Опубликован: 26.06.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 6649 / 2482 | Оценка: 3.92 / 3.76 | Длительность: 14:59:00
Специальности: Историк
Лекция 17:

"Перестройка". Новая Россия (1985-1999 гг.)

< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Аннотация: Попытки модернизации социализма ("перестройка").- Переход к смене общественного строя.- Августовский путч и распад СССР. - Окончание "холодной войны". Распад советского блока. - Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Первая Чеченская война. - Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса.- Вторая Чеченская война. Избрание Президентом В.В. Путина.

Попытки модернизации социализма ("Перестройка"). К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной и для руководителей, и для рядовых граждан. Практически прекратился рост производительности труда. Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР (научно-технической революции), и разрыв с Западом в этой области увеличивался.

Следует учесть и неблагоприятное влияние на экономику внешних факторов, связанных с гонкой вооружений. СССР тратил на военные нужды куда более значительную долю своего бюджета, чем богатые США. На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных средств, выделенных промышленности. Одной из целей США в гонке вооружений было экономически обескровить СССР, и она была близка к достижению.

Поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так М. Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны – за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие машиностроения и ВПК.

В числе практических мер была введена госприемка, с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников.

Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения.

Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная система оставалась непоколебленной, в ее рамках работала экономика, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. Тогда же на Пленуме ЦК М. Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров.

В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель – переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не были допущены разнообразные виды собственности, не был введен хозрасчет.

С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформы политической системы, так как считалось, что именно в ней скрыты многие корни "механизма торможения" общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель "гуманного, демократического социализма", повторялись в общих чертах идеи "социализма с человеческим лицом". Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности.

Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти – парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов.

В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. 1987-1988 гг. были отмечены взрывом общественного интереса к проблемам недавнего прошлого, к материалам по реабилитации людей, репрессированных в 30-40-е годы.

В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.

Переход к смене общественного строя. Радикализация политического курса продолжалась. Она выражалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституционной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно работающий двухпалатный Верховный Совет. Треть делегатов Съезда (750 человек) избиралась от общественных организаций, в том числе 100 от КПСС, благодаря чему партийные сановники обеспечивались депутатскими креслами. Реформа впервые со времен Учредительного собрания позволила провести выборы с конкуренцией кандидатов.

26 марта 1989г. прошли выборы народных депутатов СССР, год спустя – депутатов остальных звеньев Советов. Представителям номенклатуры удалось занять в Советах прочные позиции, однако они не могли уже безраздельно господствовать. В Советы пришли многие кандидаты оппозиции – А.Сахаров, Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев, Ю.Черниченко и др., к ним примкнул и Б.Ельцин. Именно они стали перехватывать инициативу у партийного аппарата, заметно теряющего свой авторитет.

Об этом свидетельствовало появление независимых общественно-политических организаций и партий. Рубежным стал 1988г.: в мае первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз (лидер – В. Новодворская), в апреле возникли первые Народные фронты – массовые политические организации в республиках Прибалтики, затем в других союзных республиках. 1989 год стал годом массового появления политических партий.

С появлением других партий позиции КПСС ослабевают, и сохранение власти для нее становится все более проблематичным.

Горбачев, занимая с октября 1988 г. пост председателя Верховного Совета СССР, не мог решать вопросы управления государством. На III съезде народных депутатов в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР – первым и последним в истории. Введение поста Президента призвано было укрепить позиции Горбачева. Но и этого не произошло: консерваторы были недовольны реформами, радикалы – их непоследовательностью.

В 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, стал сокращаться национальный доход. Сокращалось производство и потребление продуктов питания.

В этот период ухудшения экономической ситуации и либерализации политической жизни возник другой исторический феномен – "парад суверенитетов" союзных республик, пытавшихся самостоятельно найти выход из кризиса. Они провозглашали приоритет республиканских законов над союзными, игнорировали некоторые распоряжения центра, оказывая таким путем давление на него. Парад возглавила Российская Федерация после того, как Б. Ельцин возглавил ее Верховный Совет, который принял 12 июня 1990 г. Декларацию о суверенитете. В ней заявлялся приоритет российских законов над союзными.

С ослаблением центральной власти обострились межнациональные конфликты и вырос сепаратизм.

Горбачев не ожидал такого поворота событий и полагал, что народы с благодарностью должны встретить его реформы. Теряя контроль над ситуацией, он стал прибегать к силе, перекладывая ответственность за её применение на военных.

