Опубликован: 14.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2243 / 560 | Длительность: 05:09:00
Лекция 9:

Антикризисное управление финансами организаций

< Лекция 8 || Лекция 9: 1234 || Лекция 10 >

ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

9.1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия

9.1.1. Возникновение кризиса в организации, его виды, фазы и последствия

К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. Иными словами, организацию необходимо рассматривать как некоторое обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (т. е. существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур и общий результат работы. В качестве организации можно рассматривать предприятие, отдельную фирму, акционерное общество, банк, компанию, а также структурную единицу системы государственного управления.

Экономическая теория свидетельствует, что организации постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями. При этом большинство из них не готовы к таким ситуациям. Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытывала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Поэтому в решении проблемы управления становится важным предвидение кризиса на любой стадии деятельности организации, его распознавание, а также оценка степени опасности для дальнейшего развития.

Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, подчиняясь закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация, и от которой она не может не зависеть. К внутренним факторам относят, в свою очередь, старение технологии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и т. п. На практике же внешние и внутренние факторы оказывают совместное воздействие, взаимоопределяя и взаимодополняя друг друга.

Для того, чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины его возникновения.

Симптомы проявляются в показателях, их изменениях, отражающих функционирование и развитие организации. Например, несоответствие показателей закономерным соотношениям, будет являться симптомом кризисного развития. Симптом - это внешнее проявление начала кризиса, при этом он не всегда приводит к кризису. Как правило, к кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить в виде цепочки: причины ® симптомы ® факторы.

Оценивать кризисы следует не только по симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Причины кризиса - это события или явления, вследствие которых появляются симптомы.

Факторы кризиса - событие или состояние объекта, свидетельствующее о наступлении кризиса.

Таким образом, чтобы распознать кризис, необходимо обнаружить симптом, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция, опыт, анализ и диагностика, их следует применять на всех этапах существования организации.

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. В кризисное состояние организация входит, как правило, на протяжении достаточно длительного времени, по мере накопления негативных факторов. Однако возможны и такие ситуации, когда кризис может возникнуть как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и т. п.

Выход из кризиса может быть также как мгновенным (ступенчатым) - в результате разовой акции (капиталовложении, поглощении, смены поля деятельности, дробления и др.), так и продолжительным.

Кризисные ситуации выражаются, прежде всего, в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы и по причинам, и по последствиям, и по самой сути. Необходимость понимания типологии кризисов важна для дифференциации средств и способов управления ими.

Применительно к организации выделяют следующие виды кризисов:

  • технологический - устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
  • социальный (социально-управленческий) - появление конфликтов между работниками, с администрацией, в управленческом аппарате ведет к принятию неэффективных решений и к потере времени на производстве;
  • финансовый - возникает в результате нерационального использования собственных и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли;
  • организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, полномочий;
  • информационный - является следствием недостаточности получаемой информации об изменении на рынке, ее достоверности;
  • кризис взаимодействия - между собственниками организации или с властью, противоречия в интересах, что приводит к неэффективной политике внутри организации.

Кризисы, как правило, отражаются на финансовом состоянии организации и тесно взаимосвязаны между собой. Один возникший кризис может вызывать другой, затем третий и далее как цепная реакция.

Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, что дает возможность успешно управлять им, а успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможность их разрешения.

Кризисные ситуации в организации принято делить на фазы:

  1. -1-я фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности, как правило, из-за внешних факторов);
  2. -2-я фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности, но уже под влиянием внутренних причин в организации, без ухудшения внешних условий на рынке;
  3. -3-я фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов, здесь же предпринимаются первоочередные антикризисные меры;
  4. -4-я фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства, восстановление производства и реализация продукции до предкризисного уровня;
  5. -5-я фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализация в краткосрочной перспективе;
  6. -6-я фаза - поддержание нового экономического уровня развития организации, его устойчивости, создание условий для самофинансирования.

Результаты кризиса в организации могут быть различными. Кризис может привести к полной ее ликвидации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации. А своевременно и правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации для ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение). Таким образом, кризис не всегда приводит к негативным последствиям.

Условно факторы, оказывающие влияние на возможное возникновение кризисного состояния организации, можно разбить на две группы.

1-я группа. Факторы внешней среды:

  • общеэкономические, которые определяют влияние состояния экономики страны;
  • государственные, определяющие влияние государства (налоговая, правовая и другие системы) на деятельность организации;
  • рыночные, учитывающие влияние факторов рынка;
  • прочие.

2-я группа. Факторы внутренней среды:

  • операционные - производственные и управленческие;
  • финансовые - результат нерациональной финансовой политики;
  • инвестиционные - результат неэффективной инвестиционной политики;
  • прочие.

Указанные факторы действуют на деятельность организации разнонаправлено. Их влияние необходимо учитывать при проведении финансового анализа и разработке мер по предупреждению наступления кризисного состояния организации, а в случае его возникновения - для выхода из него и восстановления нормального функционирования организации.

< Лекция 8 || Лекция 9: 1234 || Лекция 10 >