Опубликован: 26.06.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 6670 / 2490 | Оценка: 3.92 / 3.76 | Длительность: 14:59:00
Специальности: Историк
Лекция 5:

ХVII-й "Бунташный" век

< Лекция 4 || Лекция 5 || Лекция 6 >
Аннотация: Смута и упущение исторического шанса изменить государственное устройство. – Правление Михаила Романова. – Правление Алексея Михайловича. Городские восстания. – Присоединение Левобережной Украины. – Церковный раскол. – Медный бунт. Восстание Степана Разина. – Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества.

Смута и упущение исторического шанса изменить государственное устройство. XVII век для Европы был начальной фазой перехода к индустриальному обществу, современной цивилизации. Развитие России в ХVII в. не укладывалось в европейские стандарты. Здесь укреплялось крепостное право, перестал созываться сословно-представительный орган - Земский собор. В самом конце ХVI и в начале ХVII в. история давала шанс России стать по-настоящему сословно-представительной монархией, а Земскому собору сыграть значительную роль в жизни Российского государства. Однако эти шансы из-за отстраненности народа и неорганизованности высших сословий были использованы очень робко, а затем утеряны. Традиция деспотизма успела укорениться, высшие сословия оказались неспособными действовать решительно и ответственно, народ оставался безучастным. Эти возможности были связаны со сменой правящих династий и Смутным временем.

Период Смуты начался на рубеже ХVI и ХVII вв. и продолжался до избрания царя из новой династии Романовых в 1613 г. Побудительной причиной Смуты был династический кризис. Но глубинными причинами были: во-первых, деспотическое правление царей без участия бояр и дворян; во-вторых, забвение интересов народных масс, дальнейшее ухудшение их положения в связи с ростом военных расходов, усилением крепостного гнета.

Иван IV не оставил сильного преемника: первого сына Ивана убил сам, второй – Федор – был слабоумен, третий – Дмитрий, только появился на свет. Умирая, царь создал при Федоре (1584-1598) регентский совет, в котором, пользуясь близостью к царю, власть сосредоточил в своих руках Борис Годунов (чья сестра Ирина была женой Федора). Федор отличался набожностью, был физически и умственно неполноценным, современники именовали его блаженным на престоле. Любимым его занятием было трезвонить в колокола.

В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб 9-летний царевич Дмитрий. В 1598 г. умер бездетный Федор. В результате пресеклась династия Рюриковичей и Земский собор избрал царем Бориса Годунова. По мнению В. Ключевского, Годунов "мог стать основателем новой династии как по своим личным качествам, так и по своим политическим заслугам"[4.3,с.294]. Он действительно проявил себя крупным государственным деятелем, осторожным и настойчивым. Впервые предпринял попытку ликвидировать культурное отставание России от Запада, широко раскрыл двери иностранным специалистам, отправил на учебу за границу дворянских детей, предоставлял торговые льготы для иностранцев. Для возрождения и развития хозяйства освобождал многие местности на 3-5 и более лет от податей. Однако преодолеть такие тяжелейшие последствия опричнины, как экономический кризис, разорение хозяйства, расколотость бояр и дворян, не удалось. Не обрел он и легитимности (законности) в глазах части знати и вынужден был вести изматывающую борьбу за сохранение собственной власти.

Царь продолжал практику закрепощения крестьян: указом 1592г. запрещен переход крестьян к новым хозяевам, указом об "урочных летах" 1597 г. введен 5-летний срок сыска беглых крестьян. Все это вместе с разрухой и наступившим в 1601-1602 гг. страшным голодом привело к взрыву социального недовольства, восстанию холопов. Тогда же, в 1601 г. появился самозванец - Лжедмитрий I (беглый монах Григорий Отрепьев). Смута набирала темпы. Вскоре, в апреле 1605 г, умер Годунов. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно, под приветствия бояр, духовенства въехал в Москву. Вскоре Отрепьев встретился с Марией Нагой - матерью царевича Дмитрия. Она жаждала отомстить Годуновым и прекрасно исполнила роль матери. Прилюдно "при встрече" Григорий и Мария бросились в объятия друг к другу, как следовало матери и сыну. Эта сцена убедила людей, что трон занял истинный государь.

