Опубликован: 26.06.2012 | Доступ: свободный | Студентов: 6670 / 2490 | Оценка: 3.92 / 3.76 | Длительность: 14:59:00
Специальности: Историк
Лекция 2:

Киевская Русь (IХ - ХII вв.)

< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >
Аннотация: Древние народы на территории страны. – Славянское общество в эпоху расселения. – Образование Древнерусского государства Киевская Русь. – Принятие христианства. –"Русская правда". –Переход к феодальной раздробленности. –Культура и цивилизационные характеристики Киевской Руси.

В тысячелетней российской истории можно выделить шесть периодов: Киевская Русь, Русь периода феодальной раздробленности и монгольского господства, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Новая Россия.

Древняя Русь, в отличие от последующих периодов, была ближе к европейскому миру. Она стояла особняком в эволюции российской государственности и исторических традиций. Лишь после распада Киевской Руси, в условиях раздробленности, монгольского господства и объединения русских княжеств в единое Московское государство сформировались самобытные черты государства восточного типа и соответствующие исторические традиции.

Древние народы на территории страны. На территории Восточной Европы, в ее южной части существовали государственные образования. В I тысячелетии до н.э. появились греческие колонии Причерноморья – Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Фанагория и др. Во второй половине I тысячелетия до н.э. на обширной территории между Дунаем и Доном возникло государство скифов, они входили в тесное соприкосновение с греческими колониями Причерноморья. Скифы оставили после себя многочисленные курганы, в которых находили золотые предметы и высокохудожественные изделия работы скифских и греческих мастеров. Держава скифов пала под натиском других ираноязычных кочевников - сарматов, пришедших из-за Дона и Волги.

Южная Россия была коридором, по которому передвигались различные народы на Запад и Восток. В III в. территория нашей страны подверглась нашествию из Европы, это были германские племена готов, в IV в. их вождь Германарих создал обширное государство, в состав которого входили различные племена Восточной Европы - эсты, меря, мордва – будущие соседи восточных славян. Германарихом были покорены и венеды (а также – склавены или анты), как называли римские писатели славян.

Мощный миграционный поток образовался в Азии: в IV-VIII вв. происходила крупная миграция различных племен – "великое переселение народов". Кочевники-гунны пришли в движение, возможно, из-за изменения природно-климатических условий, и двинулись из Центральной Азии через Причерноморье в Европу, к границам Римской империи. Вождю гуннов Аттиле удалось даже заставить римлян платить дань. Аттила, относящийся к числу великих завоевателей, создал могучее государство, простирающееся от Китая до Римской империи. Однако великий вождь в 453 г. заболел и умер, а держава его вскоре распалась. Часть гуннов ушла на Алтай, другая – на Волгу.

В середине VII века в южных степях складывалось Болгарское государство, объединившее тюркские племена. Государство распалось из-за внутренних междоусобиц. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где, смешавшись с южнославянскими племенами, положили начало новому народу – болгарам. Другая часть болгар (или булгар) двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги, создав крупное государство – Волжско-Камскую Болгарию. Третья часть болгар переместилась на северный Кавказ (ныне – балкарский народ).

В Прикаспии образовалось новое государство тюрков иудеев – Хазарский каганат, который установил свое господство и над частью восточнославянских племен, заставляя их платить дань.

Славянское общество в эпоху расселения. Первые сведения о славянах, живших на берегах Вислы и Дуная, дали римский писатель Плиний Старший и историк Тацит. В VI-VIII веках происходило расселение славян по трем направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на южных, западных и восточных.

В эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает, совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII веках н.э. складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и объединялись по признаку общей территории или соседства (соседская или территориальная община). Они занимали обширные пространства к востоку от Днепра и по Дону, в т.ч. покрытые лесами и болотами. Названия племен чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване – от р. Моравы). Восточные славяне, заселявшие территорию Киевской Руси, делились на 12 племенных союзов.

Этнический состав населения территории был неоднороден. В северной части бассейна Днепра и верховьях Оки обитали балтские племена; в междуречье Оки и Волги и к югу и востоку от Финского залива - угро-финские племена. Причерноморские степи, меняясь, занимали скифы, сарматы, готы, гунны, хазары, болгары, печенеги, половцы.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Важную вспомогательную роль играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была малая семья. Славяне вели хозяйство сообща, жили в поселках, которые объединялись в общину – вервь. Каждая семья (поселок, община) производила все необходимые для жизни продукты, т.е. вела натуральное хозяйство. Члены верви совместно владели сенокосами, лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами.

