Национальный исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"
Опубликован: 25.01.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 6444 / 1827 | Оценка: 4.32 / 4.06 | Длительность: 14:47:00
ISBN: 978-5-9963-0466-0
Лекция 11:

Управление проектом на фазе проектирования

< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >
Аннотация: Формирование детальных планов стадии проектирования. Уточнение плана управления проектом. Руководство и управление исполнением проекта. Обеспечение качества проекта. Осуществление интегрированного управления изменениями. Матрица координации изменений. Запрос на внесение изменений. Журнал изменений проекта. Обеспечение качества проекта на этапе проектирования. Обеспечение целостности элементов конфигурации. Обновление реестра рисков на фазе проектирования. Набор команды проекта. Описание процесса. Планирование инфраструктуры для команды проекта. Оценка и управление персоналом проекта. Определение уточненных требований проекта. Мониторинг содержания и объема проекта. Управление требованиями проекта. Оценка потребности в обучении пользователей.

Формирование детальных планов стадии проектирования

Рекомендуемый в рамках настоящей книги подход поэтапного планирования, планирования набегающей волной, как уже упоминалось выше, подразумевает разработку детальных планов для каждой стадии непосредственно перед ее наступлением. В качестве метода, позволяющего обеспечить такой подход, можно рассматривать иерархическое расписание.

Иерархическое расписание - метод разработки детальных планов расписания. Это многоуровневое расписание с переменной степенью детализации на каждом уровне [18]. На этапе планирования иерархическое расписание строится на основе ИСР.

Операции высокого уровня разбиваются на несколько более мелких. Контрольные события проекта, как правило, обеспечивают связь различных уровней. На рис. 10.1 представлен пример иерархического расписания.

Пример иерархического расписания (адаптировано из [18])

Рис. 10.1. Пример иерархического расписания (адаптировано из [18])
Схема процедуры корректировки фактического выполнения плана работ

увеличить изображение
Рис. 10.2. Схема процедуры корректировки фактического выполнения плана работ

Основное преимущество данного метода заключается в том, что он может быть успешно использован на проектах с высокой степенью неопределенности, где информация появляется по мере развития проекта. В процессе детализации расписания должны принимать участие члены команды, которые несут ответственность за детализируемый пакет работ.

Важным замечанием является то, что метод иерархического расписания при разумной адаптации может быть применен для детализации и поэтапному составлению всех базовых планов проекта: по содержанию, по стоимости, по качеству и т.п.

Уточнение плана управления проектом

На этапе "Проектирование" ЖЦ ИТ может возникнуть необходимость реализации корректировки плана управления проектом - это вполне ожидаемая ситуация, учитывая рекомендацию по выполнению планирования методом набегающей волны. Поэтому актуальным становится использование процедуры корректировки фактического выполнения плана проекта вкупе с уже рассмотренной процедурой интегрированного управления изменениями.

Ниже приведены пример текстового описания и схема процедуры корректировки фактического выполнения плана проекта.

Пример процедуры корректировки фактического выполнения плана работ

В случае возникновения необходимости корректировки фактического плана выполнения работ:

  • руководители функциональных групп от исполнителя формируют отчет группы по работе за отчетный период в формате предложений изменений в плане работ и передают сотруднику, ответственному за согласование и оргподдержку, для подготовки совещания с руководителями проекта;
  • сотрудник, ответственный за согласование и оргподдержку, готовит совещание руководителей функциональных групп с руководителями проекта;
  • на совещании руководителей проекта с руководителями функциональных групп принимаются решения по мероприятиям с целью обеспечения выполнения плана работ.

Руководство и управление исполнением проекта

Процесс руководства и управления исполнением проекта требует от руководителя и команды проекта выполнения ряда шагов по реализации действий, задокументированных в плане управления проектом, и работ, определенных в описании содержания проекта.