Лжецарь ежедневно заседал в Боярской думе, легко вникал в вопросы, разбирал челобитные от населения. Запросто держался с народом, боярам советовал посылать детей учиться в Европу, читать и путешествовать. В мае 1606 г. состоялось венчание его с Мариной Мнишек. Бесцеремонное поведение поляков в Москве вызвало недовольство москвичей, чем воспользовались бояре. В результате их заговора и восстания москвичей 7 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Наскоро собранный боярами Земский собор выбрал на царство опытного интригана и царедворца Василия Шуйского (1606-1610). Он первым из российских правителей дал "крестоцеловальную запись", несколько ограничивающую его власть, обещал советоваться с Боярской думой и Земским собором. Однако вскоре обстановка обострилась, началось крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, а весной 1607 г. в Польше появился Лжедмитрий II, поддержанный польскими магнатами. В июне 1608 г. его армия разбила лагерь у Тушина, блокировав Москву. В условиях голода и многочисленных заговоров В.Шуйский позвал на помощь шведов. В ответ осенью 1609 г. началась открытая польская интервенция, войска Сигизмунда III осадили Смоленск и весной 1610 г. разгромили русские и шведские войска. После этих событий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи.

Вскоре бояре заключили договор с поляками о приглашении на царство королевича Владислава. Пока, до выбора нового царя страной, правили семь бояр (семибоярщина). Московский посад не поддержал договора с поляками, и бояре, опасаясь бунта, решили впустить поляков в Кремль. Дело еще больше запуталось, когда король не отпустил Владислава в Москву. Тем временем в марте 1611 г. сформировалось первое ополчение, попытавшееся освободить столицу. Но попытка оказалась неудачной. Второму ополчению во главе с Мининым и Пожарским осенью 1612 г. удалось освободить столицу и изгнать поляков. В феврале 1613 г. Земский собор выбрал нового царя - Михаила Романова (1613-1645).

Смута принесла не только разорение и хаос, но и, совпав с династическим кризисом, приведя в движение все классы общества, создавала условия для изменения государственных порядков. Прежде всего получил некоторое укрепление представительный орган - Земский собор, усилилась его роль в государстве. Одновременно существовала острая необходимость в ограничении власти царя. Однако, правящие сословия, прежде всего бояре, были расколоты, запуганы недавним террором, не сумели проявить единую волю, не понимали, что воля народа вполне может быть источником законной власти.

Первый такой прецедент ограничения царской власти был сделан при вступлении на престол В. Шуйского. Он подписал так называемую подкрестную запись, в которой принес присягу никого не казнить без суда, не отнимать имущество родственников осужденных и не слушать ложных доносов. Однако делалось это, во-первых, без созыва Земского собора; во-вторых, принятые царем обязательства направлены были в основном к ограждению личной и имущественной безопасности подданных от произвола сверху, но не изменяли взаимные отношения царя и высших учреждений, царя и бояр.

Прецедент с В. Шуйским был использован при избрании русским царем польского царевича Владислава. В заключенном в 1610 г. договоре между российским посольством и польским королем Сигизмундом содержался подробный план государственного устройства России: сформулированы права московского народа и отдельных классов; права, ограждающие личную свободу каждого подданного от произвола власти; запрещено наказание без суда, государь делит свою власть с двумя учреждениями – Земским собором и Боярской думой. Подобное устройство больше напоминало конституционную монархию. Однако в силу сложной обстановки в стране вопрос о выполнении условий договора не стал приоритетным.

После избрания царем представителя новой династии Михаила Романова (1613-1645) страна оказалась на историческом перекрестке: могла продолжать прежний путь укрепления неограниченной власти царя, могла встать и на альтернативный путь развития – с Земским собором с расширенными правами, ограничивающими самодержавную власть, трансформирующимся в перспективе в парламентский орган с законодательными функциями. И Земский собор в этот раз был на редкость представительным (около 700 чел.), в нем участвовали выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и черносошных крестьян. Историки сходятся во мнении, что за кулисами Земского собора состоялась негласная, придворная сделка, направленная к обеспечению личной безопасности боярства от царского произвола. Получилось так, что бояре интересы и перспективы страны вновь превратили в предмет торга, а страна продолжала развиваться по традиционному пути укрепления неограниченной самодержавной власти.