Славяне занимались торговлей, прежде всего мехами и воском, а также рабами, захваченными во время межплеменных войн. Большинство населения составляли крестьяне-общинники, которые в основном были еще свободными. В хозяйствах родовой знати лишь отчасти использовался труд рабов-холопов.

Происходило и выделение знати, появлению которой способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда, что создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Основу этого слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IX в. он выдвинулся на ведущие позиции в обществе. Князь принимал решения, советуясь со своей дружиной которые делились на старших ("бояр") и младших ("гридей"). В важные моменты жизни племени ответственность брало на себя вече – сход свободных взрослых мужчин. При необходимости вече могло менять и князей.

В IХ-Х вв. у славян возникли города. Начавшееся разложение родоплеменных отношений, социальное расслоение шли медленно из-за относительной оторванности от европейских центров и избытка свободных земель. Cоздание государства было связано не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы. Хазары, печенеги, варяги заставляли славян платить дань.

Образование Древнерусского государства – Киевской Руси. Основным источником, свидетельствующим о возникновении государственности у восточных славян, является "Повесть временных лет", составленная на рубеже ХI-ХII вв. Ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, включивший в летопись предыдущие записи, греческие хроники, народные предания.

Летописец, повествуя о начале Русского государства, отмечает варяжское происхождение династии. Большинство историков признают, что приглашение варяжского конунга (вождя) Рюрика действительно имело место, но расходятся в вопросе: в качестве кого – князя или воина-наемника. Норманисты утверждали, что государство у восточных славян было создано скандинавами-норманнами (у нас их именовали варягами). Их оппоненты отрицали это и искали происхождение первых правителей Руси у других народов – западных славян, финнов, венгров и т.д.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является точка зрения, учитывающая как объективные предпосылки для образования государства, так и объединительную роль варяжских князей. Так, В.О. Ключевский полагает, что князья-братья были призваны не только для управления, а также для защиты населения от внешней угрозы, на что указывают и летописные свидетельства[1.1, c.85, 119-120, 134-137]. Да и предложение послов о призвании на новгородскую землю, судя по летописи, они приняли не совсем охотно, с раздумьем, "боясь звериного их обычая и нрава" [3, с.17-18]. Поэтому Рюрик вначале предпочел остановиться вдали от Новгорода, в городе Ладоге, где поспешил "срубить город", построить крепость на всякий случай. Водворившись уже в Новгороде, Рюрик стал родоначальником русской княжеской династии.

Описанный подход к объяснению возникновения Древнерусского государства является компромиссным и имеет сторонников. Согласно ему, новгородцы в то время пытались покорить кривичей и чудь и пригласили Рюрика в качестве воина-наемника, который расправился со славянским вождем Вадимом Храбрым, захватил власть в Новгороде. Новгородцы подчинились победителю, а варяжский князь стал носителем политической власти на севере славянского расселения.

Как видно, формирование государства происходило на местной, славянской основе. В славянском обществе происходили процессы, ведущие к образованию государства, имелись политические структуры (князья, дружины, вече). Выходцы из Скандинавии включились и принимали активное участие в процессе организации, объединения славянских племен, образовали господствующий слой, осуществлявший политико-управленческие функции.

Дискуссионным является также название "Русь". Следует отметить, что среди восточных славян до прихода варягов о "Руси" ничего не было слышно. Это название появилось в IX веке. Причем в IX и Х веках "русью" называли не восточных славян, а пришлое племя - то, из которого вышли князья. Позднее Русь, или Русская земля, получила географическое значение: так стали называть преимущественно Киевскую область, где плотнее оседали пришлые варяги и правили князья-варяги. Наконец, в ХI-XII вв., когда Русь, как племя, слилась со славянами, оба эти термина, не теряя географического обозначения, приобрели политическое значение – ими стала называться вся территория, подвластная киевским князьям, со всем варяжеским, славянским, финно-угорским населением.

