Доходы государственного бюджета
4.1. Общее понятие о доходах
В главе рассматриваются доходы государственного бюджета в традиционном понимании. Понятие дохода в реформированной системе государственных оригиналов дано в главе 7.
В основе формирования структуры доходов государственного бюджета лежит четкое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах - Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. - существуют два уровня управления - центральный и местный, которым соответствуют два уровня бюджетов - центральные и местные. В государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов - федеральный, региональные и местные.
Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие в 2000 г., в отношении бюджетной системы Российской Федерации определяет, что она состоит из трех уровней бюджетов: федерального, субъектов Федерации и местных.
Главным (верхним) звеном современной бюджетной системы Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет. На нижестоящих, территориальных, уровнях бюджетной системы формируются самостоятельные, не входящие в состав вышестоящих бюджетов бюджеты следующих уровней:
- второй уровень - бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей; бюджеты автономных областей; бюджеты автономных округов; бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга);
- третий уровень - местные бюджеты.
Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды.
Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет поступлений налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления от доходов населения прибыли, предприятий, банков и по другим основаниям. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи населения и субъектов хозяйствования органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80%. В России за последнее пятилетие сумма налоговых поступлений по федеральному бюджету колебалась в диапазоне 80-83%.
Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:
I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII).
II. Общие доходы (III + VI).
III. Текущие доходы (IV + V).
IV. Налоговые поступления.
- Подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала.
- Отчисления в государственные социальные фонды.
- Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда.
- Налоги на собственность
- Внутренние налоги на товары и услуги.
- Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
- Прочие налоги, сборы и пошлины.
V. Неналоговые поступления.
- Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (в том числе прибыль центрального банка).
- Административные сборы и платежи, доходы от продаж.
- Поступления по штрафам и санкциям.
- Прочие неналоговые поступления.
VI. Доходы от операций с капиталом.
- Продажа основного капитала.
- Доходы от реализации государственных запасов.
- Доходы от продажи земли и нематериальных активов.
- Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
VII. Полученные официальные трансферты.
- От нерезидентов.
- От других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.).
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предпринимательского сектора экономики. Механизмы и методы налоговой политики, обеспечивающие формирование условий для экономического роста в стране, повышение материального уровня и улучшение социальных условий жизни населения и станут основными объектами изучения в последующих разделах этой главы.