Смута, в конечном счете, не привела к значительным изменениям в характере и сущности Московского деспотического государства. Страна вернулась "на круги своя" после 14-летней смуты. В ходе четырехкратных выборов различных царей не удалось преодолеть всеобщее верноподданничество государю, преклонение и покорность власти, которые стали устойчивыми традициями. Поэтому традиции взяли верх, а альтернативный путь не был использован, народ выбрал традиционный путь - приобрел нового царя с такими же неограниченными правами, что и прежние.

Суть происходившего в России XVII в. Г.Федотов назвал "поразительным явлением" и подчеркивал его противоречивость: "Народ обожает царя. Нет и намека на политическую оппозицию ему, на стремление участвовать во власти или избавиться от власти царя. И в то же время, начиная от смуты и кончая царствованием Петра, все столетие живет под шум народных-казацких-стрелецких бунтов"[4.4, c.204]. Вера народа в царя будет постоянно действующим фактором, работающим против него самого же, вплоть до кровавого воскресенья 1905 г.

Правление Михаила Романова. Получив власть из рук народа, молодой царь Михаил Романов, которому исполнилось всего 16 лет, правил, советуясь с Земским собором, почти непрерывно заседавшим с 1616 по 1622 гг. Уставшая от распрей страна поддерживала восстановление порядка. Казаки, наиболее активно проявившие себя в Смуту, были частью усмирены, частью взяты на царскую службу.

Для выхода из глубокого кризиса и стабилизации положения в стране необходимо было прекращение иностранной интервенции. В 1613 на оккупированных Швецией северо-западных землях началось народное движение против захватчиков, приведшее к освобождению ряда городов. Однако наступавшие крупные силы во главе со шведским королем Густавом Адольфом в 1615 г. осадили Псков. В феврале 1617 г. в деревне Столбово близ Ладоги был подписан "вечный" русско-шведский мир. Новгород был возвращен России, Нева во всем ее течении, Ивангород, Ям, Копорье, Орешек остались у Швеции. Россия лишилась единственного выхода к Балтийскому морю.

В 1617 г. в пределы России двинулись польские войска, возглавляемые королевичем Владиславом и 30 тысяч украинских казаков гетмана Сагайдачного. Осенью 1618 г. они подошли к Москве, но взять её не смогли. В деревне Деулино русские и поляки заключили перемирие на 14,5 лет. Россия вынуждена была признать завоевания Речи Посполитой и уступила ей Смоленскую и Чернигово-Северскую земли. Договорились также об обмене пленными, и в 1619 г. воевода Шеин, Филарет Романов (отец царя) и другие послы вернулись в Россию.

Филарет Романов был возведен в сан патриарха и стал соправителем своего сына, сосредоточив в своих руках фактическую власть. Важнейшей заботой Филарета и Михаила, наряду с восстановлением хозяйства, оставалось возвращение утраченных земель. С истечением срока перемирия с Речью Посполитой в 1631 г. русское правительство стало готовиться к войне с поляками. За годы Смуты армия была ослаблена, помещики не проходили регулярной боевой подготовки. Положение пытались исправить, формируя полки иноземного строя.

В 1632 г. умер польский король Сигизмунд. Воспользовавшись ситуацией, 32-тысячные русские войска блокировали Смоленск. Однако поляки упорно защищали город. Тем временем в Польше был избран новый король, им стал Владислав, который подошел к Смоленску и осадил его и через несколько месяцев капитулировал. Согласно заключенному в 1634 г. миру, русские признали прежние границы, установленные Деулинским перемирием, и уплатили Польше контрибуцию в 20 тыс. рублей. Владислав признал Михаила царем, отказавшись тем самым от претензий на русский трон.