Имена первых русских князей-варягов и их дружинников были почти все скандинавского происхождения. Эти же имена встречаются в скандинавских сагах. Правда, позже они летописцами переделаны на славянский манер. В документах той поры фигурировали правители Киева Х в.: Хельга (стала Ольгой), Ингвар (стал Игорем)), Вальдемар (стал Владимиром) и др.

Теперь вернемся к первым князьям. После смерти Рюрика в 879г. князем в Новгороде стал Олег. В 882г. Олег с варягами, чудью, мерей, кривичами двинулся на Киев по известному пути "из варяг в греки", соединявшему Балтийское и Черное моря. Прикинувшись купцом, Олег пригласил на встречу княживших в Киеве рюриковых "мужей" Аскольда и Дира, которые были вероломно убиты воинами Олега. Так он овладел Киевом и сохранил контроль над Новгородом. Далее он покорил древлян, затем северян и радимичей, доселе зависимых от Хазарского каганата. Олег правил в Киеве 33 года и подчинил себе более развитое Среднее Приднепровье. Объединение под властью Олега значительной части восточнославянских земель означало образование древнерусского государства – Киевской Руси.

В 907 г. Олег совершил морской поход на Царьград (Константинополь) – столицу Византии, результатом которого был выгодный для Руси договор, согласно которому русские купцы получили право беспошлинно торговать с Византией. Преемником Олега стал Игорь (912-945), по летописи, сын Рюрика, который в 944 г. в союзе с печенегами предпринял удачную попытку и был заключен новый договор с Византией.

Военные походы киевских князей на Царьград до половины XI в. были самым видным явлением во внешней истории Руси. До смерти Ярослава их можно насчитать шесть: поход Аскольда в 860 г., Олега в 907, два похода Игоря в 941 и 944, второй болгарский поход Святослава в 971 г., превратившийся в войну с греками, и поход Ярослава в 1043 г. По мнению В.Ключевского, византийские походы вызывались, большей частью, стремлением Руси поддержать или восстановить прерывавшиеся торговые отношения с Византией. По этой причине они часто заканчивались подписанием торговых договоров.

В IX–Х вв., начиная с княжения Олега, восточнославянские племена постепенно попадали в зависимость от Киева. На первом этапе они сохраняли внутреннюю "автономию" и обязаны были лишь выплачивать подать – дань. Сбор дани князем и его дружинниками с подчиненных территорий назывался "полюдьем". Взимали дань продовольствием, воском, мехами с единицы обложения – дыма, рала, плуга. Следующим этапом было непосредственное подчинение, ликвидация местного княжения и назначение в качестве князя наместника – представителя киевской династии.

Помимо славянских земель Киевской Руси в IХ-Х вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые непосредственно не входили в состав Киевской Руси, но были обязаны платить дань. Это обитавшие вдоль северо-западных и северо-восточных границ племена: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь, эсты, печеры, пермь, черемисы (мари), мордва и др.

В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян князь Игорь был убит. Жадность стоила ему жизни. Его жена княгиня Ольга, жестоко отомстив за мужа, тем не менее из случившегося сделала выводы: установила четкие размеры дани (уроки), создала на территории древлян свои опорные пункты для сдачи дани – погосты, где располагались княжеские гарнизоны. Ольга поддерживала мирные отношения с Византией. В 946 или 957 г. (вопрос спорный) Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

Сын Ольги и Игоря князь Святослав (964-972гг.) оставался язычником, несмотря на уговоры матери. Он прославился своими военными походами. В 964-966 гг. он покорил вятичей, разбил волжских болгар, затем напал на давнего врага – Хазарский каганат, войско хазар было разбито, столица Итиль разрушена; покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове.

В 967 г. Святослав по договоренности с византийским императором выступил против Дунайской Болгарии, одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Далее он начал угрожать самой Византии. Византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов, которые едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Но в 972 г., когда он с частью войска возвращался в Киев, у днепровских порогов печенеги устроили засаду и Святослав был убит.

Принятие христианства. После гибели Святослава престолом овладел один из его сыновей – Владимир (980-1015). В период его княжения завершается оформление древнерусского государства. Если предшественники проявляли себя прежде всего как князья-воины, то Владимир – как государственный деятель, заботившийся о развитии своей державы. Он посадил своих сыновей наместниками в крупнейшие города, построил на юго-восточных границах крепости, защищавшие Русь от вторжения печенегов.