Весной 1991 г. состоялись массовые выступления трудящихся в защиту демократии, организованные "Демократической Россией". Видимо, Горбачев пришел к выводу, что для сохранения СССР необходимо поделиться властью. 23 апреля 1991 г. на правительственной даче в Ново-Огарёве под Москвой Президент СССР и руководители девяти союзных республик начали переговоры о перераспределении полномочий, разработке проекта нового союзного договора. Остальные шесть республик решили стать независимыми и не участвовали (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Азербайджан, Грузия). С трудом, но был согласован новый союзный договор, и его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Этому помешало выступление ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению).

Тем временем в мае-июне 1991 г. в РСФСР проходила предвыборная кампания по выборам Президента России. Около 57% участников выборов отдали свои голоса за Ельцина, за его радикальную программу реформ.

Августовский путч и распад СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан ГКЧП, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны СССР маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, министр внутренних дел СССР В. К. Пуго, всего 8 человек. В ту же ночь путчисты ввели в Москву танковые и десантные войска и заявили о переходе всей полноты власти в руки ГКЧП.

Путчисты не рассчитывали, что будет оказано решительное сопротивление. Очагом его стал Белый дом, где располагались органы власти России. В полдень 19 августа у Белого дома, поднявшись на танк, чей экипаж перешел на сторону российских властей, Ельцин огласил свой знаменитый указ №59. Он обвинил членов ГКЧП в совершении государственного переворота, насильственном отстранении от должности Президента СССР Горбачева. Было заявлено, что распоряжения ГКЧП не имеют силу на территории России, а выполняющие их должностные лица будут преследоваться по закону.

Обращение российского руководства встретило массовую поддержку: люди не хотели возврата к прошлому, не хотели расставаться с той свободой, что приобрели за годы перестройки. Тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома, строили баррикады, убеждали солдат и офицеров не проливать кровь своих соотечественников. И утром 21 августа Язов принял решение о выводе войск из Москвы. Затем он и еще несколько заговорщиков вылетели в Форос "повиниться" перед Президентом, но Горбачев их не принял. 22 августа заговорщики были арестованы, за исключением Пуго, покончившего с собой.

В ходе августовских событий окончательно дискредитировала себя КПСС - её структуры поддержали ГКЧП, а все члены последнего входили в состав ЦК. Поэтому указом Президента Ельцина деятельность КПСС была запрещена на территории России.

Большинство руководителей республик после переворота отказались от подписания союзного договора. Президент СССР Горбачев вынужден был признать независимость Литвы, Латвии, Эстонии, настойчиво выступавших за отделение. Украина отказалась участвовать в возобновившемся Ново-Огаревском совещании, что делало его продолжение бессмысленным. Процесс распада СССР становился необратимым.

Союзным республикам надо было избавиться от дискредитировавшего себя центра и одновременно попытаться сохранить некоторые связи между собой. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Минском Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич – лидеры трёх из четырех республик, образовавших в 1922 г. СССР, – заключили договор о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ).

Окончание "холодной войны". Распад советского блока. Советский Союз проиграл "холодную войну", так как его экономика не выдержала колоссальных нагрузок. Поражение это поставило крест на идее мировой революции, которой жило советское руководство с 1917 г. Горбачев выдвинул концепцию "нового политического мышления" и заявил о "приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми". Новая внешнеполитическая доктрина исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире, когда решить международные проблемы, обеспечить мир стало возможным только общими усилиями, сообща.

Постепенно менялся климат отношений между Востоком и Западом, исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе возрастали интерес и симпатия к СССР, лично к Горбачеву. Последовали другие конкретные шаги: Горбачев принял решение о выводе из Афганистана советских войск. Совместными усилиями с Западом удалось урегулировать конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, в Юго-Восточной Азии. СССР отказывался от поддержки правящих режимов в Ливии и Ираке.

Перестройка в СССР оказала самое непосредственное влияние на перемены в странах Восточной Европы. Здесь набирало силу демократическое движение, которое вылилось в массовые выступления, в результате которых в 1989-1990 гг. во всех странах Восточной Европы рухнули коммунистические режимы, почти везде державшиеся за счет поддержки СССР. В ноябре 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символизировавшая противостояние Запада и Востока. Этот акт свидетельствовал о завершении коммунистической эры.

Переход к рыночным реформам. К концу 1991 года сложилась катастрофическая экономическая ситуация: сокращалось производство, росла инфляция, отсутствовали валютные резервы, возник невиданный дефицит потребительских товаров и продовольствия. Последнее люди получали по талонам или добывали из-под полы. Имелись два выхода из этой ситуации – "военный коммунизм" либо экономическая свобода. Е. Гайдар, назначенный Ельциным исполняющим обязанности премьер-министра, выбрал второй путь.

