Опубликован: 14.05.2017 | Доступ: свободный | Студентов: 992 / 208 | Длительность: 37:41:00
Лекция 8:

Качество промышленной продукции

< Лекция 7 || Лекция 8: 123456 || Лекция 9 >

Вступление

Проблема повышения качества продукции для России в настоящее время является наиболее острой и злободневной, что связано со следующими причинами.

Во-первых, после затяжного экономического кризиса (начиная с 1990 г.) в РФ к 1999 г. была достигнута стабилизация, а в последующие годы начался определенный подъем национальной экономики. Придание этому процессу устойчивого характера на длительную перспективу вряд ли возможно без улучшения качества отечественной продукции.

Во-вторых, в условиях глобализации экономики и вхождения РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия может выиграть в экономическом, политическом и социальном плане только в том случае, если отечественная продукция будет конкурентоспособной на мировом рынке.

В-третьих, в современных условиях и в перспективе развитие России надлежащими темпами вряд ли возможно без увеличения и улучшения структуры экспорта. Вся мировая практика уже давно доказала, что более выгодно экспортировать готовую продукцию, но особенно - наукоемкую, а не сырьевые ресурсы.

В-четвертых, улучшение качества продукции является важнейшим направлением повышения эффективности общественного производства со всеми вытекающими отсюда позитивными экономическими и социальными последствиями.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции в России обусловливается и другими причинами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в России не произошли существенные позитивные сдвиги в области улучшения качества отечественной продукции?

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:

  • недопонимание руководителями верхнего эшелона власти на макро- и микроуровне значения решения проблемы качества для престижа России в экономическом, политическом и социальном плане. Если это не так, то чем объяснить отсутствие национальной программы по достижению высокого уровня качества отечественной продукции? Можно констатировать, что снизилась роль государства, его законодательных и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы;
  • в России до сих пор не созданы надлежащие условия для здоровой конкуренции. Это обстоятельство также свидетельствует о слабом государстве в лице исполнительных и законодательных органов;
  • ослабление контроля предприятий за качеством производимой продукции со стороны соответствующих органов;
  • практически полное отсутствие в средствах массовой информации пропаганды роли и значения качества отечественной продукции для имиджа России и ее граждан. Решение любой проблемы начинается с осознания ее значимости. Это в полной мере относится и к проблеме улучшения качества продукции. Поэтому воспитание граждан в духе прекрасного - это необходимый атрибут и прелюдия для решения этой важнейшей проблемы. И эту задачу должно выполнять государство.

8.1. Сущность и значение повышения качества продукции

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением (ГОСТ 15467-79).

Согласно международному стандарту НСО 8402-86 качество - "совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности".

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фрейгенбаум в своей книге "Контроль качества продукции" под качеством изделия или услуги понимает: "Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации". Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало работы предприятия, и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции - не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость - это полезность товара вообще, то качество продукции - это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория выполняет следующие функции:

  • наиболее полное удовлетворение потребителей продукции;
  • является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются;
  • характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;
  • качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цену, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

  • увеличить экспорт товаров и услуг;
  • улучшить структуру экспорта;
  • осуществить на практике ускорение НТП;
  • повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;
  • повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;
  • повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на повышение и поддержание высокого качества отечественной продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня - это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля - товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

< Лекция 7 || Лекция 8: 123456 || Лекция 9 >
Виктория Хайбрахманова
Виктория Хайбрахманова

Здравствуйте, я уже сообщила, но нет ответа, по поводу ошибок в тесте Лекции №1 курс "Экономика организаций" на который я сейчас записана. Мои правильные ответы засчитываются как неправильные, я думала неужели я ошибаюсь и заново перечитала лекцию, прошла снова тест, но ситуация повторилась, в своих ответах я уверена, и хочу "5".

Ирина Бурлакова
Ирина Бурлакова
Россия, Красноярск
Мария Зайцева
Мария Зайцева
Россия, Воронеж, ВГУ