С целью объединить страну общей идеологией Владимир ввел культ Перуна – бога грома, молнии и войны, выстроил пантеон языческих богов с их идолами. Не встретив признания со стороны многих племен, он начал поиски более глубокой религии, дающей нравственные правила. Владимир, как сообщает летописец, выслушал представителей всех четырёх конфессий – мусульман из Волжской Болгарии, иудеев из Хазарского каганата, католиков из Рима, православных из Византии. В пользу последних и был сделан выбор. Он был предопределен не только красотой греческой церковной службы, но и – главное тесными русско-византийскими связями. После того, как Владимир крестился, в Киеве была учреждена русская православная митрополия, подчиненная константинополь-скому патриарху.

Начало принятия христианства традиционно относят к 988 г. Но крещение происходило не везде гладко и растянулось на столетие. Акт принятия христианства приобщал Русь к сокровищам мировой культуры – древнегреческой, византийской, христианской. Появились каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись. На русскую землю проникла славянская письменность "кириллица", изобретенная византийским миссионером Кириллом. Стали распространяться переводы Библии, исторические сочинения и т.д. Наблюдалось некоторое смягчение нравов - прекратились, например, ритуальные жертвоприношения. Принятие христианства положительно сказалось на престиже страны. Частыми стали браки между представителями киевской и зарубежных династий.

В конце Х – середине XII вв. главной формой эксплуатации земледельческого населения оставалась государственная дань – налог. К этому же периоду относится складывание на Руси частной земельной собственности – вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала складываться еще во второй половине Х в., но пока еще вотчинная форма собственности не играла существенной роли. Основная часть территории находилась в государственной собственности военно-дружинной знати. Господствующим классом, организованным в корпорацию, оставалась дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников – вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного строя (бояре) представляла старейшая дружина. Низшие дружинники назывались младшими или отроками. Привилегированное положение членов "старейшей дружины" нашло отражение в древнерусском праве, они получили повышенную правовую защиту.

К концу Х в. складывается структура единого государства и формируется централизованный аппарат управления. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещательный орган князя с боярами. Князья назначали из их числа посадников - наместников в городах; воевод – предводителей военных отрядов; тысяцких, данников (сборщиков податей), судебных чиновников, сборщиков торговых пошлин. Из состава дружины выделялись и управители княжеских вотчинных хозяйств – тиуны.

"Русская правда". Владимир умер в 1015 г., оставив после себя десять сыновей от разных браков, между которыми развернулась междуусобица. В конечном счете, на престоле оказался Ярослав, позднее прозванный Мудрым, став единоличным правителем Руси (1015-1054). При нем государство достигло своего наибольшего могущества.

Он нанес поражение печенегам под самым Киевом. При нем было развернуто строительство Киева: возведен Софийский собор, сооружены сотни церквей, крепостные стены с Золотыми воротами, превратившие столицу в красивый и богатый город. Ярослав способствовал просвещению Руси, основал библиотеку при храме Святой Софии, велел переводить на русский язык греческие духовные книги.

При Ярославе появился первый на Руси сборник законов – "Русская правда". Это был свод норм обычного права, узаконивший кровную месть; мстить за убитого могли отец, сыновья, братья, племянники. Во второй половине XI и XII вв. "Русская правда" дополнилась новыми законами, отразившими зарождение феодальных отношений. Кровная месть уже была запрещена. Появилась вотчина – родовое (княжеское, боярское) наследственное земельное владение. Большинство статей было посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины. Возникли новые категории зависимого населения: смерды – княжеские крестьяне; рядовичи, работавшие на господина по договору – "ряду"; закупы, отрабатывавшие у кредитора свой долг – "купу". Имелись и рабы – "холопы". В рабство обращали обычно военнопленных, можно было и самому продать себя в холопы, им становился и тот, кто женился на рабыне. Жизнь смерда, рядовича, холопа стоила недорого – 5 гривен. Высоким штрафом в 80 гривен наказывалось убийство княжеских приближенных – тиуна, старшего конюшего, огнищанина (управляющего вотчиной). По-прежнему большинство населения составляли свободные крестьяне – "люди". За убийство людина штраф составлял 40 гривен [1.3, с.47-48].

