Закон спроса и предложения
Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается. Если свести вместе кривые спроса и предложения на одной диаграмме, то увидим, что они пересекутся только в одной точке А - точке равновесия спроса и предложения, которая представляет собой рыночную, или равновесную, цену (см. рис. 6.1). Только при этой цене величина спроса равна величине предложения.
Рис. 6.1. Равновесная цена и равновесное количество продукта определяются рыночным спросом и предложением
Из анализа рисунка видно, что точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену и количество продукта. Только при этой цене произведенное количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В точке пересечения А величина предложения и величина спроса уравновешиваются. Это называется равновесной ценой. Она выступает как единственно устойчивая цена. Равновесная, или рыночная, цена устанавливается постепенно. Если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать дефицит или излишек, которые в противном случае могли бы возникать.
График ( рис. 6.1) показывает, что в точке А нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке, например, когда неожиданно меняются условия, но на рынке имеется тенденция к равновесию.
Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что цена - выше равновесного уровня, т.е. равна Рх ( рис. 6.1). Тогда производится и продается больше товара, чем потребители готовы его купить. В связи с этим появляется излишек, и чтобы распродать этот излишек или по меньшей мере не допустить его роста, производителям следует снижать цену. Снижение цены будет происходить до тех пор, пока она не достигнет цены равновесия .
Противоположная ситуация возникнет, если цена ниже Р0, т.е. равна Р2. В этом случае будет развиваться дефицит, потому что все хотят купить дешевый товар. Начинается ажиотажный спрос. Появляется товарный голод. Это непременно вызовет давление на цены - они будут расти, так как потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар. А как отреагируют на повышение цен производители? Очень просто - расширением производства. В конечном итоге цена достигнет уровня Р.
Данная трактовка пересечения кривых предложения и спроса, когда при равновесной цене будет произведено и реализовано равновесное количество продукции, имеет место в случае господства рынка свободной конкуренции. И обусловлено это тем, что обе стороны данного рынка - продавцы и покупатели - мало влияют на изменение рыночной цены. Если же предложение контролируется единственным производителем или группой производителей, то равновесного соответствия между ценой и количеством товара не будет. Причина заключается в том, что при контролируемом рынке поведение производителя зависит не только от цены. Оно еще зависит от неценовых факторов. Но об этом более подробно мы будем говорить в теме, посвященной совокупному спросу и совокупному предложению. Когда же мы анализируем кривые спроса и предложения через понятия равновесной цены и равновесного предложения, то имеем дело с конкурентным рынком.
Механизм формирования рыночного равновесия
Рыночное равновесие - это компромисс между продавцами и покупателями.
Оно достигается через механизм образования равновесной цены.
Цена равновесия - это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.
Все, кто согласен платить цену равновесия, могут купить данный товар на рынке. Все, кто согласен продавать по цене равновесия, могут продать свой товар. Этот механизм формирует платежеспособный спрос и обеспечивает распределение благ, т.е. непосредственно доводит товар и услуги до потребителя.
На большинстве рынков спрос, как и предложение, претерпевает время от времени определенные изменения. Доход потребителей меняется по мере циклических колебаний (увеличивается во время подъема или сокращается во время спада).
Спрос изменяется в связи с изменением цен или из-за меняющихся моды и вкусов, т.е. неценовых факторов. Аналогичным образом время от времени меняются размер заработной платы, инвестиции, цены на сырье, что в значительной мере влияет на предложение товаров.
Но в конечном итоге новая кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса. Это показано на рис. 6.3, где кривая предложения сместилась с S к , как и на рис. 6.2, где кривая спроса сместилась с D к .
Исходные кривые предложения и спроса пересекаются в точке А (см. рис. 6.4) и могут использоваться для того, чтобы проследить последствия их изменений. Из рис. 6.4 видно, что сдвиги вправо кривых предложения и спроса приводят к новой равновесной цене . Это результат увеличения цены с P1 до и количества с до . В целом оба показателя будут изменяться в зависимости как от сдвигов кривых спроса и предложения, так и от их формы. Чтобы предсказать размер и направление подобных перемен, необходимо количественно охарактеризовать зависимость предложения и спроса от цены и других переменных.