Опубликован: 20.05.2017 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 18:

Финансовое планирование деятельности предприятия

< Лекция 17 || Лекция 18: 12345

Сущность и методы финансового планирования предприятия

В рыночных условиях выживаемость, развитие и процветание предприятия существенно зависят от способности менеджеров предприятия не только объективно анализировать и своевременно устанавливать влияние среды функционирования на результаты деятельности, но и оперативно принимать на основе этого управленческие решения, позволяющие максимально эффективно адаптироваться к последствиям влияния среды.

Планирование - это комплексная система анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды предприятия, формирования стратегии деятельности, постановка целей, задач в соответствии с выбранной стратегией, а также разработка сбалансированных мероприятий, направленных на реализацию выбранной стратегии и задач предприятия. Основная задача планирования состоит в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности, как в текущий период времени, так и в будущем посредством:

  • выбора наиболее перспективных направлений развития предприятия из совокупности альтернативных вариантов, способствующих повышению его рыночной стоимости;
  • составления гибких планов выбранных направлений деятельности, позволяющих повышать эффективность бизнес-процессов, подразделений предприятия и ответственность их руководителей за результаты деятельности и т.д.

Финансовое планирование на предприятии - это составная часть общего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, результаты которого отражаются в финансовом плане. Оно должно базироваться на основополагающих принципах, сущность которых представлена в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Основные основополагающие принципы финансового планирования
Принцип Сущность
Принцип единства Планирование должно носить системный характер. Организация рассматривается как сложная, многоуровневая социально- экономическая система, состоящая из совокупности взаимно зависящих элементов и связей между ними. Каждому элементу могут быть поставлены в соответствие определенные функции планирования, реализующиеся с помощью планов. Эти планы должны составлять единое целое, соответствовать общим экономическим целям функционирования организации и взаимодействовать между собой: по вертикали путем интеграции и дифференциации, а по горизонтали - путем координации планов структурных подразделений
Принцип участия Каждое структурное подразделение должно в той или иной степени участвовать в процессе планирования. В результате этого менеджеры высшего уровня управления получают объективное, достаточно полное понимание имеющихся проблем и возможных эффективных путей их решения, а менеджеры нижних уровней представляют роль своих подразделений в реализации общей цели, каким образом можно повысить эффективность деятельности подразделения с учетом взаимосвязей с другими подразделениями
Принцип непрерывности и гибкости Процесс планирования должен осуществляться систематически, учитывать динамику основных показателей за предыдущие периоды и предусматривать корректировку средних темпов роста с учетом изменений среды функционирования и планов деятельности
Принцип эффективности Затраты на планирование не должны превышать результаты от внедрения планов, должны обеспечивать выбор такого варианта плана деятельности, который при существующих ограничениях на используемые ресурсы и предъявляемые требования к качеству менеджмента, уровню конкурентоспособности продукции и организации приводили к получению наибольшего экономического эффекта

Основными задачами финансового планирования являются:

  • определение потребности в источниках финансирования для реализации разработанных планов;
  • установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и др.;
  • формирование рациональной структуры источников финансирования, учитывая возможные методы финансирования деятельности предприятия, чтобы затраты на привлечение источников не превышали максимально допустимой величины в данный период времени;
  • достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках выбранной рациональной структуры капитала;
  • распределение источников финансирования так, чтобы обеспечивать производственную и инвестиционную деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, в соответствии с выбранной стратегией развития;
  • выявление факторов, снижающих эффективность всех видов деятельности, и разработка обоснованных комплексных мероприятий по их устранению;
  • мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных ресурсов;
  • распределение доходов, которое обеспечивает необходимые темпы экономического роста и благосостояния собственников при существующих условиях функционирования и возможных их изменениях;
  • контроль за формированием и расходованием денежных средств и т.д.

В основе финансового планирования лежит стратегический план и производственные планы. Стратегический план подразумевает формулировку целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия. Например, на период с 2009 по 2012 г. обеспечить ежегодный объем производства в размере не менее 10%. В рамках стратегического планирования выделяют четыре типа целей:

  • рыночные - какие сегменты рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности предприятия;
  • производственные - какова должна быть структура производственного процесса и технология производства для выпуска запланированного объема продукции и требуемого качества продукции;
  • финансово-экономические - какие могут быть источники финансирования и должны быть прогнозируемые финансовые результаты выбранной стратегии развития предприятия;
  • социальные - в какой мере деятельность предприятия обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев.