Переход к феодальной раздробленности. Ярослав умер в 1054 г. Еще перед смертью он поделил Русь между своими сыновьями и завещал во всем слушаться старшего, Изяслава. Отношения князей регулировались подобными родственными правилами, а не юридическими нормами. С этого момента на Руси возникают автономные владения - уделы.

По сложившейся традиции великий стол в Киеве переходил не по вертикали (от отца к сыну), а по горизонтали – от старшего брата к младшему. После смерти последнего из братьев наступал черёд старшего сына первого брата. Если какой-либо брат умирал, не дождавшись своей очереди, его сыновья теряли право на киевский трон.

В условиях участившихся междуусобиц и угрозы распада в 1097 г. в Любече князья собрались на съезд. Они поделили Русскую землю, договорились сообща ее оборонять. Решено было установить наследование полученных волостей. Съезд провозгласил: "Каждый да держит отчину свою". Русь почти превратилась в конфедерацию самостоятельных земель.

В 1113 г. Владимир Мономах занял престол (1113-1125). Ему удалось сохранить единство Древнерусского государства и погасить сепаратистские устремления некоторых князей. Его сыновья совершали успешные походы на соседей. В интересах низших сословий Владимир провел экономические реформы: закупам разрешил уходить на заработки, запретил их обращать в холопство, ограничил проценты по займам. Его сын Мстислав Великий продолжил политику отца, отсрочив распад Руси, но с его смертью в 1132 г. Древнерусское государство распалось, наступила эпоха раздробленности.

В ХII–ХIII вв. сложились объективные предпосылки дробления Киевской Руси. Переход к раздробленности историками рассматривается как признак складывания феодальных отношений, вступления их в стадию зрелости. Установление феодальных отношений связано с технико-экономическим и культурным подъемом в обществе, увеличением сельскохозяйственных площадей, улучшением техники обработки почвы (каменный плуг, трехполье), распространением новых культур, пород скота, появлением водяных мельниц, развитием торговли, ростом городов.

Техникоэкономические сдвиги привели к развитию вотчинной земельной собственности – княжеской, боярской и церковной. Княжеские вотчины начали появляться еще во второй половине Х в., боярские и монастырские – в XI в., а в XII в. их стало несравнимо больше. Появление и развитие боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр (верхушки дружины) и ослаблению их связей с князьями. Вследствие этого дружинная организация начинает распадаться, что подтолкнуло процесс феодальной раздробленности. Причем дружина распадается на бояр-вотчинников и княжеский двор (дворян и слуг). Следовательно, предпосылками раздробления Древней Руси были развитие феодальных отношений, появление и рост вотчинной собственности, распад дружинной организации, выделение бояр-вотчинников, усиление самостоятельности местных князей и бояр, ослабление их связей с киевскими князьями.

Были также и причины культурно-этнического характера. Киевскую Русь не скрепляли ни экономические, ни устойчивые культурно-этнические связи. Русские еще не сложились в единую нацию, бытовало понятие "Русская земля", понятие же "русский народ" отсутствовало [1.4, с.21]. Киевское княжество объединяло разноплеменное население. В его состав вошли, кроме славян, финские племена: чудь прибалтийская, весь белоозерская, меря ростовская и мурома по нижней Оке. Еще предстоял сложный процесс формирования русской народности из объединенных племен путем распространения христианства, ассимиляции финских племен.

Обособление княжеств наметилось после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. и завершилось в середине XII в. по окончании правления Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Единое государство распалось на несколько княжеств, внутри которых формировались более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества.

Культура и цивилизационные характеристики Киевской Руси.

Раннефеодальное государство Киевская Русь была страной с самобытной культурой. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному складывался эпос. В конце Х в. относится появление былин, героями которых были Илья Муромец и Добрыня Никитич. Прототипом второго послужил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, бывший наставником и советником великого князя в годы его молодости.

На рубеже IX и Х вв. на Руси распространялись славянские азбуки – кириллица и глаголица, созданные Кириллом и Мефодием. С принятием христианства и созданием азбуки Русь приобщается к византийской и славянской христианским культурам, а через них – к культурам античной и ближневосточной.