Менеджер проекта вместе с командой управления проектом управляет ходом запланированных операций проекта и различными техническими и организационными взаимосвязями, существующими в рамках проекта. К наиболее типичным действиям относятся:

  • выполнение операций для достижения целей проекта;
  • использование выделенных средств в соответствии с планом управления проектом для достижения утвержденных целей;
  • адаптация одобренных изменений к содержанию, планам и окружению проекта;
  • сбор данных проекта и формирование отчетов по расходам, выполнению расписания, техническому и качественному прогрессу, а также предоставление информации о текущем состоянии для планирования дальнейшего развития проекта;
    Схема процедуры управления работами проекта

    Рис. 10.3. Схема процедуры управления работами проекта
  • документирование и обобщение накопленных знаний и опыта, осуществление операций по повышению эффективности процессов проектного управления.

В рамках выполнения проекта собирается информация об исполнении работ, включающая в себя информацию о состоянии готовности результатов поставки и о выполненных работах; затем эта информация направляется в процесс отчетности по исполнению.

Данный процесс находится в тесной координации с процессом осуществления интегрированного управления изменениями проекта, а также с процессами и инструментами контроля содержания, сроков, качества и стоимости.

Ключевой процедурой, поддерживающей реализацию процесса "Руководство и управление исполнением проекта", является процедура управления работами, схема которой представлена на рис. 10.3.

Далее приведены схемы проведения оперативного и еженедельного совещания о ходе работ по проекту (см. рис. 10.4 и 10.5).

Схема процедуры проведения оперативного совещания

увеличить изображение
Рис. 10.4. Схема процедуры проведения оперативного совещания
Схема проведения еженедельного совещания о ходе работ по проекту

увеличить изображение
Рис. 10.5. Схема проведения еженедельного совещания о ходе работ по проекту

Обеспечение качества проекта

На данном этапе ключевыми задачами управления качеством проекта являются:

  • внесение корректировок в базовый план управления качеством, которые отражали бы изменения, согласованные исполнителем и заказчиком на предыдущем этапе;
  • составление подробного рабочего плана реализации этапа;
  • получение подтверждения от заказчика о выделении требуемых ресурсов и выполнении необходимых обстоятельств;
  • определение изменений в инфраструктуре проекта. Исходной информацией для планирования управления качеством являются стратегии, стандарты и процедуры процесса управления качеством.

Основная задача этапа - уточнить стратегии, стандарты и процедуры таким образом, чтобы они соответствовали задачам наступающего этапа.

Другой задачей этапа является обеспечение подготовки плана проведения аудита и обзоров качества работ на этапе. Планирование начинается с определения ключевых результатов и контрольных точек данного этапа. Для каждого ключевого результата планируется обзор качества. Дополнительные обзоры качества проводятся перед контрольными точками, связанными с приемкой заказчиком результатов проекта, что позволит заранее перед процедурой приемки со стороны заказчика выявить проблемы и принять решение об их устранении. Календарный план проекта корректируется с учетом проведения аудита качества. Следует проверить набор процедур, необходимых для обеспечения работ по управлению качеством на данном этапе [22].

Перечисленные выше задачи являются актуальными для всех этапов жизненного цикла ИС.

На этапе планирования руководитель проекта совместно с менеджером по качеству выполняет корректировку программы обеспечения качества проекта.

Для этого предварительно менеджером по качеству осуществляется:

  • проверка наличия операций по обеспечению качества выполнения следующих процессов:
    • настройка рабочей среды;
    • настройка конфигурации (для системного тестирования);
    • настройка инфраструктуры, тестирование системы;
    • выполнение системного и пользовательского теста;
    • установка рабочей среды;
    • выполнение теста на запуск;
    • подготовка и проведение обучения для конечных пользователей;
  • корректировка графика выполнения, списка ответственных за обеспечение качества;
  • согласование с руководителем проекта откорректированной программы обеспечения качества;
  • проверка наличия необходимых процедур;
  • доработка процедур обеспечения и контроля качества на этапе производства (настройки и внедрения).
< Лекция 10 || Лекция 11: 1234 || Лекция 12 >
Олег Антонов
Олег Антонов
Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?