Не могу найти требования по оформлению выпускной контрольной работы по курсу профессиональной переподготовки "Менеджмент предприятия" |
Повышение эффективности корпоративных производственно-сбытовых структур (ПСС) в области сбыта и товаропродвижения
6.1. Организация интегрированной системы сбыта продукции как основа организационно-экономической устойчивости ПСС
О современном состоянии отечественной промышленности. Основа успешного функционирования современного предприятия - ориентация на создание его устойчивого финансовотехнологического положения в долгосрочной перспективе. Это достигается за счет успешной реализации продукции в конкурентной среде.
В этой связи возросла роль издержек ПСС, так как от них непосредственно зависит размер прибыли, которую получит предприятие. Поэтому их снижение - необходимый фактор успеха. Возросла роль логистики. Грамотное применение и решение основных логистических задач позволяет существенно сократить издержки на всех этапах создания изделия, начиная от закупки сырья и заканчивая сбытом готовой продукции.
Ряд объективных и субъективных причин не позволяет многим отечественным предприятиям выдерживать необходимый темп производства и реализации продукции. Как следствие, несмотря на наметившийся рост основных макроэкономических показателей, появляется нестабильность динамики промышленных показателей в рамках государства.
Динамика основных макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, объема промышленного производства, капиталовложений в основные фонды), выраженных в относительных показателях путем перехода к сопоставимым ценам, следовательно, при исключении инфляции, приведена в табл. 6.1 [15]. Очевидно, что падение показателей в 1991-1998 гг. сменилось их ростом в дальнейшие годы. Однако до выхода основных макроэкономических показателей на дореформенный уровень 1990 г. еще далеко. Основные проблемы промышленности связаны с падением в разы капиталовложений в основные фонды, что означает катастрофический рост их физического и морального износа.
В общей структуре промышленного производства значительная доля приходится на топливные, сырьевые отрасли. Структура производства промышленной продукции по отраслям представлена на рис. 6.1.
Начиная с 1999 г. активизируется деятельность предприятий в сфере производства [15, 26]. В большей степени активность наблюдается в черной металлургии, топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и легкой промышленности. Ожили некоторые отечественные предприятия, начался рост инвестиций. Иностранные компании стали предпочитать не ввозить произведенный у себя товар, а строить на российской территории свои заводы и производственные линии.
С 1992 г. идет сокращение в отраслях наукоемкой промышленности, где сосредоточены наиболее квалифицированные кадры; снижаются темпы внедрения новых видов продукции.
Однако кризис 1998 г. и девальвация рубля дали небольшой толчок к росту объемов отечественного производства. Положительные тенденции можно наблюдать во многих отраслях отечественной промышленности. На полках магазинов появляется все больше отечественных товаров, неуклонно сокращается доля импорта, особенно в пищевой и легкой промышленности. Правда, часть товаров выпускается по лицензии иностранных фирм.
Год | Валовой внутренний продукт | Объем промышленной продукции | Капитальные вложения в основные фонды | |||
---|---|---|---|---|---|---|
% к предыдущему году | % к 1990 г. | % к предыдущему году | % к 1990 г. | % к предыдущему году | % к 1990 г. | |
1991 | 95 | 95 | 92 | 92 | 85 | 85 |
1992 | 85,5 | 81 | 82 | 75,4 | 60 | 51 |
1993 | 91,3 | 74 | 85,9 | 64,8 | 88 | 44,9 |
1994 | 87,3 | 64,7 | 79,1 | 51,3 | 76 | 34,1 |
1995 | 95,8 | 62 | 96,3 | 49,4 | 90 | 30,7 |
1996 | 94 | 58,3 | 95 | 46,9 | 82 | 25,2 |
1997 | 100,4 | 58,5 | 101,9 | 47,8 | 95 | 23,9 |
1998 | 95,1 | 55,7 | 94,8 | 45,3 | 88 | 21 |
1999 | 104,6 | 58,2 | 111 | 50,3 | 105,3 | 22,2 |
2000 | 109,9 | 64,0 | 111,9 | 56,3 | 117,4 | 26,0 |
2001 | 105,0 | 67,2 | 104,9 | 59,1 | 108,7 | 28,3 |
2002 | 104,3 | 70,1 | 103,7 | 61,3 | 109,9 | 31,1 |
2003 | 107,3 | 75,2 | 107,0 | 65,6 | 112,5 | 35,0 |
2004 | 106,8 | 80,3 | 106,2 | 69,7 | 110,8 | 38,8 |
Стадии интеграции производственно-сбытовой деятельности предприятий. В последнее время в мировой экономике идет создание производственно-сбытовых систем (ПСС), контролирующих все большее количество этапов производства продукции и ее распределения. Под такой системой [19] понимается единая организационнохозяйственная структура, состоящая из промышленного предприятия, поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, потребителей готовой продукции, а также включающая в себя систему транспортного и складского хозяйства.
Современные ПСС требуют создания эффективной логистической системы [27] для управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками.
Известно несколько видов логистики [19, 29]:
- логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
- производственная логистика;
- сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика) - рис. 6.2. Выделяют также и транспортную логистику, которая является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемая часть всех видов логистики - обязательное наличие информационного потока.
увеличить изображение
Рис. 6.1. Структура промышленной продукции РФ по отраслям (по данным за 2001 г. [26])
Наблюдается интеграция производственно-сбытовой деятельности, вершинами которой являются транснациональные корпорации, интегрированные как горизонтально, так и вертикально. Один центр управляет сбытом продукции, закупкой или добычей сырья, привлечением всех видов материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Синхронизация и управление всеми потоками в таких сложноинтегрированных системах являются функциями логистики.
Системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Анализ ведущих промышленных компаний позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистики в ПСС.
Для первой стадии развития характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения сменносуточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку дальнейшим внешним посредникам (см. рис. 6.3).
Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя.
Контроль системы логистики распространяется на следующие функции:
- обслуживание заказчика;
- обработка заказов;
- хранение готовой продукции на предприятии;
- управление запасами готовой продукции;
- перспективное планирование работы системы логистики.
При выполнении этих задач используются информационные ресурсы. Однако соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя из данных сметы расходов и реальных затрат.
Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. Дополнительные функции таких систем:
- доставка сырья на предприятие;
- прогнозирование сбыта;
- производственное планирование;
- добыча или закупка сырья;
- управление запасами сырья или незавершенного производства;
- проектирование систем логистики.
Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, - это повседневное управление предприятием. Работа системы оценивается не сравнением затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий.
Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании работают, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном, т. е. производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований потребителей или заказчиков. Управление функциями глобального распределения, а также п отоком материалов и информации предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Усиливается потребность в привлечении других фирм (третьих участников - таможенных и экспедиционных агентств, банков) к участию в логистических процессах. Возникает задача создания оптимальной сбытовой сети, состоящей из сбытовых звеньев и каналов товародвижения.
Организации третьего и четвертого уровня могут являться классическими.
Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и - при возникновении благоприятных условий - скачкообразно. Такими условиями могут быть слияние предприятий, новый режим управления, политические (законодательные) инициативы.