2 января 1992 г. были отпущены цены, государство их больше не контролировало, предоставив на волю рыночной стихии. Такая мера, названная "шоковой терапией" Гайдара, возможно, спасла страну от голода, но резко усилила инфляцию – цены взлетели в сотни раз. Была начата и другая радикальная реформа – приватизация государственной собственности. Вместо естественной приватизации за деньги осуществлялась "номенклатурная приватизация". Это была беспрецедентная в мировой истории дележка собственности, которая закономерно породила огромное имущественное неравенство и высокую преступность (коррупцию, рэкет, заказные убийства).

К бесплатной приватизации еще добавились: значительный разрыв между внутренними и внешними ценами на основную продукцию нашего экспорта, озолотивший всех наших привилегированных экспортеров; многомиллиардные таможенные льготы по импорту разного рода "афганским", "спортивным" организациям, православной церкви; многочисленные каналы беспроцентного или льготного кредитования бюджетными деньгами "своих" клиентов через "уполномоченные" ими банки и др.

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. Руководство Верховного Совета (председатель Р. И. Хасбулатов) занимало все более откровенную национал-коммунистическую позицию, выдвигая вопрос о воссоздании СССР, свертывании экономических реформ, замене президентской власти всевластием Советов и др. В их ряды открыто перешел вице-президент А. Руцкой. Ельцин решил разогнать парламент.

Был созван внеочередной Съезд народных депутатов. В отсутствие кворума Съезд постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента. Руцкой начал формировать новое правительство.

Далее события приобретали все более драматический характер. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентра, а затем Кремля.

В ответ на эти действия президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминавшая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов.

После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция.

Первая Чеченская война. Ельцин пришел в руководство РФ, ведя борьбу против союзного центра, опираясь на национальные автономии, обещая им дать столько суверенитета, сколько они смогут "проглотить". После распада СССР он столкнулся с той же проблемой сепаратизма уже в самой России. Тем временем руководство РФ подготовило к подписанию проект федеративного Договора. 31 марта 1992 г. его подписали 87 из 89 субъектов Федерации (не подписали Татарстан и Чечня).

Республика Татарстан вела длительные переговоры с Москвой по заключению двустороннего договора на основе взаимного делегирования полномочий. Договор между РФ и РТ был подписан 15 февраля 1994 г. Далее Россия заключила двусторонние договоры с другими республиками и областями.

По-другому, драматически развивались отношения РФ с Чечней. Там произошел переворот - свергнут Верховный Совет, поддержавший ГКЧП. В результате проведенных выборов президентом Чечни был избран генерал Д. Дудаев. Чеченская республика во главе с Дудаевым отказалась подписать Федеративный договор, и в ответ на угрозы силового подчинения начала вооружаться.

Российское руководство все более склонялось к традиционному силовому решению конфликта. Тем более, что Ельцину нужна была небольшая, но победоносная война, чтобы отвлечь внимание общества от неудач в экономике и поднять свой авторитет перед новыми президентскими выборами.

Направленные на штурм Грозного войска встретили сильное сопротивление боевиков, завязались тяжелые бои. Ценой огромных потерь лишь к концу января 1995 г. российские войска взяли Грозный, а к лету оттеснили противника в горы. Мир увидел все ужасы войны.

В условиях войны и экономического кризиса до рекордно низкого уровня упал и престиж Ельцина.

Ельцин не мог рассчитывать на переизбрание, не прекратив непопулярную в народе Чеченскую войну. Лишь прекращение войны позволило Ельцину возглавить президентскую гонку. 3 июля 1996 г. состоялся второй тур выборов, и Ельцин одержал победу, получив 53,8%, Зюганов набрал 40, 3% голосов.

Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. Избрание Б. Ельцина на второй срок не принесло стране спокойствия и успехов в реформировании общества. Ельцин и правительство Черномырдина оказались неспособны руководить страной в сложный переломный период.

5 ноября 1996 г Ельцину была сделана операция, в январе 1997 г. он перенес воспаление легких и приступил к работе лишь в феврале. К этому времени экономический кризис вступил в новую фазу, росла инфляция, многие месяцы задерживались выплаты заработной платы, пенсий, стипендий.

Неудачи в экономике, обострение в социальной сфере побудили Ельцина отправить Черномырдина в отставку и назначить на его место малоизвестного 36-летнего С. В. Кириенко. При новом премьере экономическое положение продолжало резко ухудшаться, выступали трудящиеся с требованиями выдачи задержанной зарплаты. Шахтеры начали "рельсовую войну", блокировали железнодорожные пути на Урале, Кузбассе, Дальнем Востоке, под Ростовом. Лишенный поддержки Центробанка, курс рубля упал с 6 до 20 и более за доллар. Вместе с рублем катастрофическими темпами упало и благосостояние народа.