На Руси широкое распространение получила грамотность, также ставшая результатом принятия христианства и появления литературы на славянском языке. Ярким свидетельством этого являются найденные "берестяные грамоты" – письма на бересте разнообразного содержания.

На Руси получило распространение большое количество переводных сочинений – религиозного и светского содержания. Одним из ранних произведений древнерусской литературы является "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Его основная идея – вхождение Руси в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу Владимира и его сына Ярослава.

Во второй половине ХI-начале XII вв. возник цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе и "Житие" игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

В древнерусской литературе важное место занимает жанр летописи, его появление относится к концу Х в. В Киево-Печерском монастыре в начале XII в. было создано выдающееся произведение средневековой литературы – "Повесть временных лет". Его автором принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают его авторство. В "Повести" описывается русская история, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной, точнее библейской и римско-византийской. Использованы византийские источники, устные легенды - об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и др. "Повесть" начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами.

Найдены также произведения, принадлежащие руке князя Владимира Мономаха, среди них - "Поучения детям". Произведения Мономаха являются не только ценным историческим, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

Что касается цивилизационных характеристик, то Киевская Русь имела предпосылки развития по европейскому пути. Такого мнения придерживается Л.И. Семенникова, исследовавшая проблемы цивилизационного развития. Она считает, что Киевская Русь была ориентирована в основном на Европу, и ее особенности были вполне совместимы с прогрессивным типом развития: государство строилось на основе западного института вассалитета, который включал понятие свободы. Бояре являлись вассалами князя и сами имели вассалов, менее знатных. При князе существовал высший совет – Боярская дума, символизирующая права и автономию вассалов. Было принято христианство, означавшее включение Руси в христианский мир. В результате развивались экономические, политические и культурные связи с Византией, европейскими странами. Возникли города. Шел процесс классообразования [1.2, с.101,111-122].

Киевская Русь имела и отличительные черты от Запада. Здесь основной ячейкой социального устройства была община, господствовало общинное управление. Большими правами обладало народное вече. Для Киевской Руси характерно было слабое юридическое развитие, недостаточность развития государственных начал, отсутствие единства, приведшее к последующему распаду. В силу этого имевшиеся предпосылки развития по западному варианту не были закреплены. Напротив, в условиях раздробленности они были растеряны, и формирование государственных традиций будет базироваться уже главным образом на иных основах, на базе великорусской народности и Московского государства.

Ряд авторов высказывают иное видение проблемы. К ХIV – XV вв. произошло смещение территориального ядра: Киевская Русь оказалась в составе Великого княжества Литовского и Королевства Польского, где формировались украинская и белорусская народности. Московское же государство возникло на окраине Древней Руси. Там же, на Суздальской земле, формировалась великорусская народность. Следовательно, базовым этносом россий-ской цивилизации и традиций стали не прямые потомки населения Киевской Руси, а новое этническое формирование – великороссы. Нам представляется, что российская цивилизация, формирование государственных и иных исторических традиций связаны главным образом с образованием Московского государства. До его образо-вания Русь еще будет иметь институт вассалитета, проявления свободы, свободных крестьян, но они ослабнут и исчезнут, им на смену придут несвобода и деспотическое государство.

Итак, до переселения славян на территории страны возникали различные государственные образования, в том числе германских племен готов (III век), гуннов (IV век). В VI – VIII вв. происходило расселение славян, живших родовым строем на стадии разложения. Создание государства у восточных славян историки связывают с приглашением варягов в 862 г. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Принятие христианства в 988 г. способствовало укреплению могущества Руси и сближению её с Византией и Европой. Однако в дальнейшем по объективным причинам произошел распад Древнерусского государства (1132 г.).

Темы рефератов

  1. Русь и Великая степь.
  2. Древнеруские князья: их след и роль в истории.
  3. Новгородская феодальная республика.
  4. Великое княжество Литовское.
  5. Принятие христианства на Руси.
  6. Славянское язычество.
  7. Византийская традиция в русской государственности и культуре.
  8. "Русская Правда" - первый свод законов русского государства.
< Лекция 1 || Лекция 2 || Лекция 3 >
Анна Бугаева
Анна Бугаева
Наталья Петрова
Наталья Петрова