Цифровая фотолаборатория
Техника фотографии в Photoshop
Если бы вам сказали, что вы можете осветлять и затемнять фотографии, повышать плотность в переэкспонированных участках и проявлять детали в недоэкспонированных, выполнять цветокоррекцию и многое другое при минимальных потерях в качестве изображения, да еще с неограниченным числом отмен, вы бы, наверное, просто посмеялись. Но именно об этом и пойдет речь в этой лекции.
Впервые увидев в Photoshop 3 слои, мы сразу поняли, что они открывают новые возможности. Редактирование с помощью слоев скорее напоминает печать фотографий в темной комнате, чем работу с оборудованием допечатной подготовки. С появлением корректирующих слоев в Photoshop 4 существенно упростился процесс редактирования. С корректирующими слоями средства управления работают точно так же, как и с "плоскими" файлами, но обеспечивают значительно большую свободу маневра. Если результат правки вас не устраивает, вы можете в любой момент вернуться обратно и внести дополнительные изменения. Регулируя степень непрозрачности корректирующего слоя, можно глобально ослаблять воздействие внесенных изменений, а закрашивая слой-маску на корректирующем слое, вы ослабляете эффект локально. В итоге вы имеете не просто неограниченное число отмен предыдущих действий, но и возможность выборочной и частичной отмены.
Описанная в этой лекции техника позволяет получать изображения лучшего качества, с меньшими потерями и обеспечивает более эффективный контроль над вносимыми изменениями. Но, что гораздо важнее, она дает максимальную гибкость, открывая простор для экспериментирования. Мы предложим вам лишь несколько примеров, способных послужить отправными моментами, но не исключено, что они дадут вам толчок к открытию огромного разнообразия иных вариантов.
Когда следует пользоваться корректирующими слоями?
Коррекция с помощью команд Curves, Levels и Hue/Saturation вызывает небольшое ухудшение изображения, поскольку при этом происходит отбрасывание части заложенной в нем информации. Вернуть утерянные данные невозможно. В условиях цифровой фотолаборатории проблемы ухудшения не существует: здесь вы редактируете не само изображение, а расположенные над ним слои.
Представьте себе, что исходное изображение – это негатив, с которого вы печатаете фотографии через различные комбинации светофильтров на бумаге разной контрастности: фотоотпечатки могут сильно отличаться друг от друга, но негатив остается без изменений. Если исходное изображение является аналогом негатива, то корректирующие слои – это блок светофильтров на стероидах. Вы можете изменять баланс цветов так же, как вы делаете это с помощью светофильтров, а также регулировать контраст, редактировать отдельные области путем их затемнения и осветления. Однако, в отличие от аналоговых вариантов, цифровое затемнение и осветление можно в любой момент отменить.
Существует и ряд других причин, по которым мы предпочитаем работать в цифровой фотолаборатории.
- Вы передумали. Корректирующие слои дают вам свободу. Редактирование "плоского" файла с помощью команды Levels или Curves, каким бы успешным оно ни было, приводит к ухудшению качества изображения. Работая с корректирующими слоями, вы можете в любой момент вернуться обратно и изменить правку без ущерба для качества. Это открывает безграничные возможности для экспериментирования. Поскольку правку можно совершенствовать без опасения ухудшить оригинал, у вас появляется больше возможностей достичь именно того результата, которого вы хотите.
- Моментальное сравнение вариантов "до и после". Работая с корректирующими слоями, вы всегда точно знаете, что вы делаете, потому что в любой момент можете сравнить варианты "до" и "после". Для этого щелчком на пиктограмме "глаз" на палитре Layers достаточно спрятать корректирующий слой, а потом снова сделать его видимым.
- Ослабление эффекта правки. Регулятор Opacity (Непрозрачность) на палитре Layers (Слои) позволяет ослаблять эффект внесенной правки. Он действует примерно так же, как команда Fade (Тень) (см. "Основы грамотной работы в Photoshop" ).
- Применение одной и той же правки ко многим изображениям. Один и тот же корректирующий слой можно применять и к другим изображениям. Можно даже создать скрипт с помощью средств палитры Actions (Действия) и использовать его для пакетной обработки файлов, помещенных в отдельную папку.
- Редактирование путем закрашивания. Этот метод позволяет редактировать любые участки корректирующего слоя, что означает не только неограниченное число отмен вообще, но также и частичных отмен.
- Достижение невозможного. Корректирующие слои в сочетании с режимами наложения позволяют добиваться результатов, которые иными путями получить чрезвычайно трудно или вообще невозможно, например создание плотности в светах или проявление деталей в тенях без постеризации изображения.
