совместно с МАП России при поддержке Агентства по международному сотрудничеству США (USAID) проведена Международная конференция "Положительный опыт предпринимательства в России". В конференции приняли участие более 150 бизнесменов, руководителей объединений предпринимателей и представителей структур поддержки малого бизнеса. По ее итогам подготовлены обобщающие положительный опыт предпринимательства рекомендации, которые направлены в региональные органы исполнительной власти, территориальные ТПП, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Во второй половине 2000 г. Минэкономразвития России совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах, с участием ТПП России и других некоммерческих, в том числе общественных организаций, провели конференцию "Дерегулирование российской экономики: переговоры государства с бизнесом в Центральном федеральном округе".

Основная цель конференции заключалась в определении первоочередных сдвигов, необходимых для устранения неоправданных и противозаконных административных барьеров на рынке, и обстоятельств, которые готов взять на себя бизнес по отношению к государству в ответ на устранение таких барьеров. Были сформулированы предложения, которые легли в основу проектов федеральных законов, направленных на дебюрократизацию экономики. Кроме того, были приняты обращения предпринимателей по организации взаимодействия бизнеса и власти в лице полномочных представителей Президента Российской Федерации в целях обеспечения единого экономического пространства, снятия экономических и межрегиональных барьеров в Центральном федеральном округе.

В октябре 2000 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, МАП России, объединениями предпринимателей, представляющими малый бизнес, проведены парламентские слушания на тему: "Государственная политика в области развития предпринимательства в Российской Федерации. Малый и средний бизнес, его роль в обеспечении устойчивого экономического роста и создании новых рабочих мест". В слушаниях приняли участие более 400 человек: депутаты, представители органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, бизнесмены. По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с конкретными предложениями по совершенствованию законодательной и нормативной базы развития бизнеса в России.

В марте 2001 г. в Москве состоялась II Всероссийская конференция представителей малых предприятий "Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование". Ее организаторами выступили ТПП и МАП России, общественные объединения бизнесменов. Основная цель конференции - выявление источников, ставящих чрезмерные административные барьеры в развитии малого бизнеса, и выработка общей стратегии по их преодолению.

На конференции рассмотрены наиболее острые проблемы, мешающие развитию малого бизнеса, высказаны предложения, направленные на разработку мер по снижению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности на всех уровнях государственного управления. Приняты резолюции и рекомендации участников конференции органам государственной власти, отражающие предложения по устранению административных барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса в России.

Всего в работе конференции приняли участие свыше 600 делегатов и гостей из 88 регионов России, представители 32 общероссийских объединений предпринимателей, профсоюзов и других общественных объединений. Гостями конференции были более 170 человек, в том числе представители Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, представители федеральных округов исполнительной и законодательной власти, руководители банков и финансовых компаний, представители международных организаций, участвующих в реализации проектов по развитию малого бизнеса в России, специалисты, ученые.

В марте 2001 г. были проведены 8 тематических круглых столов в федеральных органах исполнительной власти, участвующих в регулировании предпринимательской деятельности.

Активную роль в обеспечении координации деятельности общественных объединений малого бизнеса в настоящее время играет ТПП России. Ее деятельность в области развития малого бизнеса направлена на создание механизма взаимодействия союзов и ассоциаций малых предпринимателей по выработке консолидированной позиции деловых кругов, отражающей необходимость укрепления системы государственной поддержки малого бизнеса, снижения административных барьеров, совершенствования законодательного обеспечения поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Например, Кузбасская ТПП, являясь непосредственным участником областной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, организует встречи глав городов с бизнесменами, проводит круглые столы по проблемам развития предпринимательства с участием представителей контролирующих органов, депутатов городских и областного Советов, проводит курсы для начинающих бизнесменов и представителей действующего бизнеса. Тесное взаимодействие с муниципальными фондами поддержки предпринимательства, созданными во всех городах области, позволяет вести эффективную политику в отношении малого бизнеса на основе учета целей и интересов городов. Успешно работает созданный по инициативе палаты областной общественно-экспертный совет по малому предпринимательству при губернаторе области.

Совместная деятельность общественных объединений и органов государственной власти стала основой укрепления плодотворных партнерских отношений, на базе которых в настоящее время развивается работа над реализацией общественно значимых инициатив, комплексных целевых программ и совместных социальных проектов в сфере развития малого бизнеса.

