Опубликован: 17.01.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 423 / 55 | Длительность: 22:07:00
Тема: Экономика
Специальности: Экономист
Лекция 15:

Функция органа валютного регулирования и валютного контроля

< Лекция 14 || Лекция 15: 12 || Лекция 16 >

Функция органа валютного регулирования и валютного контроля

Понятие валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль представляют собой комплекс экономических, организационных и правовых мер воздействия, органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля на внутренние валютные потоки и внешние платежи и переводы (трансакции) в рамках государственной валютной политики.

Валютная политика - это неотъемлемая часть экономической политики государства. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики. Если целью экономической политики является обеспечение устойчивого экономического роста, то такова и стратегическая цель валютной политики. Но валютная политика имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения.

Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей содержится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Российское законодательство различает два вида валюты: иностранную валюту и валюту Российской Федерации.

Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах).

Валюта Российской Федерации, в отличие от денежных знаков иностранных государств, не всегда выступает объектом валютно-правового регулирования. Она может стать таковым, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. Например, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли является иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства. Валютные правоотношения возникают тогда, когда наличная валюта Российской Федерации вывозится за пределы российской таможенной территории национальным банком иностранного государства по соглашению между ним и Банком России.

Иностранной валютой считаются денежные знаки, являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран. В качестве законного платежного средства выступают денежные знаки, которые по закону обязательны к приему в погашение долга на территории данного государства.

Объект и субъект валютной политики в законодательстве Российской Федерации

В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:

  • платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появляются новые виды платежных документов;
  • фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;
  • другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, - казначейские векселя, некоторые товаросопроводительные документы (варранты), железнодорожные накладные, коносаменты и др.

Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Таким образом, объект валютной политики специфичен.

Субъектами валютной политики являются определяемые Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля.

Согласно ст. 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Соответственно, органами валютного контроля (ст. 22 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле") являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Таким образом, Закон определил особое место и роль Банка России в системе органов валютного регулирования и валютного контроля: Банк России одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности, что определяет приоритетность его нормотворческих полномочий.

Цели валютной политики

Специфичность объекта и субъектов валютной политики вызывает необходимость ранжирования ее целей. Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операционные, цели:

  • укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;
  • повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие "бегству капитала" за границу;
  • укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты.

Тактические цели состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, наличие которых, прежде всего, связано с основными макроэкономическими показателями. Этому препятствует низкая конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, инфляция, долговое бремя, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость многих современных рыночных институтов, недостаточное урегулирование отношений собственности.

Переход к конвертируемости предполагает последовательное доведение фундаментальных экономических показателей до приемлемого уровня, так как в конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики требованиям конвертируемости неизбежно наступает насильственное разрешение накопленных противоречий в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации. Последнее относится и к наиболее развитым экономикам.

Развитие валютного регулирования и валютного контроля за рубежом и в России

Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты денежно-кредитной политики стали широко использоваться еще в 1930-х годах. Создание систем валютного регулирования и валютного контроля во многих зарубежных странах явилось реакцией их денежных властей на явление, получившее название "бегство капитала" (capital flight).

В послевоенное время и вплоть до 1980-х годов валютное регулирование и валютный контроль применялись в большинстве индустриально развитых стран в качестве инструментов реализации проводимой их денежными властями денежно-кредитной и валютной политики. При этом существование валютного регулирования и валютного контроля не рассматривалось как нечто противоречащее реформированию национальных экономик и финансовых рынков и противодействующее глобализации финансовых потоков. Вместе с тем общая тенденция развития системы валютного регулирования и валютного контроля, выражающаяся в либерализации внешнеэкономических связей, прослеживается в последние 30 лет достаточно четко: в 1970-х годах происходила отмена валютного контроля и валютных ограничений по текущим операциям при одновременном усилении регулирующего воздействия денежных властей на движение капиталов. Важным шагом на пути дальнейшей отмены валютных ограничений стало их ослабление по финансовым (капитальным) операциям, закрепленное в 1976 г. "Второй поправкой" к Уставу МВФ, которая провозгласила обеспечение свободы движения капиталов в качестве одной из целей мировой валютно-финансовой системы. В настоящее время в странах Европейского союза, в США и Японии валютных ограничений практически не существует.

