Прошла курс Маркетинговые коммуникации в цифровом обществе 13 октября отправила комплект документов с чеком об оплате. На почте сообщили, что заказное письмо будет доставлено не более чем через 3 дня. До сих пор не получила свидетельства или сообщения, что документы получены. |
Развитие информационного общества
Основы развития информационного общества. Определение. Признаки. Факторы. Вектора развития.
Информационное общество считается феноменом постиндустриальной стадии развития общества, которая представляет собой совокупность общественных отношений, характеризующихся повышением роли информации, основанной на знаниях и повсеместным распространением информационных технологий в экономике. По мнению Дж. Несбитa информационное общество определяется повышением значимости компьютеров в жизнедеятельности людей и начало формироваться еще в 1960-1970-е гг [ 2.1 ] .
Термин "информационное общество" в научной среде был представлен в начале 1960-х годов в одно время и в Японии и в США и определил вектор развития целого научного направления. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института.
Общество считалось информационным, где процесс компьютеризации был направлен на: обеспечение участников данного общества доступом к источникам информации с высокой надёжностью, освобождение их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации производства. С учетом этого изменениям подвергается само производство (продукт должен быть более "информационно емким", что предполагает повышение доли инноваций, дизайна и маркетинга в стоимости продукта). Одной из движущих сил образования и развития общества считается производство информационного продукта [ 2.11 ] .
Информационное общество имеет ряд специфических признаков, которые существенно отличают от других стадий развития общества [ 2.17 ] . Среди основных признаков информационного общества Попов А.О. выделяет:
- появление и повышение значимости в экономической сфере новых технологических укладов, которые основаны на всеобщем применении новых информационно-телекоммуникационных технологий;
- расширение сферы влияния рынка информации и рынка знаний. Широкое распространение получают новые информационные товары и услуги, в связи с чем возникает необходимость в удовлетворении потребностей потребителей. Знания и информация в контексте информационного общества рассматриваются как факторы производства наряду с финансовыми, трудовыми и природными ресурсами;
- повышение значимости информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
- увеличение образованности населения, повышение общего научного, технического и культурного уровня посредством систем информационного обмена на различных уровнях: международном, национальном и региональном;
- увеличение значимости профессионализма и квалификации сотрудников, также повышается роль творческой составляющей как одной из существенных характеристик труда;
- обеспечение условий демократического развития общества на основе создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации [ 2.10 ]
Становление информационного общества представляет собой трехступенчатую модель, в которой определяется развитие информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). В данном случае рассматривается позиция применения и использования ИКТ надлежащим образом для стран, которые движутся в информационное или знаниеориентированное общество.
Этапы модели представлены следующим образом:
Этап 1: степень готовности ИКТ (что отражает уровень сетевой инфраструктуры и доступа к ИКТ).
Этап 2: интенсивность ИКТ (что отражает уровень использования ИКТ в обществе).
Этап 3: воздействие ИКТ (что отражает результативность / эффективность использования ИКТ) [ 2.15 ] .
Отражение сущности процесса формирования информационного общества определяется шестью группами параметров. Среди них выделяются следующие:
- информатизация общества, которое определяется повсеместным распространением и внедрение информационных технологий, повышение значимости сектора информационных технологий;
- динамичная высокоэффективная экономическая составляющая, которая подразумевает инновационную направленность экономики, повышение конкурентоспособности на международном рынке, высокопроизводительный бизнес;
- повышение индикаторов в области образования и здравоохранения, и также подушевых доходов;
- показатели развития инновационного направления;
- повышение показателей качества жизни населения страны [ 2.1 ] .
Нисневич Ю.А. в качестве индикаторов движения к информационному обществу выделяет следующие:
- расширение номенклатуры общедоступной гражданам информации и упрощение процедур доступа к ней;
- широкое внедрение средств информатизации в деловую активность, политическую деятельность и в средства массовой информации, в досуг и быт граждан;
- расширение трансграничного информационного обмена и возможность участия в ней граждан;
- рост относительного числа рабочих мест в сфере информационного обмена;
- укрепление средств борьбы с правонарушениями в информационной сфере;
- повышение информационной защищенности прав личности и частной жизни [ 2.7 ] , [ 2.8 ] .
Также к наиболее характерным признакам информационного общества относятся следующие:
- приоритет информации над другими ресурсами;
- решение проблемы информационного кризиса;
- информационная экономика как главная форма развития;
- глобальный характер использования информационных технологий;
- формирование информационного пространства человеческой цивилизации и др. [ 2.11 ] .
У. Мартин выделяет пять наиболее существенных факторов информационного общества:
- технологический фактор: информационные технологии получают широкое распространение на производстве, в различных учреждениях, системе образования и в быту;
- в социальной сфере: расширение доступа к информации становится важнейшим стимулятором изменения "качества жизни", формирования и утверждения "информационного сознания";
- экономический фактор: информация является базовым фактором перспективного развития, выступая в качестве ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
- политический фактор: свобода распространения и получения информации определяет значительный рост участия граждан в политиче¬ском процессе и достижению консенсуса между различными социальными группами и слоями населения;
- культурный фактор: ценностный характер информации, определяет ее роль в развитии отдельных индивидов и общества в целом [ 2.14 ] .
На основании рассмотренных учеными можно выделить 3 основных направления развития, характеризующих информационное общество: развитие экономики, развитие человеческих ресурсов и развитие технологий.
Как отмечает Карабаева К.Д., что "одной из главных целей существования современного государства является создание здорового информационного общества, которое также основывается на развитии общественных отношений в русле сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации и укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании" [ 2.5 ] .