По данным Госдумы, после августовского кризиса более 40% граждан оказались за чертой бедности. Обнищание народа являлось закономерным и ожидаемым результатом строящейся в России системы "капитализма для узкого круга людей".

Вторая Чеченская война. Избрание президентом В. В. Путина. 9 августа 1999 г. председателем правительства Ельцин назначил директора ФСБ, 47-летнего В. В. Путина, вскоре утвержденного Думой в этой должности. Позднее, когда Ельцин сообщил о том, что он видит Путина своим преемником на президентском посту, многим это показалось несерьезным, так как новый глава кабинета был совершенно неизвестен стране, не был публичным политиком.

После первой Чеченской войны в республике происходили процессы, приведшие к новому конфликту с Москвой. Народное хозяйство Чечни было разрушено, помощи от России поступало мало. В 1997 г. Ельцин сам беспомощно признавался, что выделили Чечне 800 млрд. рублей, а дошло только 150 млрд. и неизвестно, куда они девались на пути. Не занятые в общественном производстве, безработные, почти поголовно вооруженные люди создавали почву для роста криминала. Некоторые вооруженные группировки начали заниматься заложничеством, похищением людей, требуя за них выкуп.

7 августа 1999 г. последовало провокационное выступление – отряды Басаева и Хаттаба вторглись в соседний Дагестан. Их поддержали лишь ваххабиты нескольких сел. Была проведена войсковая операция против басаевцев и вооруженных ваххабитов, поддержанная населением. Теперь Кремль мог использовать перелом в общественном мнении в пользу войны, вызванный провокационным выступлением Басаева и серией взрывов домов в Москве и Волгодонске. Путин объявил об аннулировании Хасавюртских соглашений, чтобы иметь свободу действий. Преследуя отряды Басаева, федеральные войска перенесли боевые действия на территорию Чечни.

В январе 2000 г. начался штурм Грозного и через несколько дней сопротивление боевиков было сломлено. Российские войска заняли превращенный в руины город. Не все города брались боем и разрушались. С жителями Гудермеса удалось договориться о выводе из него боевиков. Далее начались значительные потери войск. В Аргуне и Шали войска сутки отбивали нападения боевиков. Колонны бронетехники у этих городов попали в засаду.

Под новый год Ельцин объявил о своей досрочной отставке и назначении В. Путина исполняющим обязанности Президента. Тем самым Ельцин предоставил своему преемнику реальный шанс быть избранным. В состоявшихся 26 марта выборах убедительную победу одержал В. Путин, он стал вторым Президентом Российской Федерации.

Итак, горбачевская перестройка была задумана как попытка обновления социализма. Однако проведенные меры не привели к совершенствованию системы, а подвели к смене модели общественного строя. Обострение межнациональных противоречий и попытка обновить союзный договор вызвали выступление ГКЧП, а затем и распад СССР. Во внешней политике "новое политическое мышление" Горбачева способствовало прекращению "холодной войны", а также распаду социалистического блока.

Новая Россия в 1992 г. решительно приступила к рыночным реформам: были отпущены цены, проводилась приватизация государственной собственности. Однако "шоковая терапия" привела к фактической конфискации сбережений населения, а приватизация – к номенклатурному дележу, породившее огромное имущественное неравенство и криминализацию общества. В октябре 1993 г. разразился политический кризис, и конфликт между двумя ветвями власти завершился обстрелом Белого дома. Принятая Конституция наделила президента чрезвычайно широкими полномочиями, а Госдуму - ограниченными правами. Затеянная в Чечне война усугубила кризисные явления. С избранием президентом В. Путина наблюдалось укрепление государственности, однако коррупция продолжала нарастать.

Темы рефератов

  1. Распад СССР: причины, условия, последствия.
  2. Чеченская война: предпосылки, ход, результаты.
  3. Формирование многопартийной системы в СССР.
  4. Августовский путч 1991 г.
  5. Триумф и трагедия М.Горбачева.
  6. Противостояние Горбачева и Ельцина.
  7. Внешняя политика М.Горбачева.
  8. "Шоковая терапия": методы и результаты.
  9. Социальные последствия реформ 1990-х гг.
  10. Парламентский кризис октября 1993 г.: причины, события, последствия. Падение советской власти.
  11. Возникновение парламента и новая Конституция декабря 1993г.
< Лекция 16 || Лекция 17 || Лекция 18 >
Анна Бугаева
Анна Бугаева
Наталья Петрова
Наталья Петрова