Либерализация валютных отношений сопровождалась постепенным отказом от жестких методов валютного контроля, которые все больше трансформировались в системы отчетности и мониторинга валютных потоков. В таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, мониторинг валютных потоков, имеющий целью выявление "подозрительных" операций и расследование фактов "подозрительных" операций и злоупотреблений в валютно-финансовой сфере, стал составной частью государственного финансового контроля, осуществляемого в рамках борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.

В общем виде развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в России не противоречит общемировой тенденции развития валютных отношений, тем более что в условиях глобализации экономических отношений не может быть в отдельно взятой стране абсолютно автономной валютной политики.

Основой формирования системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являлся Закон от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле", он определил принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ ст. VIII (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 г. евро, единой денежной единицы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты.

Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.

Со вступлением в силу с 18 июня 2004 г. новой редакции Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютное законодательство России в целом приведено в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества, создана система информационного контроля за движением капитала, решается задача максимальной либерализации валютного регулирования в целях снижения издержек для экономических агентов.

Определены основные цели Закона:

  • обеспечение реализации единой государственной валютной политики;
  • обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законом установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации согласно ст. 3 Закона являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации не отрицает специфики деятельности Банка России как органа и агента валютного регулирования и валютного контроля в областях, соответственно, валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование основывается на валютном законодательстве, являющемся системой норм, регламентирующих порядок проведения валютных операций и определяющих права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Целями валютного регулирования являются:

  • поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
  • обеспечение и защита права собственности на валютные ценности;
  • установление и реализация определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределами государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
  • регламентация международных расчетов;
  • обеспечение желаемого (интеграционного или изоляционного) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком;
  • создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

Статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютное регулирование определено в качестве одного из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает органичную интегрированность валютного регулирования в общую систему денежно-кредитного регулирования.

Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано двумя методами:

  1. административными: изданием обязательных к исполнению всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений - мер запретительного характера, направленных на лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями;
  2. экономическими: проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и прочих мер.

Преобладание либо административных, либо экономических методов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

Банк России осуществляет свои полномочия органа валютного регулирования в соответствии с упомянутым выше Законом о Банке России и выполняет, в частности, следующие функции:

  • организует и проводит валютное регулирование;
  • определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Кроме того, Банк России обладает правом выполнять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Законом о Банке России, в том числе:

  • покупку, хранение и продажу валютных ценностей;
  • выставление чеков и векселей в любой валюте;
  • покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями.

Как орган валютного регулирования Банк России издает нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) в случаях, предусмотренных Законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

При регулировании валютных операций Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования:

  • определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с национальной валютой и ценными бумагами в национальной валюте;
  • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и другим кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
  • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.

Регулирование Банком России валютных операций резидентов и нерезидентов

В деятельности Банка России как органа валютного регулирования выделяются следующие направления:

  • регулирование валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • регулирование репатриации резидентами валюты;
  • обязательная продажа части валютной выручки.

К валютным операциям относятся:

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используются иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов.

Для целей регулирования Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" подразделяет все операции с валютными ценностями на:

  • текущие валютные операции:
  1. - переводы в Российскую Федерацию и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров на сроки более 90 дней,
  2. - переводы в Российскую Федерацию и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,
  3. - переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из страны, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д.;
  • валютные операции, связанные с движением капитала:
  1. - прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием,
  2. - портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг,
  3. - переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость,
  4. - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг,
  5. - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней,
  6. - все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Объектом особого внимания Банка России в целях регулирования и контроля являются валютные операции движения капитала.

В отношении валютных операций движения капитала, а также операций резидентов и нерезидентов по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, могут устанавливаться валютные ограничения: меры запретительного либо ограничительного характера, направленные на регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.