На восточном направлении продолжалась успешная колонизация. Уже к концу ХVI в. в состав России вошла Западная Сибирь. Русских переселенцев в Сибири в конце XVII в. исчислялось около 150 тыс. человек, и состояли они как из принудительно переселяемых правительством крестьян, так и из беглых крестьян и посадских людей. Проводилась политика, поощряющая вольных, "гулящих" людей переселяться в Сибирь. Переселенцы получали земли, деньги на подъем, на несколько лет освобождались от податей. Затем они отдавали государству десятую долю урожая. Завоевание Сибири стало ценным источником пополнения государственной казны. Сибирские меха являлись как бы резервной валютой, и царь при нехватке денег расплачивался соболями.

При всей важности территориальных вопросов, все же главным оставалось решение внутренних проблем, прежде всего, ликвидация разрухи и укрепление власти. Восстановительный период оказался продолжительным. Выход из экономического кризиса растянулся до 50-х годов XVII в. Объяснялось это низким плодородием нечерноземных земель, примитивной техникой земледелия, низкой производительностью крестьянского хозяйства, закрепощением крестьян. Развитие сельскохозяйственного производства происходило путем освоения новых земель, что влекло за собой запустение центральных уездов и отток населения на окраины. В свою очередь, в желании приостановить этот процесс, правительство усиливало закрепощение крестьян.

Росло число городов, в европейской части России в середине XVII в. их насчитывалось около 226. Правда, из них примерно каждый четвертый-пятый не имел посада, следовательно, ремесленного и торгового населения и представлял собой в основном лишь крепость. В этом отражалась специфика России, как страны колонизующей и часто воюющей. Тем не менее, торговля в стране развивалась, появились Московская, Макарьевская, Архангельская, Ирбитская ярмарки. Оптовая торговля сосредоточивалась в руках купеческой элиты, которая имела значительные привилегии – освобождалась от посадских повинностей, могла иметь вотчины и др. Среди них: Строгановы, Никитниковы, Шорины и другие. Но их богатство и положение тесно зависели от государства. Внешняя торговля осуществлялась в основном через Архангельск, Астрахань, Новгород, Псков, Смоленск. Она находилась в руках государства и иностранных купцов, которые имели свои дворы в большинстве крупных городов России, в Москве, например, "Немецкая слобода".

Правление Алексея Михайловича. Городские восстания. Алексей Михайлович (1645-1676) вступил на трон, как и его покойный отец, в 16 лет. Он обладал вспыльчивым, но мягким и отходчивым характером и в историю вошел с прозвищем "Тишайший". XVII век нарекли "бунташным" веком, т.к. редкий год обходился без войн или восстаний. Престол спасло только то, что вспыхивали они не одновременно.

В год вступления на престол Алексей лишился отца и матери, поэтому в первые годы фактическим соправителем был воспитатель юного царя боярин Б. И. Морозов, руководивший Казенным, Стрелецким, Иноземным приказами. В 1648 г. Алексей Михайлович женился на боярыне М. Д. Милославской.

В 1646 г. царским указом была введена государственная монополия на торговлю солью и табаком (за употребление табака при Михаиле отрезали носы). Соль была обложена высоким налогом, и цена выросла вчетверо. Взамен были отменены основные прямые налоги на содержание стрелецкого войска и почтовой службы. В результате соль стала очень дорогой, превратилась в предмет роскоши, простые люди не могли ею пользоваться. Без соли портились продукты, мясо, рыба. Поэтому в 1648 г. пошлина на соль была отменена, зато восстановлены налоги на содержание стрелецкого войска и почтовой службы, в т.ч. за пропущенные два года. Подводила и жадность лиц из царского окружения. Стремясь успокоить народ, царь сместил нечистых на руку чиновников, обратился к народу, признав справедливость возмущения людей. Так закончился "Соляной бунт".

Одним из самых известных мероприятий, проведенных при Алексее, стало принятие Соборного Уложения 1649 г. Этот свод законов составлен из прежних русских постановлений и состоял из 25 глав, охватывающих все сферы государственной жизни. Уложение впервые узаконило самодержавную царскую власть, которая до этого существовала только по обычаю. "Злое умышление" против царя и недонесение о таком умысле карались смертной казнью.

