Опубликован: 11.01.2013 | Доступ: свободный | Студентов: 618 / 123 | Длительность: 12:06:00
Лекция 1:

Разработка приложений для Windows Phone 7

Аннотация: Мобильная операционная система Windows Phone 7, ее особенности. Инструментарий разработки, шаблоны.

Особенности Windows Phone 7

Мобильная операционная система Windows Phone 7, разработанная Microsoft, вышла 11 октября 2010 года. 21 октября начались поставки первых устройств на базе новой платформы. В России телефоны с Windows Phone 7 начали продаваться 16 сентября 2011.

Новая операционная система стала огромным сюрпризом в первую очередь для тех, кто уже пользовался мобильными устройствами на базе ОС Microsoft — в частности, последними поколениями Windows Mobile 6 (версии 6, 6.1, 6.5). До этого в течение очень долгого времени операционная система развивалась эволюционным путем, сохраняя обратную совместимость и основные особенности взаимодействия с пользователем. Windows Phone 7 коренным образом изменила — можно даже сказать, перевернула — все принципы построения мобильной операционной системы Microsoft. 8

Первой и самой главной особенностью Windows Phone 7 стало абсолютно новое ядро системы. Microsoft утверждает, что ядро было полностью переписано с учетом современных требований и приоритетов. У такого решения есть ряд весомых плюсов: всё ядро пишется по единой концепции, с ясной и четкой структурой, все компоненты логически увязаны и согласованно взаимодействуют между собой — в противоположность ситуации, когда ядро слеплено из самых разных кусков кода, часть из которых работает аж с 2002 года, а сверху на все это дело навешана куча заплаток и дополнительных модулей, призванных хоть как-то осовременить систему. Кроме того, ядро хорошо оптимизировано под современную аппаратную платформу, учитывает особенности современных компонентов.

Однако из этого плюса вытекает и основной минус, который очень больно ударил именно по верным поклонникам Microsoft. Новая система несовместима с Windows Mobile. Поэтому все привычные наработки и сценарии использования, все созданные и выпущенные на рынок программы, весь накопленный опыт по работе с системой отправляются на свалку истории. Более того, Microsoft очень быстрыми темпами свернула и поддержку, и сетевые сервисы, которые незадолго до этого создавала для WM6. В частности, были закрыты сервис онлайн-резервирования файлов пользователей и магазин приложений для Windows Mobile 6 (впрочем, последний и так никогда не был популярен).

Вторым важным новшеством стало то, что Microsoft решила ограничить фантазию производителей и сформировала жесткие требования к аппаратной платформе устройств под Windows Phone 7. Процессор должен иметь частоту не менее 1 ГГц (плюс, процессоры сертифицируются), оперативную память не менее 256 МБ, память для хранения данных не менее 8 ГБ, экран должен иметь одно из стандартизированных разрешений (800 x 480 и 320 x 480) и 4-точечный мультитач. В устройстве обязательно должны быть GPS-приемник, акселерометр, компас, FM-радио, камера со вспышкой. Самое интересное, что жестко регламентировано количество и функциональность кнопок. Всего их должно быть шесть: аппаратные кнопки включения, регулировки громкости и вызова камеры на боковых гранях, а также клавиши управления под экраном: назад, старт, поиск. Последние могут быть как сенсорными, так и аппаратными.

Вторым направлением, на котором произошли серьезные изменения, стала полностью переработанная концепция взаимодействия телефона и пользователя.

Во-первых, Microsoft предложила новую концепцию использования телефона вообще, предполагающую максимально тесную интеграцию телефонных и интернет-сервисов. Конкуренты Microsoft уже приучили потребителей к мысли, что современный смартфон должен иметь постоянное подключение не только к сотовым сетям, но и к интернету, откуда постоянно получает новую информацию. Microsoft творчески расширила эту концепцию: в Windows Phone предлагается вообще стереть разницу между сотовой связью и интернетом. Т.е. если нужно связаться с пользователем, то это можно сделать практически в любой момент не только через телефонный номер, но и через социальные сервисы в интернете, которыми он пользуется для общения. В идеале, в будущем грань между сервисами, которые предоставляются сотовыми сетями (голосовые вызовы, СМС, ММС и т.д.) и интернетом (почта, мессенджеры, сообщения социальных сетей и чаты там же, а также многое-многое другое), вообще должна стереться, они превратятся в средства общения одного порядка. И пользователь сможет выбирать те способы коммуникации, которые максимально удобны для него в текущий момент. Например, в новой версии Windows Phone 7 Mango диалог с контактом уже показывается в виде единой ленты независимо от того, через какие средства связи он велся.

