Опубликован: 19.04.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 46:

Социальная политика России начала XXI в. и ее долгосрочная перспектива

< Лекция 45 || Лекция 46: 123 || Лекция 47 >

Что такое социальная политика?

Социальная политика - это совокупность правительственных мероприятий, направленных на справедливое перераспределение национального дохода с целью повышения качества и уровня жизни населения.

В этом смысле социальная политика представляет собой государственную политику, но реализуемую через совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, частного сектора (работодателями) и другими субъектами социальной политики: профсоюзными и общественно-политическими организациями, а также населением.

Социальная политика (в широком смысле слова) - совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное воспроизводство не только рабочей силы, а всего населения страны.

Социальная политика (в узком смысле слова), или собственно социальная политика, - дотационная политика, направленная на социальную защиту лишь определенной группы людей - социально уязвимых слоев населения. Она осуществляется как на государственной, так и некоммерческой финансовой основе. Проще говоря, социальная политика в широком ее понимании направлена на все категории жителей, а собственно социальная политика - только на социально уязвимые слои населения.

Проведение собственно социальной политики в каждый данный момент времени можно рассматривать как неэффективные расходы, ибо затраты на подобные мероприятия могут не окупиться и не дать положительного результата. Экономически данная политика абсолютно невыгодна и тем не менее общество не может от нее отказаться. Отказавшись от нее, общество теряет <человеческое лицо>.

Что же касается социальной политики в широком смысле, то она в долговременном аспекте всегда приносит экономический эффект (другое дело, какова его величина!). Но в определенных случаях возможны и убытки: периоды экономических кризисов, перехода экономики из одной системы управления в другую на основе трансформации отношений собственности. И все-таки надо признать, что разность между доходами и затратами, связанными с проведением социальной политики, в определенные периоды времени может быть положительной, а может быть и отрицательной. В то же время нельзя отрицать существенной роли социальной политики в экономическом развитии.

Переход России к рыночной экономике первоначально ознаменовался забвением социальной политики. Идеология первого реформаторского правительства была такова: сначала решим макроэкономические вопросы, а социальные будут решаться автоматически. Социальная политика рассматривалась как чистое иждивенчество: экономический (финансовый) блок деньги зарабатывает, а социальный - их тратит. Это абсолютно неверная позиция просуществовала до 1997 г. Этот год и последующий с точки зрения формирования эффективной социальной политики во многом стали переломными. Правительство осознало ущербность такой позиции и до него наконец-то дошло, что нормальная социальная политика - это необходимое условие в развитии любого демократического общества и в то же время - двигатель экономических реформ в России. Но можно ли вообще говорить об эффективной социальной политике в нынешних условиях? Говорить-то можно, но что толку. И тем не менее именно переживаемый Россией кризис заставил правительство задуматься над необходимостью радикального изменения политики в социальной сфере. К 2000 г. российское правительство заложило неплохой фундамент по многим позициям в социальной сфере, хотя рассчитывать на быстрые результаты вряд ли стоит. Ведь речь идет о населении огромной страны, а все, что связано с людьми, очень инерционно.

Социальная ситуация в Российской Федерации на рубеже XXI в. и ее основные цели

Современную социальную ситуацию в России можно охарактеризовать как крайне сложную. Во многом это объясняется тем, что государство практически потеряло контроль за ходом и развитием социальных процессов в российском обществе. Какие же мы видим негативные последствия в социальной сфере как результат проведения курса рыночных реформ на рубеже XXI в.? К ним можно отнести:

  • вопиющее неравенство в уровне жизни между различными социальным слоями и регионами, что порождает массовую бедность, резкое расслоение населения по доходам, снижение уровня и качества жизни значительной части населения России;
  • нарастание масштабов скрытой безработицы и угроза превращения ее в открытую;
  • мизерный уровень пенсий;
  • неисполнение законодательно закрепленных обязательств государства по отношению к ветеранам, инвалидам и детям;
  • многомесячные задержки и без того низкой заработной платы бюджетников, массовые невыплаты зарплаты в <оборонке>, сельском хозяйстве и других внебюджетных отраслях;
  • ослабление трудовой мотивации, сокращение гарантий трудовых прав наемных работников, неудовлетворительное состояние условий и охраны труда;
  • разрушение интеллектуального потенциала наций в РФ;
  • появление признаков деградации социальной инфраструктуры общества: острый дефицит средств в образовании, здравоохранении, культуре;
  • криминализация общественных отношений;
  • маргинализация населения (широкое распространение алкоголизма и наркомании, бродяжничества и попрошайничества, криминального поведения).

В конечном итоге сформировалось <социальное дно>. А это 40% населения, а то и больше. Насаждается новый принцип жизни: <работать не надо>. Выживайте, как хотите: собирайте ягоды, грибы, ловите рыбу и т.д. В общем, питайтесь тем, что Бог послал.

В таких ситуациях возможны два варианта действий:

  • либо смириться, дожидаясь заветного <экономического роста>, который, якобы, автоматически развяжет и социальные узлы, и будет заниматься будничной работой по вышибанию денег для выживания социальной сферы. Собственно, все последние годы, начиная с 1992 г., такого рода подход и преобладал. Робкие попытки социальных реформ (которые понимались в очень узком смысле: сокращение социальных обязательств государства), естественно, натыкались на жесточайшее сопротивление российского парламента;
  • либо вычленить ключевое звено (звенья) в ворохе социальных проблем, потянув за которое (которые) можно вытянуть всю цепь, т.е. сдвинуть с места социальные реформы как неотъемлемую часть (а не придаток) к экономическим и демократическим преобразованиям. Этим звеном является оплата труда. Именно здесь - корень практически всех основных проблем социальной, и не только социальной сферы.

Нельзя сказать, что не было попыток реализовать второй вариант. Но перелома в социальной ситуации не произошло потому, что, во-первых, нет ощутимого экономического роста, и, во-вторых, несмотря на всю важность упомянутых перемен, за ключевое звено социальных реформ зацепиться не удалось.

Все это свидетельствуют о том, что социальная политика переходного периода должна в большей мере, чем сейчас, учитывать специфику экономических преобразований. Общественное мнение все более недоверчиво относится к лозунгу Правительства о социально ориентированной экономике, ее способности сделать реальные шаги в сторону улучшения условий жизни широких слоев населения.

В настоящее время в обществе преобладают две полярные точки зрения на происходящие перемены: одна - что, несмотря на все трудности и <откаты>, Россия движется к рынку и демократии; другая - что в России идет процесс деградации и распада общества. Чтобы приостановить процесс распада общества, предлагается политика социального партнерства, к рассмотрению которой мы и переходим.

< Лекция 45 || Лекция 46: 123 || Лекция 47 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.

Жансая Суйеубаева
Жансая Суйеубаева
Казахстан
Асель Шахзадина
Асель Шахзадина
Казахстан, Караганда