Уложение отменило урочные лета для сыска беглых, окончательно прикрепив крестьян к земле. Оно запрещало духовенству приобретать вотчины, закрепило и обособило посадское население, запретив ему уход из посада. В 1658 г. была введена смертная казнь за переход из посада в посад. Все это свидетельствовало о дальнейшем укреплении феодально-крепостнических отношений.

Политика первых Романовых была направлена на регламентацию и унификацию сословий. В крестьянстве шло уравнивание различных его категорий крепостным правом: в 1678 г. уже 85% крестьян составляли владельческие, 10% - дворцовые и 5% - черносошные [4.2, с. 101-102]. Происходило дальнейшее сближение статуса дворян и бояр. Дворянин оставлял за собой поместье, если даже прекращал службу, он мог его менять, отдавать в качестве приданого и т.д. Таким образом, условный характер поместного землевладения утрачивался, и оно приблизилось к вотчине. Важным шагом к слиянию бояр и дворян была отмена в 1682 г. местничества - назначения на посты по родовитости.

Еще более ужесточались меры подавления и наказания. В Соборном Уложении Алексея Михайловича "лишение живота" приписывалось в 64 случаях, в т.ч. "за курение табаку". При Алексее "Тишайшем" все больше укреплялось самодержавие, лавируя между группировками господствующего класса, продолжая централизацию. Оно окончательно сбросило с себя "сословно-представительную одежду" и превращалось в абсолютизм. Абсолютизм проявился, во-первых, в падении роли, затем прекращении созыва Земских соборов - Земский собор 1653 г., принявший решение о присоединении Украины к России, стал последним. Падало значение и Боярской думы. Во-вторых, вместо выборных земских органов на местах власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых возлагалось на население. Зато усилилось значение приказной системы, составлявшей стержень государственного аппарата. Действовало около 80 приказов – государственных, дворцовых и патриарших, постоянных и временных.

Присоединение Левобережной Украины. В те годы, когда в России бушевали городские восстания, в Польше взбунтовались казаки. Во главе мятежников стал сотник Богдан Хмельницкий. Он призвал казаков к восстанию, что было встречено с готовностью, т.к. среди них росло недовольство потерями своих вольностей, сокращением числа реестровых казаков (зарегистрированных и получающих жалованье), назначением им начальников и т.д. Трудовой люд Украины и Белоруссии также был готов подняться вместе с казаками. Аристократия там ополячилась и перешла в католичество, жила в роскоши и была оторвана от народа. Казаки, крестьяне, ремесленники, оставаясь православными, облагались многочисленными разорительными поборами.

В декабре 1647 г. Хмельницкий преследуемый властями бежал в Запорожскую Сечь. В апреле следующего года он был избран гетманом (главой) Запорожского войска. Хмельницкий поехал в Крым, заручился поддержкой Крымского хана, отправившего ему на помощь войско. В сентябре 1648 г. они разбили поляков и торжественно вступили в Киев. В апреле 1653 г. Хмельницкий направил в Москву секретную миссию с предложением царю принять Украину под свое покровительство. Ранее Хмельницкий с подобным предложением обращался к турецкому султану. Желая исключить такой исход, Москва сделала выбор: Земский собор 1 октября 1653 г. решил принять Украину под свое покровительство и готовиться к войне с Польшей.

8 января в Переяславе состоялась рада - сход казачьего войска, на котором присутствовало русское посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным. Хмельницкий заявил, что жить без государя нельзя, и предложил выбрать одного из четырех правителей - польского, турецкого, крымского, русского. Собравшиеся принесли клятву верности Московскому государю. Бутурлин от имени царя вручил Хмельницкому символы гетманской власти знамя и булаву. Были подтверждены традиционные привилегии казаков, определен реестр в 60 тыс. Состоялось, таким образом, объединение России с Украиной.

Уже в мае 1654 г. Россия начала войну. Русские войска вступили в Литву и за год взяли Смоленск, Витебск, Полоцк, Минск, Вильно. В Польшу вторглась и Швеция. Опасаясь усиления Швеции, Россия заключила перемирие с Польшей и объявила войну шведам. Русские заняли некоторые города Ливонии, но Ригу взять не смогли.