Целями введения такого рода ограничений могут быть:

  • предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
  • предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации;
  • поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Ограничения носят недискриминационный характер и могут отменяться органами валютного регулирования при устранении обстоятельств, вызвавших их введение.

Валютные ограничения устанавливаются в виде:

  • требования о резервировании;
  • требования об использовании специального счета для осуществления по нему валютных операций в случаях, устанавливаемых Законом, - банковского счета в уполномоченном банке либо специального раздела счета депо, либо открываемого реестродержателем в реестре владельцев ценных бумаг специального раздела лицевого счета по учету прав на ценные бумаги.

Резервирование - внесение лицом, осуществляющим валютную операцию, беспроцентного депозита в рублях в Банк России с возвратом при соблюдении установленных для данной валютной операции условий или по истечении установленного срока. Применяется к валютным операциям как резидентов, так и нерезидентов. Предельные размер суммы и срок резервирования определяются на законодательном уровне, а конкретные суммы и срок - соответствующими органами валютного регулирования. Сумма резервирования вносится на отдельный счет в уполномоченном банке или в Банке России в валюте Российской Федерации.Размер суммы, подлежащей резервированию, определяется на день ее внесения. Если валютная операция проводится в иностранной валюте, то расчет суммы резервирования производится по официальному курсу Банка России на день внесения указанной суммы. Для исчисления суммы резервирования по валютным операциям с внешними и/или внутренними ценными бумагами необходимо определить стоимость соответствующих ценных бумаг на день внесения суммы резервирования. Стоимость указанных ценных бумаг рассчитывается в зависимости от того, являются ли они обращающимися или необращающимися на организованном рынке ценных бумаг. В зависимости от этого для расчета стоимости используются:

  • в отношении ценных бумаг, обращающихся на указанном рынке, - рыночная цена;
  • в отношении ценных бумаг, не обращающихся на указанном рынке, - фактическая цена реализации этих ценных бумаг.

Значение резервирования выражается только в его воздействии на экономическую активность хозяйствующих субъектов, а именно в снижении экономических стимулов к трансграничным капитальным операциям, в связи с чем можно выделить три модели резервирования.

Модель 1 - резервирование до 100% от суммы валютной операции на срок не более 60 календарных дней. Применяется в случаях предварительного резервирования (до совершения операции) и направлена на создание искусственного временного лага между возникновением обязательства и его исполнением, причем до истечения срока резервирования совершение операции запрещено. Эта модель применяется по следующим валютным операциям, совершаемым резидентами: расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам, операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с их передачей (передачей прав, удостоверенных ими), исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам, операции кредитных организаций, за исключением банковских операций, а также по следующим операциям, совершаемым нерезидентами: операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы по передаче внешних ценных бумаг (передаче прав, удостоверенных ими).

Модель 2 - резервирование до 20% от суммы валютной операции на срок не более года. Применяется при последующем резервировании с целью сделать более низкой привлекательность отдельных видов операций путем снижения их доходности. Этой моделью пользуются при следующих валютных операциях, совершаемых резидентами: расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов, операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (передачей прав, удостоверенных ими), операции кредитных организаций, за исключением банковских операций, а также по следующим операциям, совершаемым нерезидентами: расчеты и переводы при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов, операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы по передаче внешних ценных бумаг (передачей прав, удостоверенных ими), операции по приобретению резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (передачей прав, удостоверенных ими), а также с исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Модель 3 - резервирование до 50% от суммы валютной операции на срок не более двух лет. Применяется при совершении внешнеторговых сделок с длительным сроком исполнения только по истечении установленного Законом преференциального срока (от 180 дней до 5 лет), в течение которого ограничения к таким операциям не применяются.

В целом размер резервируемой суммы зависит от направления движения капитала: 20% на срок не более одного года - при ввозе валюты, а 100% на срок не более 60 календарных дней - при ее вывозе.