Структура стратегического плана включает три раздела, составляющие каждого перечислены в табл. 18.2.

Таблица 18.2. Структура стратегического плана предприятия
Раздел Составляющие раздела
1. Содержание и целевые установки деятельности предприятия Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности предприятия, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи
2. Прогнозы и ориентиры Приводятся данные о экономической ситуации на текущий период, обосновываются прогнозы на рынках капитала, продукции и труда на основе обработки статистической информации и интуиции экспертов. Устанавливаются перспективные значения основных показателей, характеризующих деятельность предприятия
3. Специализированные планы и прогнозы Рассматриваются планы производства, соответствующие прогнозу продаж продукции (дает представление о производстве и его организации в рамках планируемого бизнеса, приводится характеристика применяемых технологий и т.п.; план маркетинговой деятельности предприятия (описание системы мероприятий, формирующих спрос на предлагаемые виды продукции и услуги и обеспечивающие ее реализацию); финансовые планы, планы по кадровой политике, планы по инвестиционной и инновационной деятельности

Финансовый план - это документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия, обеспечивающий взаимоувязку основных показателей ее развития с имеющимися в распоряжении необходимыми ресурсами для реализации поставленных целей. Традиционной формой финансового плана является баланс доходов и расходов. Финансовый план может быть:

  • долгосрочным (отражает допустимые с позиции финансовой устойчивости темпы экономического роста предприятия);
  • краткосрочным (отражает способы обеспечения постоянной платежеспособности предприятия).

На практике для учета возможных изменений факторов, воздействующих на основные показатели деятельности предприятия, готовят несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

Характеристика методов составления финансового плана

Основными методами составления финансового плана являются методы: нормативный, балансовый, аналитический, экономико-математические и т.д.

Нормативный метод планирования основан на использовании при прогнозировании результатов деятельности заранее установленных норм и технико-экономических нормативов. Примерами являются: федеральные нормативы (нормативы нормы амортизации по группам основных фондов, величина отчислений в резервный фонд, ставки федеральных налогов, различные ГОСТы и СНиПы и т.п.); нормативы субъектов Российской Федерации и местных органов власти; внутрихозяйственные нормативы предприятия, которые разрабатываются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности с учетом особенностей отрасли (нормативы потребности в оборотных средствах и производственных запасов, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции и т.п.), нормативы по различным аспектам финансовой деятельности: минимальная доля собственных средств в общих источниках, минимальное соотношение между оборотными активами и текущими обязательствами, обеспечивающее необходимый уровень текущей платежеспособности и финансовой устойчивости, минимальный уровень рентабельности продаж и т.п. Устанавливаемые внутрихозяйственные нормативы для повышения эффективности всех видов деятельности, как правило, в зависимости от изменения среды функционирования, должны корректироваться.

На основе совокупности нормативных данных, рассчитанных на заданный уровень производства, определяется потребность предприятия в различных видах ресурсов, формируется структура активов и источников финансирования.

Балансовый метод планирования предназначен для согласования расходов предприятия с источниками их покрытия. Традиционно данный метод используется при распределении прибыли, планирования фондов: резервного накопления, потребления и т.д.

Экономико-математические методы (методы корреляционного и регрессионного анализа, оптимизации и т.д.) в планировании используются наиболее часто для установления зависимостей между факторами, влияющими на эффективность функционирования деятельности. Такие зависимости задаются в виде многофакторных моделей, с помощью которых выявляется, как изменение воздействующих факторов влияет на изменение результативных факторов, характеризующих эффективность деятельности предприятия.

На основе совокупности основных методов планирования разрабатываются методы финансового планирования, позволяющие составлять детализированные текущие планы деятельности предприятия. Наибольшее распространение получили методы: процента от реализации, метод бюджетного планирования. Бюджетное планирование более узкое понятие, чем понятие "план". Основные различия между ними приведены в табл. 18.3.