Во-вторых, для новой телефонной ОС был разработан абсолютно новый пользовательский интерфейс системы, названный Metro. Для стиля Metro были разработаны собственные принципы, которыми Microsoft руководствовалась при создании операционной системы и собственных приложений. Этими же принципами компания призывает руководствоваться и создателей сторонних приложений. 9

Главным принципом системы является концентрация на контенте пользователя. Ведь при работе с электронным устройством пользователь хочет либо получить доступ к своим данным, либо быстро, удобно и минимально отвлекаясь от других дел решить какую-то свою задачу. Поэтому роль интерфейса сводится к тому, чтобы быстро и удобно провести пользователя туда, где он сможет сделать то, что хотел. Интерфейс теряет свое самостоятельное значение "лица" устройства, превращаясь просто в указатель пути к нужной пользователю функции. Следуя этой логике, Microsoft призывает максимально "вычистить" интерфейс: убрать все второстепенные и декоративные элементы, которые только отвлекают пользователя, оставив лишь самое главное. Это должно облегчать для пользователя навигацию и восприятие информации.

Разумеется, интерфейс должен быть приятным на вид и оставлять хорошее впечатление. Однако его красота не должна идти в ущерб простоте, скорости и информативности. Поэтому у дизайнеров остается не так уж много визуальных средств для работы. Тем не менее, Microsoft считает, что и имеющимися средствами можно достичь нужных результатов. Во-первых, следует уделять повышенное внимание шрифтам и атрибутам шрифтов. Размер, стиль и расположение надписи сами по себе могут очень многое сказать. Иногда визуальное впечатление от надписи может оказаться чуть ли не сильнее, чем информационная составляющая — и этим надо пользоваться. Для Windows Phone 7 Microsoft разработала специальный шрифт семейства Segoe. Особое внимание при разработке шрифта уделили его читаемости. В результате пользователь может распознать надпись даже с одного беглого взгляда, не нужно вчитываться в буквы. Кроме того, шрифт сохраняет читаемость даже в очень мелких надписях. Наконец, и Microsoft это особо подчеркивает, шрифт получился просто визуально красивым.

Второй важный приоритет: интерфейс должен быть динамичным и ориентированным на движение. Это довольно сложно объяснить словами, но идея состоит в том, что само построение и внешний вид интерфейса должны побуждать пользователя двигаться вперед, показывать ему, что дальше есть еще больше возможностей и дополнительной информации. В качестве примера можно привести известную (и вызвавшую в свое время очень много споров) черту интерфейса, когда в правой части экрана появляется кусочек заголовка следующего экрана.

В концепции Metro очень важная роль возложена на анимацию интерфейса. Она должна "отвлекать и развлекать пользователя". Красиво анимированный интерфейс с интересно выстроенными переходами и эффектами уже сам по себе формирует очень хорошее впечатление от работы с ним. Анимация делает интерфейс живым. Microsoft призывает всячески усиливать это впечатление. Например, активные элементы и кнопки должны реагировать на нажатие: колебаться или прожиматься. Переход с экрана на экран обязательно должен осуществляться с анимационным эффектом.

В системе предусмотрено очень много разных, подчас очень интересных видов анимации. Например, в почтовом клиенте при переходе от просмотра папки "Входящие" к просмотру отдельного письма имя отправителя и тема письма не уходят с экрана, а как бы "перелетают" на новый экран. При нажатии на кнопку "Отправить" письмо уменьшается и улетает за верхнюю грань экрана.

На анимацию возложены и другие задачи. Анимационные переходы маскируют время, необходимое системе на обработку команд пользователя. В идеале, при правильно построенной анимации, пользователь вообще не будет замечать, что приложение "задумалось". Благодаря красивой анимации он вообще не отметит, что переход от одной страницы к другой занял некоторое время.

Microsoft призывает отказаться от копирования в виртуальных интерфейсах предметов и эффектов реального мира, вместо этого более активно используя те возможности, которые дарит виртуальное пространство. Поэтому для интерфейса Metro пропагандируется переход от иконографики к инфографике. Современные меню почти всегда построены на иконках, т.?е. статических картинках, которые позволяют только найти и запустить приложение. Поэтому разработчики считают своим долгом создать для приложения максимально привлекательную иконку, как правило стилизованную под кнопку (с имитацией трехмерности и пр.). Визуальный компонент для них решающий.