Требование Банка России об использовании специального счета применяется при регулировании валютных операций, совершаемых:

  • резидентами и нерезидентами (для первых - в иностранной валюте, для вторых - в валюте Российской Федерации): расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов резидентами нерезидентам, а также резидентами от нерезидентов, операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных ими), исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
  • резидентами: операции кредитных организаций, за исключением банковских операций;
  • нерезидентами: операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных ими), операции по приобретению резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных ими), а также с исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Регулирование репатриации резидентами иностранной валюты

и валюты Российской Федерации

Одной из составляющих валютной политики Российской Федерации является обеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Репатриация означает получение резидентом денежного эквивалента в качестве встречного предоставления по исполненному внешнеторговому контракту либо возврат ранее переведенных денежных средств по неисполненному внешнеторговому контракту. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.

Условие о получении или возврате резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации подлежит включению в текст внешнеторгового контракта, а потому является его существенным условием. Обязанность резидента по репатриации считается исполненной в момент зачисления денежных средств на его банковский счет в уполномоченном банке.

Регулирование Банком России части валютной выручки резидентов

Цель установления норматива обязательной продажи части валютной выручки состоит в обеспечении предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для поддержания курса рубля по отношению к указанным валютам и пополнения золотовалютных резервов. Активным участником операций на внутреннем валютном рынке является Банк России, который использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как валютные интервенции (куплю-продажу иностранной валюты), для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

С 1992 г. норматив обязательной продажи менялся четыре раза. Максимальное значение составляло 75%, минимальное - 10%. В настоящее время он равен 0.

Перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, регулируется Банком России. В него включены 13 валют: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.

Обязательная продажа части валютной выручки может быть осуществлена одним из четырех способов:

  1. уполномоченному банку;
  2. через уполномоченный банк на валютных биржах;
  3. через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке;
  4. через уполномоченный банк Центральному банку Российской Федерации.

Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при обязательной продаже части валютной выручки, уполномоченные банки открывали резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный и одновременно транзитный валютный счета. Каждому текущему валютному счету, открытому по всем видам валют, за исключением счетов в клиринговых валютах, должен был соответствовать транзитный валютный счет.

Особенности валютной интервенции Банка России

Эффективным элементом системы валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля куплей или продажей иностранной валюты. Для повышения курса рубля Банк России продает иностранную валюту, для снижения скупает ее в обмен на национальную. Центральный банк Российской Федерации проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:

  • решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
  • лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;
  • разработка Центральным банком Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой России (ФТС) системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках.

Организация Банком России валютного контроля в Российской Федерации

Деятельность Банка России как органа валютного регулирования дополняется его деятельностью как органа валютного контроля в Российской Федерации.

Валютный контроль - это деятельность государства в лице органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано как "комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка".

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства, а также актов органов валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении валютных операций.

В России действует трехуровневая система валютного контроля. Ее составляют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Основное отличие органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоит в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции; запрашивать и получать документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Установлено разделение компетенции между органами и агентами валютного контроля в отношении подконтрольных объектов. Установление исключительной компетенции Банка России по контролю за осуществлением валютных операций кредитными организациями (в том числе уполномоченными банками) и валютными биржами означает, что другие органы и агенты валютного контроля не могут проверять валютные операции указанных лиц, запрашивать и получать у них информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Банк России как надзорный орган осуществляет контроль за соответствием валютному законодательству валютных операций, совершаемых банками и иными кредитными организациями. Банк России организует валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, наделенные действующим валютным законодательством полномочиями агентов валютного контроля.

Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Приобретая лицензию на право осуществления операций в иностранной валюте, уполномоченный банк автоматически становится органом, осуществляющим контроль за своими клиентами в исполнении ими валютного законодательства. Уполномоченным банкам вменена в обязанность организация проверок валютных операций своих клиентов.