Таблица 18.3. Ключевые различия понятий "план" и "бюджет"
Признак План Бюджет
Показатели и ориентиры Любые, в том числе и неколичественные В основном стоимостные
Горизонт планирования В зависимости от предназначения плана В основном до года
Предназначение Формулирование целей, которые нужно достигнуть, и способов достижения Детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта достижения целей. Средство текущего контроля исполнения плана

18.3. Метод "процента от реализации"

Данный метод предусматривает определение будущих расходов и доходов, активов и источников финансирования на основе зависимости этих факторов от запланированного объема продаж. Плановые значения финансовых показателей, характеризующие состояние предприятия увязываются с прогнозируемым объемом продаж, который устанавливается маркетинговой службой предприятия на основе проведенного анализа состояния рынка сбыта продукции и потенциальных возможностей предприятия. При расчете плановых значений все показатели, отраженные в балансе и в отчете о прибылях и убытках за предыдущий год делят на зависящие от объема продаж и производства и независящие от объема продаж. Распределение показателей на зависимые и независимые осуществляется руководством предприятия, исходя из специфики деятельности, технологии производства. Составление финансового плана осуществляется поэтапно.

На первом этапе зависимые показатели балансовой отчетности (формы 2 и формы 1) корректируют с учетом изменения темпа роста выручки, а независимые показатели оставляют без изменения. Рассчитываются прогнозируемые значения финансовых показателей и суммарные значения актива и пассива баланса. При этом предполагают, что зависимые от объема продаж показатели в простых случаях изменяются прямо пропорционально объему продаж (при более уточненных расчетах учитывают, что каждая статья затрат предприятия, актива и пассива имеют свой алгоритм формирования).

На втором этапе - приводят к балансу величины плановых активов и пассивов. Если плановое значение пассивов (ПАСпл) больше, чем плановое значение активов (АКпл), то это будет свидетельствовать о том, что у предприятия для выполнения плана продаж будет больше источников финансирования, следовательно можно направить часть чистой прибыли на развитие производственной базы, решения социальных программ и т.п. Если плановое значение активов (АКпл) больше, чем плановое значение пассивов (ПАСпл), то это свидетельствует о том, что для выполнения плана продаж недостаточно источников финансирования. Рассчитывается потребность во внешних источниках финансирования:

ИСФвн = АКпл - ПАСпл.

На третьем этапе определяют источники финансирования деятельности предприятия, исходя из потребности в них и установленных нормативных требований к качеству структуры активов и источников финансирования. Например, чтобы структура баланса была удовлетворительной, а предприятие платежеспособным. При формировании структуры активов особое внимание уделяется уровню ликвидности активов, достаточности оборотных средств для выполнения плана продаж. При формировании структуры обязательств - качеству структуры, финансовой устойчивости, выбору рационального соотношения между источниками финансирования: собственными средствами, краткосрочными/долгосрочными кредитами и займами. Например, если финансирование основных фондов будет осуществляться за счет краткосрочных источников, то это может привести к возникновению финансовых затруднений, кризису. С другой стороны при невозможности полностью покрыть потребность в дополнительном финансировании за счет имеющихся кредитных ресурсов следует рассмотреть целесообразность дополнительной эмиссия акций (или облигаций), так как при эмиссии ценных бумаг возникают дополнительные издержки, связанные с их выпуском. Так, например, при эмиссии акций устанавливается потребность в дополнительных дивидендах (ДДВ) на вновь эмитируемые акции (Кэма):

ДДВ = ДВако x Кэма, Кэма = Сэма : Рцак,

где

ДВако - дивиденды на одну акцию в отчетном периоде;

Сэма - дополнительная эмиссия акций;

Рцак - рыночная стоимость акции.

На четвертом этапе с учетом результатов корректировки и выбранных менеджерами предприятия источников финансирования формируется прогнозный баланс и отчет о прибылях и убытках.

На пятом этапе производится оценка качества прогнозного баланса на ликвидность и финансовую устойчивость, и отчета о прибылях и убытках с помощью показателей рентабельности и т.п.

Рассмотрим в табл. 18.4 составление финансового плана, используя значения основных показателей из финансовой отчетности предприятия на 31. 12. XX года.

< Лекция 17 || Лекция 18: 12345
Денис Клочков
Денис Клочков
Россия, г. Москва
Анастасия Митягина
Анастасия Митягина
Россия, г. Иваново