На ход войны повлияли радикальные изменения, происшедшие на Украине. В июле 1657 г. умер Богдан Хмельницкий, что привело к расколу: Левобережная Украина и Запорожье остались верными России, казаки Правобережной Украины возвратились под власть Польши. Гетман Правобережной Украины И. Выговский в ноябре 1658 г. повел наступление на русские войска, расположенные в Литве. России пришлось заключить мир со Швецией и отказаться от всех своих завоеваний в Ливонии. В июне 1659 г. казаки Выговского вместе с татарами разгромили русские войска под Конотопом. Москву охватила тревога, но поход на столицу не состоялся, т.к. в тылу у Выговского вспыхнуло восстание, и он бежал к полякам. Гетманом Украины был избран русский ставленник, сын Богдана Юрий Хмельницкий.

В сентябре 1660 г. поляки и татары окружили царское войско под командованием В. Б. Шереметева у города Чуднов на Волыни, а также атаковали лагерь Хмельницкого. Перепуганный Юрий вступил с ними в переговоры и признал власть короля. Шереметев, оставшись без помощи, капитулировал. Юрий потерял поддержку среди казаков и постригся в монахи. На правом и левом берегах Днепра были избраны свои гетманы. Русские и поляки под угрозой перехода Украины под османский протекторат прекратили войну, заключив в январе 1667 г. в деревне Андрусово под Смоленском перемирие на 13 лет. Россия вернула Польше Белоруссию и удержала за собой Смоленск и Левобережную Украину. Запорожье было признано совместным русско-польским владением. Киев на два года оставался за Россией.

Церковный раскол. Свой вклад в "бунташный век" внесли и церковники: произошел церковный раскол, к которому привели стремление овладеть Малой и Белой Россией и религиозная реформа, осуществленная патриархом Никоном. В 1652 г. его избрали московским патриархом. В Москве Никон сблизился с влиятельным кружком "ревнителей благочестия", состоящим из протопопов нескольких соборов, в т.ч. протопопом Аввакумом. Они выступили за установление идеальной христианской нравственности как в церкви, так и в миру, вели борьбу с языческими традициями, настояли на закрытии всех народных забав, разогнали скоморохов, уничтожая их музыкальные инструменты – домры, зурны, скрипки, гусли, дудки. Скоморошество больше не возродилось.

Став патриархом, Никон начал проводить в жизнь программу ревнителей. В августе 1652 г. по его инициативе начали проводить первую на Руси антиалкогольную кампанию: откупа по торговле спиртным были отменены, в каждом городе могла быть лишь одна винная лавка, в воскресенье и постные дни она не работала, продавалась только одна бутылка в руки, торговля в розлив была запрещена[4.5, с.120-122, 123-127].

Под давлением Никона царь велел выехать из Москвы неправославным иностранцам. В результате некоторые из них вынуждены были обратиться в православие, большинство перебралось на отведенное близ городской черты поселение, получившее название Немецкой слободы. Городу полностью отгородиться от нее не удалось, и Немецкая слобода стала средоточием западного образа жизни и весьма привлекательным для жителей столицы.

Реформы Никона вышли за рамки программы ревнителей. Так, на Руси крестились двумя перстами, в Греции тремя. Далее Никон действовал сугубо из практических соображений. Он исходил из того, что Россия была единственным православным государством, у которого искали покровительство другие православные народы - греки, сербы, украинцы, белоруссы. С помощью независимой России они хотели освободиться от иноземного гнета. Москва могла объединить весь православный мир, а Никон мог стать его духовным главой. Обрядовые различия могли этому помешать. Поэтому патриарх распорядился исправить русские церковные книги и обряды по греческому образцу, приказал креститься тремя перстами. Церковный собор 1653-1654 гг. одобрил реформу и пригрозил за двоеперстие отлучением от церкви.

Приверженцы старины не приняли реформу, и она привела к расколу - оказалось, что "святые отцы" молились не так, и крестились не так, этого многие верующие не могли понять и принять. Реформа была расценена старообрядцами как покушение на самую веру, веру их отцов и предков, а вмешательство государство - как дело Антихриста.