Подход инфографики состоит в том, что элемент меню должен не просто обеспечивать запуск приложения, но и сам по себе давать нужную информацию, к этому приложению относящуюся: текущее состояние, наличие новых уведомлений, другую информацию. Таким образом, основное меню является для пользователя не просто панелью запуска, а полноценным информационным табло, на котором он с одного взгляда может выхватить новые события, произошедшие в системе, и быстро среагировать.

Третье направление: полностью изменена схема взаимодействия системы с пользователем и сторонними приложениями. Microsoft утверждает, что новая концепция стала результатом долгой и кропотливой работы по анализу требований современных пользователей к современным смартфонам. На основе этого анализа были выбраны новые приоритеты в разработке системы. Ими стали:

  • Безопасность системы, приложений, данных пользователя. Защита целостности системы, программ и данных пользователя, а также оборона от внешних и внутренних вторжений и врагов.
  • Высокая скорость и эффективность работы. Система и приложения должны работать очень быстро, чтобы у пользователя не возникало раздражения от медленной реакции на его действия.
  • Надежность. Система должна работать не только быстро, но и стабильно: без сбоев, зависаний, вылетающих приложений, спонтанных перезагрузок и т.д.
  • Простота и удобство использования. Современный пользователь не хочет лазать по дебрям меню настроек, выполнять сложные последовательности действий и т.д. Он хочет быстро и с минимальными усилиями получать нужный ему результат. Все должно быть просто, ясно и интуитивно понятно.

Примеры устройств на платформе Windows Phone 7

HTC Mozart

HTC Mozart Рис. 1.1 - аппарат из первой волны телефонов от фирмы HTC под управлением Windows Phone 7.

HTC Mozart

Рис. 1.1. HTC Mozart

Основные характеристики 10:

  • Операционная система MS Windows Phone 7
  • Процессор Qualcomm QSD8250, 1000 МГц
  • ОЗУ 576 Мб
  • Экран 3.7" SuperLCD 480*800 пикс
  • Камера 3264 x 2448 (8 мп.)
  • 8 Гб встроенной памяти

Nokia Lumia 800

Nokia Lumia 800 Рис. 1.2 позиционировался Nokia как "аппарат-флагман" компании в 2011 году.

Nokia Lumia 800

Рис. 1.2. Nokia Lumia 800

Основные характеристики 10:

  • процессор Qualcomm MSM 8255 1,4 ГГц
  • операционная система Windows Phone 7.5 (Mango);
  • цветной ClearBlack-дисплей, диагональ 3,7 дюйма, 480?800 пикселей
  • оперативная память 512 МБ, флеш-память 16 ГБ
  • связь GSM 850/900/1800/1900 МГц, GPRS/EDGE
  • связь 3G UMTS 900/2100 МГц, HSDPA (14,4 Мбит/с); HSUPA (5,76 Мбит/с);
  • Bluetooth v2.1 + EDR, A2DP
  • Wi-Fi 802.11b/g/n;
  • GPS, A-GPS;
  • FM-радио со стереозвуком
  • датчик положения в пространстве
  • датчик освещенности
  • датчик приближения
  • электронный компас (магнетометр);
  • фотокамера с разрешением 8 мегапикселей и автофокусом, запись видео 720p@30 fps
  • аккумулятор 1450 мА•ч
  • размеры 116x61x12 мм
  • масса 142 грамма

Samsung Omnia W

Samsung Omnia W

Рис. 1.3. Samsung Omnia W

Основные характеристики 11:

  • Класс: смартфон
  • Форм-фактор: моноблок
  • Материалы корпуса: металл, полуглянцевый пластик
  • Операционная система: Microsoft Windows Phone 7.5 Mango
  • Сеть: GSM/EDGE 850/900/1800/1900 МГц, UMTS/HSDPA 850/1900 МГц
  • Процессор: 1.4 ГГц на платформе Qualcomm MSM8255
  • Оперативная память: 512 МБ
  • Память для хранения данных: 8 ГБ
  • Интерфейсы: Wi-Fi (b/g/n), Bluetooth 2.1 (A2DP,EDR), разъем microUSB (USB 2.0) для заряда/синхронизации, 3.5 мм для гарнитуры
  • Экран: емкостный, Super AMOLED 3,7" с разрешением 800x480 точек (WVGA), автоматическая регулировка уровня подсветки
  • Камера: 5 МП с автофокусом, видео записывается в 720p разрешении (1280x720 точек), светодиодная вспышка, фронтальная VGA камера
  • Навигация: GPS/ГЛОНАСС
  • Дополнительно: акселерометр, датчик света, сенсор приближения, FM-радио
  • Батарея: съемная Li-Ion емкостью 1500 мАч
  • Габариты: 115,6 x 58,8 x 10,9 мм
  • Вес: 115 г