Для концентрации усилий и избежания распыления сил и средств многочисленных союзов и ассоциаций в достижении общих целей по защите интересов предпринимательского сообщества по инициативе Санкт-Петербургской ТПП создан Координационный совет объединений предпринимателей. Деятельность этой общественной структуры направлена в основном на защиту интересов представителей малого и среднего бизнеса и позволяет зачастую более оперативно и эффективно вырабатывать замечания и предложения по готовящимся и существующим законодательным актам и нормативным документам.

В 1999-2000 гг. Северная ТПП реализовала проект "Улучшение правового климата предпринимательской деятельности в регионе". В обсуждении и экспертизе проектов законов и других документов (концепции программы) в общей сложности приняли участие и внесли конкретные предложения более 50 бизнесменов и специалистов предприятий - членов Северной ТПП. Палатой было обобщено и направлено в адрес администрации области и областной думы более 90 предложений, замечаний и дополнений, в том числе 47 поправок по проектам областных законов, из них в последующих редакциях учтено 21. Проведена экспертиза 7 нормативно-правовых актов и проектов законов, в том числе областного закона "О налоге с продаж", проектов областных законов "О зоне экономического развития (роста) "Мурманская судоверфь", "О государственной поддержке развития предпринимательской деятельности в Терском и Ловозерском районах Мурманской области". Немало идей, которые высказывались бизнесменами по повышению эффективности действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, развитию инновационных маркетинговых и информационно-консультационных услуг, вошли в программу государственной поддержки малого бизнеса в Мурманской области в 2000-2004 гг.

Одним из направлений совместной деятельности общественных объединений предпринимателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является разработка предложений по поддержке и развитию предпринимательства, в том числе проектов региональных и муниципальных программ поддержки и развития бизнеса.

Общественные объединения предпринимателей активно участвуют в рассмотрении вопросов по взаимодействию малых инновационных фирм с ведущими промышленными предприятиями, по организации и проведению выставок-ярмарок.

Например, Тульская ТПП совместно с лигой "Тула-Телеком", департаментом по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса провела ряд мероприятий, в том числе в 2001 г. - выставку-ярмарку "Продукция и технология малых и средних предприятий", круглый стол "Проблемы взаимодействия малых и средних предприятий с крупными оборонными предприятиями г. Тулы и области".

В субъектах Российской Федерации идет процесс формирования отраслевых объединений бизнесменов (страховщиков, строителей, товаропроизводителей, оптовиков).

Взаимодействие бизнеса и власти в ряде регионов осуществляется, в частности, на основе включения ответственных представителей региональных органов исполнительной власти в состав региональных ТПП, а также участия представителей общественных объединений бизнесменов в работе советов по предпринимательству, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 581 от 2000 г. создан Совет по предпринимательству, активно работающий в режиме совещательного органа при Правительстве Российской Федерации, для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки предложений в области развития предпринимательства. В рамках Совета, во исполнение решений II Всероссийской конференции представителей малых предприятий, создана секция малого бизнеса. Она призвана обеспечить усиление роли бизнесменов, их общественных объединений в проведении государственной политики по развитию и поддержке малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях через механизм деятельности Совета.

Стремление всех участников экономической деятельности в стране обрести устойчивость и защищать свои политические, социальные, корпоративные интересы проявилось в создании множества союзов, ассоциаций, партий и других общественных организаций. В сложившихся социально-политических и экономических условиях множество уже действующих и вновь создаваемых корпоративных бизнес-структур на самых различных уровнях активно пытаются влиять на ход интересующих их событий, отстаивать интересы бизнесменов. Координация усилий этих структур и их совместное участие в реализации мероприятий по развитию малого бизнеса позволили эффективнее проводить государственный курс поддержки малого бизнеса.

< Лекция 18 || Лекция 19: 123456
Дмитрий Нечепуренко
Дмитрий Нечепуренко

Длительность требуется указывать в договоре на обучение.

Оксана Дудка
Оксана Дудка

Данные об организационно-правовых формах устарели. Пожалуйста, перепишите лекции!

Ирина Ивкина
Ирина Ивкина
Россия, г. Москва
Остап Швалев
Остап Швалев
Россия, Чусовой, МОУ СОШ №1, 2004