Опубликован: 27.09.2011 | Уровень: для всех | Доступ: платный
Лекция 5:

Темперамент сотрудника как инструмент мотивации персонала

< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Аннотация: В лекции будут рассмотрены вопросы, связанные с темпераментом сотрудника как инструмента мотивации персонала. Будут даны и раскрыты определения, такие, как мотиватор, темпоритм, управленческий стиль, профессиональный почерк, интеллект сотрудника.

Цель лекции: дать теоретические знания и инструменты применения знаний в области темперамента при мотивации персонала.

Темперамент сотрудника и мотиваторы

На формирование потребностей влияет не только воспитание и образ жизни человека, но и его индивидуальность. В связи с этим, при поиске мотиваторов для конкретного сотрудника необходимо обращать внимание на его психотип, или его индивидуальность.

С этих позиций темперамент нас будет интересовать как генетический фактор. Стоит также учитывать стилевые характеристики мышления сотрудника, проявляющиеся в его профессиональной деятельности.

Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется на протяжении всей жизни человека. Так, гиперактивный и сверхподвижный ученик, с которым учителя мучаются в школе, останется таким же активным в двадцать, пятьдесят и девяносто лет. С взрослением характер меняется, развиваются самообладание и контроль, но избыток жизненной энергии останется с ним навсегда.

Даже если он целенаправленно займется самосовершенствованием и "сделает себя" предельно сдержанным человеком, все равно в стрессовой ситуации его природный темперамент проявит себя в полной мере.

"Чистые" темпераменты встречаются редко, как правило, люди имеют смешанные психотипы, но у каждого человека есть свой ведущий темперамент.

"Хороших" или "плохих" темпераментов по своей природе нет. Каждый человек – уникальная индивидуальность. У каждого темперамента есть свои сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым.

Как же распознавать тип темперамента человека?

Темперамент проявляется у человека в следующих характеристиках: интенсивность, выносливость, скорость (темпоритмы), чувствительность и степень открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.

Скорость (темпоритмы) человека определяется по тому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека.

Интенсивность характера человека проявляется в его эмоциональном настрое. Можно выделить напряженных людей с "плотным" внутренним миром и спокойных, расслабленных, с "разряженной" внутренней атмосферой.

Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но существуют люди, которые "выдыхаются" достаточно быстро и им требуются регулярный и продолжительный отдых.

Выносливость часто сопряжена с чувствительностью. Люди с высокой чувствительностью, эмоциональные, ранимые. Обидчивые и впечатлительные нередко имеют сниженную выносливость, а "толстокожие" и мало чувствительные, как правило, выносливы и работоспособны.

Степень открытости и закрытости человека проявляется в его направленности на себя или внешний мир. Некоторые живут, фокусируясь на собственном внутреннем мире, своих размышлениях и переживаниях. Другие обращены на отношения с людьми, происходящие события, факты и т.п.

Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента, при этом рассматриваются:

  • Характеристика темперамента и его распознавание;
  • Оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный темперамент, и определение для него мотиваторов;
  • Оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный темперамент, и его мотиваторы.

Холерик

Холерик - самый скоростной темпоритм. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает, когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ.

Это впечатлительный сотрудник, с "переливами" эмоций, которые меняются в течение одного дня. Он быстро думает и динамика для него – ценность, и он не захочет тормозиться и перепроверять свои выводы.

Во время стресса его поспешность и суетливость усиливаются. Может проявить раздражение и вспыльчивость. В молодые годы имеет слабый самоконтроль, поэтому мгновенно возбуждается. С накоплением жизненного опыта становится более уравновешенным.

Холерик – открытый, прямой и общительный человек, с активным интересом к людям и к внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто – максималист в оценках людей и событий, особенно в молодые годы.

Управленческий стиль руководителя-холерика

Такой руководитель имеет директивный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного. Руководителю-холерику нравится, когда его сотрудники похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик – активный и энергичный руководитель, с высокой мотивацией и "горящими глазами". Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Правда, набрав команду холериков, часто удивляется тому, что между сотрудниками начинаются конфликты. А чего он ожидал? Холерики – конкурентные люди!

Мотиваторы для руководителя-холерика

  • Линейного менеджера с таким темпераментом отличает стремление вертикальной карьере, его мотивируют условия для карьерного роста в компании.
  • Предпочитает свободу и самостоятельность, давление и контроль со стороны топ-менеджера окажется для него демотиваторами.
  • Его мотивирует интересная работа с высокой интенсивностью, любит работать с полной самоотдачей и драйвом.
  • Привлекает креативная работа, в которой нужно принимать нестандартные решения.
  • Ему нравится профессиональная конкуренция с руководителями такого же уровня, и он провоцирует ее, "заводя" себя и других.
  • Он любит ставить высокие, амбициозные цели и достигать их, может разумно рисковать, успех для такого руководителя – сильный мотиватор.
  • Застой и "болото" в компании будут для него демотиваторами.
  • Мотиваторами для него выступает также сплоченная команда единомышленников, в которой "один" - за всех и все – за одного".

Профессиональный почерк подчиненного-холерика

Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом – удача, с одной стороны, и испытание на прочность - с другой.

Сотрудник-холерик – активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист.

Его ведущая потребность – в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности.

Мотиваторы для подчиненного-холерика

  • Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом
  • Его мотивирует участие в инновационных проектах
  • Работа на прорывах – хороший мотиватор
  • Нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми
  • Мотиватором может выступать работа на выставках
  • Хороший продавец
  • Директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя – демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент
  • Публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании – сильнейший мотиватор.
  • Мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи
  • Вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата
  • Направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.
< Лекция 4 || Лекция 5: 123 || Лекция 6 >
Илья Макаренко
Илья Макаренко

Добрый день.

Вопрос №1

Какова стоимость получения диплома о мини-МБА по данному курсу? Или ориентироваться на указанную на сайте?

Вопрос №2

Возможно ли начать обучение без потери результатов, не отправив документы на зачисление, а отправку выполнить позже?

Александр Медов
Александр Медов

Здравствуйте, какова полная сумма предоставленной услуги с печатью документа и отправкой по почте?

Евгений Летенков
Евгений Летенков
Россия, Москва, РУДН, 2005
Алексей Корзинин
Алексей Корзинин
Россия