Старообрядчеству был придан и социальный мотив - движение за возвращение к старине, протест против крепостничества и правительства. Борьба была перенесена в массы, она охватила все слои общества – и "низы", и боярские верхи, и священников. Нововведения не приняли и бывшие коллеги Никона по кружку ревнителей. Патриарх не пожалел бывших друзей, Аввакума сослал в Сибирь, где тот до конца жизни оставался противником реформы.

Религиозные преобразования были поддержаны светской властью. Реформа отвечала политическим интересам России, способствовала усилению её влияния на славянские, православные народы. Не случайно, что она началась в год присоединения Украины к России. Да и авторитет Никона в вопросах веры признавался царем и боярами. Однако со временем излишнее честолюбие Никона начало раздражать Алексея Михайловича. В июле 1658 г. Никон удалился в монастырь под Москвой, в 1666 г. церковный собор низложил Никона, отправив в монастырь под Вологдой. Только в 1681 г. царь Федор разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь и он в том же году скончался.

Тем временем проповедники старой веры по всей стране возвещали, что близится конец света, наступает царство Антихриста, предсказывали погибель тем, кто крестится тремя перстами. Собор 1667 г. предал старообрядцев анафеме. На них обрушились жестокие кары: прочесывали леса, куда бежали раскольники, сжигали их скиты, самих казнили, бросали в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Не обошел раскол и высшее сословие. Аввакум и еще трое непокорных священников в 1682 г. были сожжены на костре в г. Пустозёрске близ Печоры. Такую смерть староверы почитали за благо, они сотнями сжигали себя, искренне полагая, что таким путем попадут в царство небесное. Таким образом, церковная реформа привела к усилению раскола в обществе между официальной светской и духовной властью, с одной стороны, и значительной частью верующего населения – с другой.

Медный бунт. Восстание Степана Разина. Медный бунт 1662 г. явился следствием длительной войны Российского государства, увеличением расходов на нее, непомерно возросшими налогами. Поскольку средств не хватало, то правительство решило чеканить побольше денег и в 1654 г. пустило в оборот медные монеты. При этом жалованье оно платило медью, а недоимки прошлых лет и подати с купцов брало серебром. К тому же новые деньги легко подделывались. И это все при том, что фальшивомонетчиков ловили, казнили, заливали им горло оловом, отрубали руки, конфисковывали имущество. Медные деньги в цене падали и в 1661 г. за серебряный рубль давали 12 медных.

В результате росла дороговизна, сильно ударившая по населению. В июне 1662 г. в Москве вспыхнул "Медный бунт". Толпа людей собралась у дворца царя в Коломенском и потребовала от Алексея выдать на расправу Морозовых и других бояр, виновных в народных бедствиях. Царь обещал разобраться, и челобитчики отправились в Москву. Появилась и вторая толпа, громившая дома купцов. Вдогонку мятежникам царь отправил три тысячи стрельцов и солдат, приказав ловить и бить этих бунтовщиков. Чеканка медных монет была прекращена. Потери казны компенсировались восстановлением винных откупов и отменой всех ограничений на торговлю спиртным.

Тем временем на юге бушевала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671гг.). Зачинателем её было донское казачество, а Разин её возглавил, выступая от имени Алексея, ранее умершего сына Алексея Михайловича. Жалованье казаков было невелико, основным источником их существования был разбой.

Степан Разин был выходцем из богатой семьи. В 1667 г. он повел казаков за добычей на Волгу. Они захватили идущий в Астрахань караван судов со ссыльными и хлебом, перебили начальников и освободили ссыльных. Успех каспийского похода поднял авторитет Разина, и он превратился в народного вождя, притягивающего отовсюду казаков. К 1671 году под командованием Разина имелось 7 тыс. человек. Целью своей он уже ставил не добычу, а захват всего Московского государства. Крестьянское восстание охватило обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашло отклик на Украине. В июле 1670 г. казаки почти без боя взяли Астрахань, более 400 дворян и приказных изрубили. Добившись победы, казаки, стрельцы, городская чернь разграбили богатые дома, церкви, склады и поделили добычу. В Астрахани Разин ввел казачье устройство: население было поделено на тысячи, сотни, десятки, избиравшие соответственно атаманов, сотников, десятников, а общий сход жителей выбирал городских начальников. Такое же устройство вводилось и в других захваченных городах.

