Реформированная система государственных финансов
7.1. Доходы
Согласно традиционному пониманию государственных финансов бюджет состоит из трех частей: доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Доходы и расходы представляют собой поступления и выбытия денежных средств на счетах бюджета. Их сопоставление, отражаемое дефицитом или профицитом бюджета, характеризует оказываемое ими влияние на изменение остатков денежных средств, находящихся в собственности органов государственного управления. Формирование бюджетных данных осуществляется на основе кассовых потоков и связанных с ними финансовых активов и обязательств (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг). При таком подходе не получается полного баланса активов и пассивов, поскольку не отражаются остатки средств на начало и конец периода. В новой системе государственных финансов ситуация существенно меняется. С переходом к методу начислений возникает понятие запасов (остатков) нефинансовых и финансовых активов и обязательств, а доходы и расходы рассматриваются как факторы, оказывающие влияние на их изменение. При этом меняются сами понятия "доходы" и "расходы".
Согласно традиционной системе государственных финансов (СГФ) и Бюджетному кодексу РФ доходы - это средства, поступающие на счета органов государственной власти, а расходы - операции по списанию средств в оплату их обязательств. В новой системе государственных финансов доходы рассматриваются как операции, увеличивающие чистую стоимость активов, а расходы - как операции, уменьшающие стоимость активов. Поскольку чистая стоимость активов представляет собой разность между активами и пассивами, можно сказать, что ее изменение характеризует результат деятельности государственной власти. Увеличение чистой стоимости активов отражает прирост имущества, находящегося в собственности сектора государственного управления, и свидетельствует о возрастании его финансово-экономической устойчивости.
Исходя из изложенного меняется состав компонентов, включаемых в доходы. Так, поступление средств от продажи акций или других форм участия в капитале по кассовому методу рассматривается как доход, поскольку в бюджет поступают деньги. В новой СГФ поступление этих средств доходом не считается, так как общая стоимость активов органов государственного управления остается прежней. В данном случае происходит обмен одного актива (акций) на другой (деньги). В новой системе не рассматривается в качестве дохода выручка от продажи основных фондов, поскольку при этом также не меняется общая стоимость активов, которыми располагают органы государственного управления.
Доходы определяются по методу начисления, т. е. по моменту, когда имеют место деятельность, операции или другие события, в результате которых образуются требования на получение налогов и других видов доходов.
Классификация доходов в укрупненном виде представлена в табл. 7.1.
Классификация доходов в реформированной системе государственных финансов
1 | Доходы |
1.1 | Налоги |
1.1.1 | Налоги на доходы, прибыль и прирост активов |
1.1.2 | Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу |
1.1.3 | Налоги на собственность |
1.1.4 | Налоги на товары и услуги |
1.1.5 | Налоги на международную торговлю и операции |
1.2 | Взносы / отчисления на социальные нужды |
1.3 | Гранты |
1.3.1 | От правительств иностранных государств |
1.3.2 | От международных организаций |
1.3.3 | От других единиц сектора государственного управления |
1.4 | Другие доходы |
1.4.1 | Доходы от собственности |
1.4.2 | Продажа товаров и услуг |
1.4.3 | Штрафы, пени и неустойки |
1.4.4 | Добровольные трансферты, кроме грантов |
1.4.5 | Прочие доходы |
Основные отличия пересмотренной классификации доходов от традиционной классификации заключаются в следующем. Ранее доходы подразделялись на налоговые, неналоговые и капитальные доходы. В новой классификации они подразделяются на налоги, взносы/отчисления на социальное страхование, гранты и другие доходы. Таким образом, взносы/отчисления на социальное страхование выделены в отдельную группу.
В новой классификации доходов введено понятие грантов, которые ранее в состав доходов не включались и рассматривались отдельно. Гранты - это необязательные трансферты от правительств других государств, международных организаций и других единиц государственного сектора. Они могут быть капитальными или текущими, в денежной или натуральной форме.
Категория "прочие доходы" в новой классификации включает большую часть категории "неналоговые доходы" традиционной классификации, а также капитальные трансферты, рассматривавшиеся ранее как капитальные доходы. Выручка от продажи активов в пересмотренной классификации как доходы не рассматривается.
Основным видом доходов являются налоговые доходы, возникающие в силу законодательства. Поступление налогов не сопровождается возникновением каких-либо финансовых обязательств органов государственного управления, ведет к увеличению активов и соответственно в реформированной системе государственных финансов, как и ранее, рассматривается как доход. Система налогообложения и понятия отдельных видов налогов в странах в связи с реформированием системы государственных финансов не меняется. Также не меняются нормативные положения, определяющие другие конкретные поступления в доходы. Пояснения к отдельным видам налогов и других поступлений были даны при рассмотрении доходов в традиционном понимании.
Налогово-бюджетное бремя характеризуется суммой обязательных трансфертов, взимаемых органами государственного управления с институциональных единиц остальной экономики. Такой показатель в системе государственных финансов прямо не предусмотрен. Для приближенной оценки может использоваться сумма налоговых доходов и взносов/отчислений на социальное обеспечение.