Как орган валютного контроля Банк России:

  • контролирует деятельность уполномоченных банков - агентов валютного контроля и валютных бирж;
  • является важнейшим институтом в системе валютного контроля внешнеэкономической деятельности;
  • осуществляет контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками;
  • контролирует валютные операции, связанных с движением капитала;
  • проводит мониторинг валютных операций.

При проведении валютного контроля Банк России использует, как и другие органы валютного контроля, различные методы. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых он реализуется. Это - наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Валютный контроль предполагает набор специфических способов организации самих контрольных действий, т.е. выступает в различных формах. Например, в зависимости от времени совершения контрольных действий выделяются три формы контроля - предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля.

Контроль за деятельностью уполномоченных банков - агентов валютного контроля характеризуется тем, что Банк России, осуществляя от имени государства валютный контроль, вправе делегировать свои полномочия агентам валютного контроля - уполномоченным банкам.

Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Приобретая эту лицензию, уполномоченный банк автоматически становится органом по контролю за своими клиентами относительно исполнения ими валютного законодательства. Уполномоченным банкам вменены в обязанность проверки валютных операций своих клиентов.

К уполномоченным банкам отнесены также действующие на территории России в соответствии с лицензиями центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и наделенных правом проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Как участники валютных правоотношений уполномоченные банки наделяются контрольными полномочиями и в пределах своей компетенции:

  • осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
  • проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

В то же время уполномоченные банки как банки являются предметом контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации, который как надзорный орган контролирует их деятельность, в том числе в области валютных отношений, проводя, в частности, контрольно-инспекционные проверки.

Контрольно-инспекционная деятельность представляет собой один из основных методов валютного контроля. Характер и цели контрольно-инспекционных проверок соблюдения уполномоченными банками требований валютного законодательства имеют существенные отличия от инспектирования кредитных организаций с точки зрения соблюдения ими экономических нормативов и других пруденциальных банковских норм.

Главная особенность контрольно-инспекционных проверок соблюдения валютного законодательства заключается в том, что во время их проведения выявляются конкретные схемы "утечки капитала" и обхода требований валютного законодательства. Отличительной чертой контрольно-инспекционных проверок является также их комплексность, когда проверяется деятельность не только уполномоченного банка, но и его клиентов.

Банк России контролирует и валютные биржи. Валютные биржи - это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, один из видов деятельности которых состоит в организации биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность Банка России как органа валютного контроля во внешнеэкономической сфере осуществляется по двум направлениям:

  • валютный контроль во внешнеторговой сфере;
  • валютный контроль в неторговом обороте.

Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже объекта контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности, предметом которой является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

В зависимости от форм проведения валютного контроля во внешнеторговой деятельности можно выделить следующие его виды:

  • контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;
  • контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

В первом случае валютный контроль за проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые/экспортируемые товары тесно соприкасается с таможенным контролем и выступает элементом общей системы таможенно-банковского контроля.

Система таможенно-банковского контроля позволяет осуществлять валютный контроль во внешнеторговой сфере по следующим направлениям:

  • контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы России. Важность этого направления обусловлена тем, что невозвращение в Российскую Федерацию валютной выручки в полном объеме наносит большой ущерб экономике страны;
  • контроль за поступлением оплаченных товаров по импортным операциям согласно заключенным контрактам - валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта);
  • контроль за внешнеторговыми бартерными операциями.

Перечисленные направления реализуются посредством фиксации контролирующими органами всех существенных сведений об операциях резидентов с иностранными валютами.

Созданная на сегодняшний день система валютного контроля позволяет отслеживать внешнеторговые операции резидентов в их динамике, т.е. процесс исполнения внешнеэкономических контрактов как резидентами, так и со стороны их контрагентов. Это достигается посредством определения порядка и сфер взаимодействия, обмена информацией между государственными органами, осуществляющими контроль по различным аспектам исполнения внешнеэкономических контрактов.

