Опубликован: 14.05.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 2210 / 537 | Длительность: 05:09:00
Лекция 1:

Сущность, инструменты и информационное обеспечение финансового менеджмента

Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >

ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

1.1. Понятие, предмет, цели и задачи

В течение многих лет финансовая наука в нашей стране развивалась в рамках классической теории финансов, тогда как в экономически развитых странах, начиная со второй трети ХХ в., бурное развитие получила неоклассическая теория финансов, делающая акцент на рынки капитала и крупный корпоративный бизнес. К числу примечательных тенденций, в связи с новой теорией, можно отнести появление в 60-е гг. ХХ в. нового направления - финансового менеджмента, понимаемого как система управления финансами крупной компании, где переплетаются функции бухгалтера и финансового менеджера. Это привело к появлению исключительно востребованной на предприятии новой профессии - финансовый менеджер - специалист, объединяющий функции бухгалтера и финансиста, умеющий работать с финансовыми инструментами, анализировать финансовую отчетность, управлять активами, капиталом, обязательствами.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила отпечаток на финансовую науку. Финансовый менеджмент во второй половине ХХ в. развивался как наука управления финансами средних и крупных корпораций.

Задача отечественной науки и практики - использовать западные достижения для того, чтобы перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Недостаточно усвоить конкретную зарубежную методику или модель. Необходимо приспособить ее к конкретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические основы управления финансами предприятия.

Финансовый менеджмент - это наука и искусство управлять денежными потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Предметом финансового менеджмента являются денежные потоки, отражающие движение капитала. В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятий, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

  1. интегрированность с общей системой управления предприятием;
  2. комплексный характер формирования управленческих решений;
  3. высокий динамизм управления;
  4. многовариантность подходов и разработка отдельных управленческих решений;
  5. ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формируются его цели и задачи.

Стратегической целью финансового менеджмента является максимальное увеличение благосостояния владельцев предприятия, которое выражается в максимизации рыночной стоимости предприятия (для акционеров - максимизация рыночного курса акций).

Этот подход базируется на следующей основополагающей идее развития общества - достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основе такого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев предприятия заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акции, должно приниматься.

Реализация данного критерия на практике не всегда очевидна.

Во-первых, он основан на вероятностных оценках будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного. Во-вторых, не все предприятия имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную стоимость (в частности, если предприятие не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной стоимости затруднено). В-третьих, данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях (например, на предприятии с единоличным владельцем, который может решиться на рисковое вложение капитала, что может снизить цену акций).

Вышеизложенная цель финансового менеджмента вступает в противоречие с распространенным мнением о том, что главной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли. Однако максимизация рыночной стоимости предприятия не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Например, полученная высокая прибыль может быть полностью израсходована на текущие цели, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для развития. Кроме того, высокий уровень прибыли может достигаться при высоком уровне финансового риска, что может обусловить снижение рыночной стоимости предприятия. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.

К другим целям финансового менеджмента можно отнести:

  1. выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
  2. избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
  3. лидерство в борьбе с конкурентами;
  4. устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
  5. рост объема производства и реализации;
  6. минимизация расходов;
  7. обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса. Логика выделения областей деятельности финансового менеджмента тесно связана со структурой баланса (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные области деятельности финансового менеджера.

Рис. 1.1. Основные области деятельности финансового менеджера.

Исходя из приведенной схемы, деятельность финансового менеджера можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1. общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;
  2. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
  3. распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Выделенные направления деятельности определяют основные задачи. В рамках первого направления осуществляется общая оценка:

  • активов предприятия и источников их финансирования;
  • величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
  • источников дополнительного финансирования;
  • системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Второе направление предполагает детальную оценку:

  • объема требуемых финансовых ресурсов;
  • форм их предоставления;
  • методов мобилизации финансовых ресурсов;
  • степени доступности и времени предоставления;
  • затрат, связанных с привлечением данного вида ресурсов;
  • риска, связанного с конкретным источником средств.

Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

  • оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов;
  • целесообразность и эффективность вложений в основные средства, их состав и структура;
  • оптимальность оборотных средств в целом и по видам;
  • эффективность финансовых вложений.

Функции финансового менеджмента можно систематизировать следующим образом:

  1. планирование - стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);
  2. организация - создание органов управления финансами, финансовых служб, установление взаимосвязи между подразделениями последних, определение их задач и функций;
  3. регулирование финансовых потоков - управление денежными средствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т. д.;
  4. защита активов - управление рисками; выбор оптимального их способа снижения;
  5. учет, контроль и анализ - установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит;
  6. стимулирующая функция - обеспечение необходимой мотивацией как собственников, так и работников предприятия.

Основными задачами финансового менеджмента предприятия можно считать:

  1. обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
  2. достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
  3. обеспечение источниками финансирования - поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, оптимального сочетания последних, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;
  4. эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Как практическая сфера деятельности, финансовый менеджмент имеет несколько крупных областей:

  1. общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии;
  2. управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в широком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые;
  3. управление источниками финансовых ресурсов, как область деятельности управленческого аппарата, имеющая целью обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
  4. управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рентабельную работу в среднем;
  5. текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организации денежных потоков, имеющие целью обеспечение платежеспособности предприятия и ритмичности текущих платежей.

В Российской Федерации практика эффективного менеджмента находится в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов. Для современной России характерны:

  • низкий уровень уставного капитала приватизированных предприятий;
  • высокая цена финансовых ресурсов;
  • неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструктуры;
  • низкая инвестиционная привлекательность предприятий.
Лекция 1: 1234 || Лекция 2 >