Здравствуйте, я уже сообщила, но нет ответа, по поводу ошибок в тесте Лекции №1 курс "Экономика организаций" на который я сейчас записана. Мои правильные ответы засчитываются как неправильные, я думала неужели я ошибаюсь и заново перечитала лекцию, прошла снова тест, но ситуация повторилась, в своих ответах я уверена, и хочу "5". |
Антикризисное управление
19.1. Сущность банкротства и антикризисного управления
Для рыночной экономики банкротство предприятий является неотъемлемым атрибутом и результатом конкуренции, а конкуренция, как известно, - это двигатель прогресса. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно тысячи фирм сходят с арены и появляются новые, и это считается естественным процессом.
Таким образом, в условиях рыночных отношений банкротство предприятий - это нормальное и положительное явление, так как в конечном итоге оно направлено на оздоровление и более эффективное функционирование национальной экономики.
В странах с развитой экономикой имеется институт банкротства, который законодательно регулирует сферу деятельности в этой области.
С переходом на рыночную экономику в России также начал создаваться институт банкротства.
Первая попытка правового регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, была предпринята в Указе Президента от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Данный указ устанавливал порядок признания Госкомимуществом России государственных предприятий банкротами и являлся переходным от советской экономики к развивающимся рыночным отношениям.
Но уже 19 ноября 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Указанный закон был введен в действие с 1 марта 1993 г. и действовал на протяжении 5 лет.
Принятие первого закона о банкротстве не вызвало волну банкротств по России, как предсказывали многие. Кредиторы и должники осторожно относились к новому институту в законодательстве, воспринимая его только как механизм ликвидации организаций.
Кроме того, в первые же годы применения закона о банкротстве стало очевидно его несовершенство. Закон поверхностно регулировал рассмотрение дел о банкротстве и содержал нормы, не позволявшие эффективно использовать процедуры банкротства.
8 января 1998 г. был принят Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который вступил в силу 1 марта 1998 г. и являлся большим шагом вперед на пути становления в России цивилизованного института банкротства. Но, как показала практика, и в новом законе оказалось много погрешностей. Законодателям не удалось обеспечить в законе учет интересов всех участников дела о банкротстве. Его применение позволило кредиторам, пользуясь предоставленными им чрезмерными полномочиями и отсутствием у должника эффективных механизмов защиты своих интересов, использовать процедуры банкротства для установления контроля за хозяйственной деятельностью своих конкурентов с последующей продажей бизнеса должника. Большое распространение получили "заказные" банкротства, целью которых было не оздоровление предприятий, а смена их собственника.
Эти недостатки указанного закона вызвали необходимость продолжения работы по совершенствованию законодательства о банкротстве, и уже в 2002 г. был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), который вступил в силу 3 декабря 2002 г.
Этот закон и Гражданский кодекс РФ являются основными нормативными документами в области банкротства в нашей стране.
В экономической литературе сущность банкротства трактуется довольно неоднозначно. Но большинство авторов под понятием "банкротство" понимают следующее.
Банкротство (нем. Bankrott, ит. Bankarotta) - долговая несостоятельность предприятия, несостоятельность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку долговые обязательства предприятия-должника превышают размеры его имущества или структура его баланса неудовлетворительна.
В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятие "банкротство" трактуется следующим образом: "Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей".
Из этого следует, что только арбитражный суд может объявить то или иное предприятие банкротом.
В соответствии с этим же Федеральным законом юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не погашены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.
Таким образом, предприятие может быть признано арбитражным судом банкротом только в том случае, если оно своевременно (в течение 3 месяцев) не выполняет свои обязательства перед контрагентами, а эти обязательства должны составлять не менее 100 тыс. руб.
Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы:
- обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами и др., т.е. такие обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;
- обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора;
- обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора;
- обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.
Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения. Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, тем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.
Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д.
Ранее нами уже отмечалось, что объективное банкротство предприятий, выполненное в строгом соответствии с российским законодательством в этой сфере, является положительным явлением, так как направлено на повышение эффективности национальной экономики.
Но в то же время, как показала российская практика, банкротство может быть фиктивным или преднамеренным, осуществляющимся с целью ухода от долгов (обязательств) или незаконного передела собственности. Такое банкротство, кроме вреда в экономическом и социальном плане, ничего не приносит, и поэтому государство в лице своих соответствующих органов должно в корне пресекать подобные противоправные действия. К сожалению, эту функцию государство в полной мере не выполняет, так как на практике случаи фиктивного или преднамеренного банкротства встречаются довольно часто. Это, в частности, подтверждается в ежегодном послании (2002 г.) президента страны Федеральному Собранию РФ. В этом послании Президент РФ В.В. Путин в очередной раз указал на необходимость срочно навести порядок в сфере банкротства, и прежде всего в законодательстве. ""Поточное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом, - сказал Президент РФ. - Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит - невосприимчивым к коррупции".
Необходимо различать два понятия: управление предприятием и антикризисное управление предприятием.
Под управлением предприятием понимается комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых менеджерами с целью обеспечения финансовой устойчивости, максимизации прибыли и возрастания стоимости предприятия.
Целью управления предприятием является недопущение его кризисного состояния и тем более банкротства. Если предприятие доведено до такого состояния и банкротство не является фиктивным или преднамеренным, то это свидетельствует прежде всего о плохом менеджменте на предприятии, и в дальнейшем вряд ли такие руководители способны вывести это предприятие из кризисного состояния.
Антикризисное управление существенно отличается от традиционного управления предприятием, имеет свою специфику, которая связана с существенными изменениями в условиях деятельности предприятия, а также с непредсказуемостью ситуации и новыми управленческими проблемами.
В условиях кризиса, кризисных тенденций или их последствий на определенный период могут существенно измениться и цели деятельности предприятия.
Имеется еще и фактор времени, отпущенного по закону на выход из банкротства и погашение долгов. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что антикризисное управление существенно отличается от управления действующим предприятием, в первую очередь по цели и решаемым задачам.
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного менеджмента. Нам представляется, что наиболее репрезентативное из них следующее: "Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".
Можно сказать и так, что антикризисное управление - это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к предприятию-должнику, осуществляемых в рамках антикризисного законодательства.
Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (понятий):
- диагностики финансового состояния;
- оценки бизнеса предприятия;
- маркетинга;
- организационно-производственного менеджмента;
- управления персоналом;
- финансового менеджмента;
- антикризисной инвестиционной политики;
- антикризисного бизнес-планирования;
- организации ликвидации предприятия.
Эффективность антикризисного управления предприятием в значительной мере зависит от выявления истинных причин, почему предприятие оказалось в таком положении. Только в этом случае можно предпринять действенные меры по выводу предприятия из кризисного состояния. Это истина, но почему-то о ней часто забывают.