Опубликован: 19.04.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 31:

Инфляция

< Лекция 30 || Лекция 31: 123 || Лекция 32 >

Инфляция: определение. открытая и подавленная инфляция

Инфляция - повышение общего уровня цен.

Инфляция - это когда люди с каждым днем становятся беднее. Почему? Ответ: если цены растут, а доходы не меняются, значит (и к большому сожалению!) можно купить все меньше продуктов как для личного потребления, так и для производительного. Иначе говоря, сокращается совокупный спрос, а вместе с ним и совокупное предложение. И, самое главное, происходит обесценение денег. Что значит - обесценение денег? Это когда не хочется нагнуться и поднять копейку с пола. На нее ничего не купишь. Это мусор, хотя и денежный. Инфляция - это всегда рост цен. Обратите внимание - это не означает, что повышаются ВСЕ цены. Здесь есть маленькое исключение. Скажем, цены на некоторые товары могут оставаться неизменными. Например, на гвозди или ластик. Но это ненадолго. Проходит определенное время и цены на эти товары увеличиваются. Таким образом, цены имеют тенденцию подниматься неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Инфляция может выступить в открытой и подавленной формах.

Открытая инфляция - непосредственный рост общего уровня цен. Проще, рост цен у всех на виду, или <на глазах>, подобно дрожжевому тесту.

Подавленная инфляция - скрытый рост цен, сопровождающийся исчезновением товаров <с прилавка>, что порождает товарный дефицит. Дефицит - превышение спроса над предложением. В этой ситуации товары перемещаются на <черный рынок>. А вместе с этим появляется <теневая экономика>. Главной причиной подавленной инфляции выступает подавление рыночных механизмов в результате чрезмерного государственного вмешательства в экономику. Общим итогом оказывается утечка ресурсов в теневую экономику, сокращение налоговой базы, потеря управляемости экономикой, рост экономической преступности. Измерить эту инфляцию практически нельзя, так как рост цен носит <подпольный> характер и не учитывается официальной статистикой.

Теперь подробнее поговорим об открытой инфляции. Известны два вида открытой инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек.

Виды инфляции

  • Инфляция спроса - результат избыточного спроса. Скажем, все хотят купить дешевый автомобиль, хлеб, масло, молоко, квартиру и т.д. - и начинается ажиотажный спрос. Ну и что, скажете вы, хорошо, пусть больше производят. А из чего больше производить, где ресурсы? Ведь ресурсы ограниченны. А это означает, что производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции. Итак, причина инфляции спроса - недостаток или отсутствие факторов производства для удовлетворения растущего спроса. Именно в связи с этим избыточный спрос приводит к росту цен и вызывает падение доверия к деньгам. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: <Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров>.
  • Инфляция издержек - результат роста цен за счет увеличения издержек на единицу продукции, или средних издержек. Вспомним, что: 1) средние издержки можно получить, разделив общие (валовые) издержки на количество произведенной продукции; 2) средние издержки равны цене продукта. Отсюда рост средних издержек, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, в этом случае издержки, а не спрос взвинчивают цены. Особенно это связано с внезапным увеличением стоимости затрат на энергию. Поскольку энергия нужна всем, а цены на энергию возрастают, то обязательно увеличиваются издержки производства, что приводит к росту общего уровня цен - инфляции, обусловленной увеличением издержек. Итак, инфляция издержек обусловлена ростом издержек производства из-за роста цен на ресурсы. Схематично это можно представить так:

    Рост средних издержек ->Уменьшение объема производства -> Рост цен.

В реальном мире трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, т.е. подлинной причины роста цен. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные потребительские расходы. С другой, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает. Она порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

Измерение инфляции

Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен.

Делается это так: 1) выбирается базисный период; 2) выбирается корзина благ, которую покупает типичная семья со средним доходом; это важно для того, чтобы проводить сравнение уровней цен на одни и те же товары; 3) подсчитывается стоимость этой корзины, принимаемая за 100%; 4) та же самая корзина оценивается в ценах текущего периода; 5) издержки на покупку корзины в текущем периоде выражаются в процентах от издержек базисного периода. Так, если стоимость жизни выросла на 5%, то индекс цен текущего периода составит 105%. При практических расчетах прежде всего оценивают процентный рост цен отдельного блага, а затем взвешивают их по доле расходов на каждое благо в общей сумме потребительских расходов соответствующего периода. Пусть, к примеру, в корзину входят только два блага - мясо и хлеб. Индекс цен (при отсутствии затрат на другие блага) исчисляется следующим образом. Цена каждого блага в каждый следующий год (например, в 2001 г.) выражается в процентах от его цены в предыдущий год (например, в 2000 г.), а затем умножается на соответствующий весовой коэффициент. Затем эти взвешенные цены суммируются и делятся на сумму весов, что и дает общий индекс цен.

Индекс цен определяет их текущий уровень по отношению к базовому периоду. Например, 2000 год используется в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. А в 2001 г. индекс цен был приблизительно равен 120%. Это значит, что в 2001 г. цены были на 20% выше, чем в 2000 г., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 2000 г. стоил 100 руб., в 2001 г. стоил 120 руб.

Чтобы вычислить темп инфляции. для данного года, необходимо вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен данного года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, в 2000 г. индекс на потребительские товары был равен 115, а в 2001 г. - 125. Следовательно, темп инфляции для 2001 г. вычисляется следующим образом:

I_{инфляции}=\frac{I_{цен./тек.период}-I_{цен/баз.период}}{I_{цен/баз.период}}*100%

Экономические и социальные последствия инфляции. Гиперинфляция

Каковы экономические и социальные последствия инфляции?

Чтобы ответить на этот вопрос, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом.

Денежный, или номинальный, доход - количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов и прибыли.

Реальный доход - количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем номинальный доход, то реальный доход уменьшится. Изменение реального дохода можно выразить следующей простой формулой:

Изменения реального дохода (%) = Изменения номинального дохода (%) - Изменения в уровне цен (%).

Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, то реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5%-ное повышение номинального дохода при 10%-ной инфляции понизит реальный доход на 5%.

Теперь рассмотрим социально-экономические последствия инфляции.

  1. Инфляция сокращает доходы и уровень благосостояния людей, особенно тех, которые живут на фиксированные доходы.
  2. Пропадают стимулы к сбережениям: ведь откладывание покупки <на потом> приведет к тому, что то же благо придется покупать по более высокой цене.
  3. Инфляция приводит к увеличению процентных ставок, что не только отпугивает потенциальных инвесторов, но и создает дополнительные трения между кредиторами и заемщиками (например, при выплате процентов по вкладам).
  4. Инфляция искажает механизм размещения ресурсов. Фирмы, имеющие избыток ликвидных средств (те же инвестиционные компании), начинают вкладывать деньги только в те активы, которые надежно защищены от инфляции. Оборудование офисных помещений, скажем, становится более выгодным, чем строительство нового завода. Капитальная стоимость подобных активов растет к удовольствию их владельцев, но не всегда в интересах общества в целом.
  5. Сокращается эффективность экономической деятельности, так как:
< Лекция 30 || Лекция 31: 123 || Лекция 32 >
Bekzod Sobirjonov
Bekzod Sobirjonov
Валерий Иванов
Валерий Иванов

В каждом тесте который я проходил после лекций, половина вопросов исходит из последующих лекций. Почему это происходит? Исправьте.

Жансая Суйеубаева
Жансая Суйеубаева
Казахстан
Асель Шахзадина
Асель Шахзадина
Казахстан, Караганда