В июле 1670 г. разинцы поплыли вверх по Волге на 200 судах, а параллельно двухтысячное конное войско шло по берегу. Они взяли Саратов и Самару, истребили и ограбили местную знать, позже вошли в Симбирск. Разин отправлял гонцов во все стороны со своими "прелестными" письмами. В них он провозгласил, что хочет дать народу равенство и свободу, что восстал не против царя, а против "изменников-бояр", которые держат государя в неволе, что с ним идут царевич Алексей и патриарх Никон. Эти призывы встретили живой отклик в народе, который устал от хронической нищеты, военных тягот, крепостного гнета, а нерусские народы вдобавок терпели колониальный гнет. Однако судьба восстания вскоре решилась под Симбирском, где Разин был ранен и отступил. Воеводы полностью разгромили повстанческое войско, пленных вешали или четвертовали. К концу 1671 г. с той же жестокостью были подавлены бунты в других городах и селах. Город Арзамас, где располагался штаб главного воеводы князя Ю.А.Долгорукого, был уставлен виселицами и кольями с умирающими на них мятежниками. Разин был казнен в Москве в июне 1672 г.

Давая оценку восстанию, исследователи отмечают, что в личности Разина воплотились черты русского национального характера, что он был первым бунтовщиком, выдвинувшим лозунг отмены крепостного права, навсегда вошел в народную память, стал героем многих сказаний и песен. Восстания отчасти играли роль некоторого ограничителя эксплуатации и злоупотреблений властей, но в целом способствовали централизации и укреплению государственной власти.

Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества. Царь Алексей скончался в 1676 г., на престол вступил его 15-летний сын от первого брака Федор /1676-1682/. Федор был болезненным, неспособным передвигаться, правил всего шесть лет. В его правление в 1677-1678 гг. была проведена перепись тяглых дворов, в 1679 г. изменена податная система. Теперь единицей обложения налогом вместо сохи стал двор. Намеченная на посад или уезд сумма налога развертывалась по дворам в зависимости от дохода каждой семьи. С расширением пашни налогообложение не увеличивалось, тем самым поощрялось освоение новых земель.

Реформа 1681-1682 гг. была направлена на уничтожение местничества. Разрядные книги, где фиксировались назначения, были сожжены. Вместо них составлялась "Бархатная книга", являющаяся сборником родословных знатных семей. Это было лишь моральной компенсацией потери власти боярами на местнической основе.

Таким образом, век, начатый попытками изменить устройство высшего управления, завершился неудачами, устранением сословно-представительных органов, превращением Российского самодержавия в абсолютизм. Происходило постепенное упрощение социальной структуры общества. Крепостничество получило окончательное оформление, посадское население также было прикреплено к общине без права ухода. Сблизились бояре и дворяне. Однако основные черты русского общества, составляющие его своеобразие, оставались почти неизменными: та же подчиненность сословных интересов государственным, относительная закрытость общества, четкие сословные границы внутри него.

Темы рефератов

  1. Первый избранный царь Борис Годунов.
  2. Самозванство и самозванцы.
  3. Династический кризис: его предистория и последствия.
  4. Смута и роль Земских Соборов.
  5. Исторические персоналии смутного времени: Лжедмитрии I и II, Марина Мнишек.
  6. История и роль народных ополчений в период Смуты.
  7. Крестьянские восстания в период Смуты.
  8. Династия Романовых: история восхождения на престол.
  9. Место и роль польской интервенции в истории Смуты.
  10. Бунташный век: медный и соляной бунты.
  11. Раскол церкви и судьба страообрядчества.
  12. Богдан Хмельницкий и его роль в присоединении Левобережной Украины к Московскому государству.
< Лекция 4 || Лекция 5 || Лекция 6 >
Анна Бугаева
Анна Бугаева
Наталья Петрова
Наталья Петрова