Основными этапами валютного контроля во внешнеторговой сфере являются:

  • оформление паспорта сделки, осуществляемого в уполномоченных банках в рамках заключенных внешнеторговых контрактов и служащего основанием для таможенного оформления товаров;
  • таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров;
  • банковский контроль за движением денежных средств по счетам, обслуживающим внешнеторговые сделки;
  • информационный обмен между уполномоченными банками (агентами валютного контроля), таможенными органами и резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами. При этом контроль за обоснованностью платежей по импорту осуществляется с помощью тех же механизмов, что и контроль за поступлением выручки от экспорта.

Созданная Федеральной таможенной службой России и Банком России система валютного контроля при экспортных операциях позволяет выявить факты непоступления валютной выручки на счет уполномоченного российского банка в объеме и в сроки, предусмотренные в контракте и продублированные в паспорте сделки.

Контроль экспортных операций в рамках системы таможенно-банковского контроля основан на анализе соответствия стоимости перемещенных через границу товаров и поступивших от нерезидентов платежей с учетом установленных законодательством сроков для проведения текущих валютных операций.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится с целью обеспечить соответствие суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Россию товаров.

Система таможенно-банковского контроля импортных операций обеспечивает также контроль за своевременностью ввоза товара в счет ранее произведенных авансовых платежей.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок имеет свою специфику. Внешнеторговые бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. Однако на них распространяются нормы валютного законодательства в связи с тем, что при их проведении осуществляется кредитование (и не всегда в денежной форме) экспортно-импортных операций.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок базируется в основном на методическом и методологическом обеспечении технологии валютного контроля за экспортно-импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах при активном участии не только ФТС России, но и иных контролирующих органов (Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации).

Объектом валютного контроля в неторговом обороте является перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Валютный контроль в неторговом обороте регламентируется нормативно-правовыми документами, разработанными и принятыми совместно Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и ФТС России.

Эти нормативно-правовые акты регулируют порядок перемещения резидентами и нерезидентами (физическими и юридическими лицами):

  • валюты Российской Федерации, в том числе специально регулируемого перемещения через таможенную границу памятных монет и монет из драгоценных металлов;
  • внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • наличной иностранной валюты.

Объектом специального жесткого государственного контроля является перемещение через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней (хотя они согласно Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" в настоящее время не отнесены к понятию "валютные ценности").

Банк России как орган валютного контроля осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками. Это направление валютного контроля реализуется Банком России в рамках общей системы мониторинга внутреннего рынка наличной иностранной валюты. Конкретные мероприятия в этой области, осуществляемые на постоянной основе территориальными учреждениями Банка России, имеют целью предотвратить необоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через таможенную границу Российской Федерации.

В условиях сохраняющейся долларизации российской экономики, когда иностранная валюта рассматривается как востребованный финансовый актив, население стремится конвертировать свои рублевые сбережения в наличную иностранную валюту как с целью их тезаврации внутри страны, так и для вывоза за пределы Российской Федерации.

С учетом негативного влияния этих процессов на российскую экономику Банком России создана нормативная база, установившая методы контроля за открытием и функционированием обменных пунктов уполномоченных банков (в соответствии с действующим валютным законодательством проведение валютнообменных операций на территории Российской Федерации разрешено только через обменные пункты (операционные кассы) уполномоченных банков), совершением и учетом уполномоченными банками валютно-обменных операций, ввозом и вывозом уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Организации-резиденты имеют право приобретать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке только на определенные цели:

  • для текущих валютных операций;
  • для валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия разрешений (лицензий) Центрального банка Российской Федерации и при их наличии;
  • для платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте;
  • для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;
  • для осуществления страховщиком выплат при разрешении Центрального банка Российской Федерации на проведение расчетов в иностранной валюте.

Приобретенная иностранная валюта должна использоваться исключительно на те цели, для которых она покупалась.

Операции по покупке иностранной валюты оформляются, как правило, договором комиссии, в соответствии с которым сделка совершается от имени уполномоченного банка, но за счет покупателя. Основанием для приобретения валюты является поручение на покупку иностранной валюты, которое разрабатывается уполномоченным банком самостоятельно.

