Рынок как система с явными потерями
3.1. Постановка задачи
В этой главе мы рассмотрим методы расчёта пропускной способности рынка с полнодоступной группой потребителей в системе с явными потерями.
Мы уже отмечали, что математическая модель рынка характеризуется следующими элементами:
- типом потока предложений товаров,
- дисциплиной обслуживания (с явными потерями или с ожиданием),
- величиной обслуженного предложения и потерями
В этом параграфе рассмотрим простейшую модель:
Задано:
Рынок, на вход которого поступает предложение - партии товаров, а на выходе, которого имеется групп потребителей, каждая из которых обслуживается полнодоступно без приоритетов. Товар может быть приобретён любой из этих групп.
На рынок поступает простейший поток партий товаров
( 3.1) |
- вероятность поступления товара за время меньше с параметром .
Будем считать, что длительность потребления (длительность занятия любой группы потребителей) - случайная величина и подчиняется показательному закону распределения с параметром (рис. 3.1) .
Вероятность того, что за время одна группа потребителей освободится:
,
где - длительность потребления;
- средняя длительность потребления.
Параметр в этом выражении полностью аналогичен параметру показательного закона распределения промежутка между поступлением простейшего потока товаров. Вероятность того, что за время поступит одна партия товара:
( 3.2) |
Параметр показывает плотность потока занятий групп потребителей - средняя длительность интервала между поставками двух партий товаров).
Аналогично можно рассматривать как плотность потока освобождений потребителей, - средняя длительность занятия группы потребителей одной партией товара.
В качестве дисциплины обслуживания примем обслуживание партий товаров с явными потерями, то есть при занятости всех потребителей поступивший товар получает отказ в реализации и на рынок не возвращается. Потерянное предложение не оказывает на систему никакого влияния.
Требуется найти вероятность занятия любых линий из числа в фиксированный моментвремени .
Найти - вероятность того, что в момент занято ровно потребителей.