Со CMYK- и Lab-изображениями корректирующие слои функционируют так же эффективно, как и с RGB-файлами (хотя при возможности мы стараемся работать с RGB-изображениями). Если, работая на корректирующем слое, вы предпочитаете отслеживать изменения по числовым значениям, обращайтесь к палитре Info, которая показывает величины "до" и "после". Для наблюдения за поведением ключевых значений можете устанавливать контрольные точки инструментом "зонд" так же, как это делается в однослойном файле. Работая визуально, вы можете пользоваться функцией Proof Colors, чтобы увидеть, как будет выглядеть результат правки на печати. Кстати, Photoshop 6 позволяет просматривать даже отдельные каналы CMYK, не выходя из пространства RGB.
Когда не следует пользоваться корректирующими слоями?
Если корректирующие слои дают такие преимущества, то почему же их не использовать для редактирования всегда? На наш взгляд, препятствовать обращению к этому высокоэффективному средству тоновой и цветовой коррекции могут лишь два случая – когда вы испытываете острую нехватку оперативной памяти (RAM) или когда работаете с многобитовым изображением.
Корректирующие слои и RAM. Главный недостаток использования корректирующих слоев состоит в том, что они потребляют много оперативной памяти (или пространства на жестком диске, если оперативной памяти у вас не хватает). Основная нагрузка связана с добавлением первого корректирующего слоя – расход памяти возрастает почти вдвое по сравнению с размером исходного изображения. Последующие корректирующие слои уже требуют очень мало памяти, так как сами они почти не содержат данных (если только вы не делали большой локальной правки, закрашивая слой-маску).
Это, впрочем, не так плохо, как кажется: расход памяти возрастает как минимум вдвое при любом редактировании файла, потому что Photoshop помещает копию исходного изображения в буфер отмены (Undo). Таким образом, требования, предъявляемые корректирующими слоями, лишь ненамного превышают потребности однослойного файла.
Вообще, поскольку Photoshop работает с кэш-памятью для экранных версий изображения, даже при добавлении корректирующего слоя, который превышает наличный объем RAM, особенно волноваться не следует. Благодаря кэшу, редактирование при помощи корректирующего слоя часто выполняется быстрее, чем такое же редактирование "плоского" файла, пусть даже корректирующий слой требует памяти больше, чем установлено у вас на компьютере (более подробную информацию о кэше для экранных версий изображения вы найдете в "Основы грамотной работы в Photoshop" ).
Корректирующие слои и многобитовые изображения. Имеется еще одна потенциальная проблема корректирующих слоев: они не работают с многобитовыми изображениями. (Расчеты, необходимые для наложения 16-битовых корректирующих слоев налагают предельную нагрузку на современные центральные процессоры (CPU). Видимо, со временем это положение изменится.) Вопрос выбора между работой с многобитовым файлом и использованием корректирующих слоев – это – в некоторой степени – вопрос удобства. Если в вашем распоряжении находятся многобитовые файлы, то мы предлагаем сначала привести их к приемлемому виду, насколько это возможно, архивировать их и далее редактировать копию с пониженной глубиной цвета (путем даунсэмплинга).
Некоторые типы редактирования, в особенности те, что основываются на таких режимах наложения, как Screen (Осветление) и Multiply (Умножение), просто невозможны в случае многобитовых изображений. Если вы подготавливаете изображение для нескольких вариантов вывода, то часто можете использовать один и тот же 24-битовый файл, применяя изменения для различных вариантов вывода с помощью различных корректирующих слоев. Новое средство Layer Sets (Наборы слоев) еще более упрощает этот подход, поскольку вы можете поместить все корректировки для выводного процесса в один набор слоев, который можете затем включать и отключать одним щелчком мыши.
Для редко встречающихся изображений, в которых могли бы возникнуть постеризация или полосчатость, стоит использовать возможности 16-битового режима в течение всего процесса преобразования для конечной печати. Если печать выполняется из Photoshop, то вам даже не требуется выполнять даунсэмплинг изображения перед печатью. Но если вы помещаете его в другую программу, выполните перед печатью его даунсэмплинг до 8 битов на канал. Но мы считаем, что в подавляющем большинстве случаев использование корректирующих слоев действует очень хорошо подходит для выполнения оптимизации в конкретных печатных процессах.
С учетом всего сказанного использование корректирующих слоев не сопряжено с какими-то серьезными недостатками. Мы считаем, что, используя их, большинство пользователей будет работать быстрее и результаты будут лучше.