Купленная иностранная валюта подлежит зачислению в полном объеме на специальный транзитный валютный счет, с помощью которого уполномоченный банк контролирует ее целевое использование.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" организации, приобретающие иностранную валюту, обязаны резервировать на специальном депозитном счете до 100% переводимой на покупку суммы. Срок резервирования не должен превышать 60 календарных дней до даты покупки валюты. Подобный порядок действует и при покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров.

В рамках контроля валютно-обменных операций Банк России осуществляет контроль за подлинностью иностранных денежных знаков. Подлинность иностранных денежных знаков устанавливается путем проведения соответствующих экспертиз. В Российской Федерации экспертиза подлинности может осуществляться Банком России и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Центральный банк проводит экспертизу, во-первых, только тех валют, которые им котируются, во-вторых, сомнительной иностранной валюты, выявленной в банках и кредитных учреждениях, имеющих право проведения операций с наличной иностранной валютой. Сомнительной иностранной валютой считаются денежные знаки иностранных государств, вызывающие сомнение в их подлинности, а также денежные знаки, имеющие признаки подделки. Подобные денежные знаки предъявителю не возвращаются и подлежат задержанию банком с выдачей клиенту справки о приеме на экспертизу.

Экспертиза проводится в РКЦ территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации сроком не более пяти дней со дня поступления сомнительных денежных знаков. Результаты проверки оформляются в виде акта экспертизы.

Поддельные денежные знаки гасятся штампом "Подделка" и упаковываются в отдельный мешок, который передается в территориальные органы внутренних дел. Признанные подлинными денежные знаки возвращаются в кредитную организацию по акту экспертизы.

Экспертиза, проводимая органами внутренних дел, носит, как правило, комплексный характер и предполагает использование знаний из области криминалистической техники, химии, технологии металлов, полиграфического производства, фотографии и т.д. Подобные экспертизы проводят:

  • экспертно-криминалистические отделы Управления внутренних дел;
  • Институт (лаборатория) судебной экспертизы;
  • Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Следует различать понятия подлинности и платежности денежных знаков. В ряде случаев подлинные денежные знаки из-за повреждений и дефектов, а также по другим основаниям (в связи с решением банка-эмитента о выведении денежных знаков из обращения) могут утратить свойства средства платежа. Неплатежные иностранные денежные знаки изымаются из обращения и подлежат обмену. По выбору владельца они могут быть:

  • приняты банком на инкассо;
  • заменены на платежные денежные знаки того же государства;
  • куплены банком за наличные рубли;
  • приняты на экспертизу за счет клиента.

С помощью валютных операций, связанных с движением капитала, Банк России не только осуществляет валютное регулирование, но и выступает в качестве органа валютного контроля за соблюдением порядка проведения данных операций на основе влияния притока и оттока капитала на платежный баланс страны, динамику курса национальной валюты и состояние внутреннего валютного рынка, обеспечения внешних обязательств и экономической безопасности государства.

Специфика методов, применяемых Банком России в целях контроля валютных операций, связанных с движением капитала, определяется нормами действующего валютного законодательства. Методы валютного контроля валютных операций, связанных с движением капитала, могут быть не только рыночные, но и административные.

К административным методам относится, прежде всего, лицензирование отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала. Цель лицензирования - обеспечение оптимального сочетания интересов государства, хозяйствующих субъектов и их иностранных партнеров по реализации экономических проектов и дополнительных гарантий их юридической чистоты.

В соответствии с действующим валютным законодательством российским резидентам, не являющимся кредитными организациями, для осуществления некоторых видов операций, связанных с движением капитала, требуется предварительно получить разрешение Банка России. При этом разрешение выдается Банком России или его территориальным учреждением на каждую конкретную сделку. Как правило, разрешения требуются для валютных операций по вывозу капитала из страны или же носящих комплексный характер и связанных с необходимостью открытия резидентами валютных счетов в иностранных банках.

При решении вопросов о выдаче резидентам разрешений на проведение конкретных валютных операций Банк России исходит из целого ряда критериев, учитывая, кроме характера и особенностей заключенной сделки, также правовой статус и финансовое состояние резидента, выполнение им обязательств перед государством по расчетам с бюджетами всех уровней, отсутствие нарушений законодательства. С этой целью анализируется комплект предоставляемых резидентом документов, в который входят необходимые коммерческие документы по сделке, а в некоторых случаях - заключения федеральных ведомств о целесообразности реализации резидентом проекта и, соответственно, выдачи необходимого для этого разрешения.

В разрешении, являющемся документом валютного контроля, Банк России устанавливает обязательные условия, которые должны быть соблюдены резидентом при проведении расчетов по валютной операции, и, если это вызвано необходимостью более детального контроля за движением валютных средств, дополнительные условия проведения операции. Среди обязательных условий в разрешениях могут быть указаны конкретные банки и реквизиты счетов, через которые проводятся расчеты в иностранной валюте, порядок осуществления платежей и гарантии (обеспечение) от возможных потерь, порядок обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке и др. Кроме того, в каждом выдаваемом разрешении содержится в качестве обязательного условия требование о предоставлении резидентом отчетности в Банк России или его территориальное учреждение о совершенных валютных операциях. За нарушение этих условий уполномоченные федеральные органы вправе применить по отношению к резиденту штрафные санкции, а Банк России может отозвать или приостановить действие разрешения.

В целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением резидентами условий выданных разрешений и мониторинга срока действия таких разрешений в Банке России создана Единая электронная база данных по выданным им разрешениям на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, и открытие резидентами валютных счетов в иностранных банках. Принцип действия Единой электронной базы данных заключается в обработке с помощью программного комплекса необходимой для контроля информации по каждому разрешению, заносимой в специальный учетный регистр сразу же после выдачи разрешения. Применение этого же программного комплекса позволяет в любой момент получать различные массивы информации для оперативных и аналитических целей.

Организация мониторинга валютных операций Банком России

Как орган валютного регулирования и валютного контроля Банк России проводит мониторинг валютных операций для обеспечения полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Система отчетности и мониторинга валютных операций предполагает наличие гибкой (способной к модификации) информационной системы сбора, обработки и систематизации поступающих данных по валютным операциям, мониторинга полученной информации и подготовки на этой основе аналитических материалов.

Одним из основных элементов в рамках информационной системы валютного регулирования и валютного контроля является организация статистического учета и отчетности по валютным операциям, включающая в себя разработку нормативно-правовой и методологической базы по формированию статистической отчетности по валютным операциям, осуществляемым уполномоченными банками и их клиентами, порядка учета и представления информации уполномоченными банками в Банк России, а также создание различных комплексов программного обеспечения по обработке статистической отчетности по валютным операциям и доведение их до уполномоченных банков и территориальных учреждений Банка России.

Система отчетности уполномоченных банков по валютным операциям является составной частью их мониторинга, используемого для прогноза основных параметров предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке и выявления аномальных валютных потоков, указывающих на возможность необоснованного оттока капитала из страны и обхода участниками внутреннего валютного рынка и внешнеторговой деятельности требований валютного законодательства.

В рамках валютного регулирования и валютного контроля в Банке России организован и на постоянной основе ведется мониторинг предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, включающий мониторинг: движения средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажи экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах; спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке со стороны реального сектора экономики; рынка наличной иностранной валюты. Создана и на регулярной основе пополняется автоматизированная система валютного регулирования, представляющая собой единый банк данных о валютных операциях, осуществленных уполномоченными банками на разных сегментах внутреннего валютного рынка. Эту работу проводит Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

< Лекция 14 || Лекция 15: 12 || Лекция 16 >
Татьяна Братченко
Татьяна Братченко

При сдачи теста № 9 по курсу "Организация деятельности Центрального банка" в задании № 5 был вопрос - Что изображено на банкноте достоинством 1000 рублей. И варианты ответов. Вариант 1 и вариант 2 содержали правильные ответы (изображение Ярославля). При ответе я нажала вариант 1. Мне его не защитали. Почему?