Опубликован: 04.08.2016 | Доступ: свободный | Студентов: 1817 / 158 | Длительность: 26:16:00
Лекция 9:

Налоги в бизнесе

< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >

9.1. Основы налоговой системы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Основы действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов об отдельных видах налогов. За пять с половиной лет было много частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу, например, относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

Российским законодательством на налогоплательщика возлагается обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации вместе с государствами, входящими в СНГ, участвует в координации налоговой политики, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета. Поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Сейчас он узаконен, поскольку используется в Налоговом кодексе РФ. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой к доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов.

Налоговая система Российской Федерации дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков.

Классификация налогов, обязательных платежей и сборов

увеличить изображение
Рис. 9.1. Классификация налогов, обязательных платежей и сборов

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах.

Классификация налогов, обязательных платежей и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ представлена на рис. 9.1.

9.2. Налогообложение предприятий

Налоги являются самой болевой точкой хозяйства. Вряд ли можно создать налоговую систему, которой одинаково удовлетворятся как бизнесмены - плательщики налогов (постоянное усиление налогового пресса, сложная законодательная и нормативная база, некомпетентность работников налоговых инспекций), так и государственные органы, ответственные за сбор налогов и формирование доходов бюджета (сбор налогов не в полном объеме, недисциплинированность налогоплательщиков, необходимость постоянного контроля и т.д.).

Противостояние плательщиков и получателей налогов носит вполне объективный характер и реализуется самым различным образом. Об этом свидетельствует исторический опыт всего мира. Россия не избежала отмеченных фискальных проблем, тем более что новая налоговая система формируется при отсутствии каких-либо серьезных отечественных научных и практических разработок. Она во многом скопирована с налоговых систем зарубежных стран, не учитывает особенности российского хозяйственного опыта, состояние денежного обращения в России, характерный для нее уровень правовой культуры, технической оснащенности и другие особенности. Отсюда значительные проблемы во внедрении и известная напряженность в фискальных взаимоотношениях государства и бизнесменов.

Тем не менее, на сегодняшний день накоплен немалый позитивный опыт в практике налогообложения и "налогоплачения", выявлены недостатки и узкие места, установлены факторы, снижающие ее эффективность.

Система налогообложения хозяйствующих субъектов представлена следующими видами налогов, сборов и платежей:

  • налоги, сборы и платежи, включаемые в цену продукции (работ, услуг): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • налоги, сборы и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг): к ним относятся выплаты социального характера - взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и в Фонд обязательного медицинского страхования, а также транспортный налог, налоги в дорожные фонды, земельный налог;
  • налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций (до исчисления и уплаты налога на прибыль): налог на имущество предприятий, местные налоги и сборы (например, по Москве налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды общеобразовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог на рекламу);
  • налоги, исчисляемые от прибыли (дохода) предприятий и организаций, - налог на прибыль.

    Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), без налога на добавленную стоимость и акцизов, и затратами на производство и реализацию продукции, включенными в себестоимость продукции.

    В целях определения реальной величины налогооблагаемой прибыли из нее вычитаются суммы рентных платежей, вносимые в бюджет, доходы по ценным бумагам, доходы от долевого участия в других предприятиях, доходы от аренды, отдельных видов банковской деятельности и прочие, облагаемые по отдельным ставкам, а также налоги и платежи, оплачиваемые за счет балансовой прибыли;

  • налоги, сборы и платежи, относимые на прибыль, остающуюся после уплаты налога на прибыль (т. е. оплачиваемые из остающейся в распоряжении предприятия прибыли): налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименования "Россия", местные налоги, сборы и платежи;
  • налог на добавленную стоимость, который платят: предприятия и организации, имеющие статус юридического лица; индивидуальные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие расчетные счета; международные объединения; иностранные юридические лица; предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории РФ;
  • акцизы, которые платят предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары, т.е. товары (услуги), в цены (тарифы) которых включается акциз; список подобных товаров (услуг) утверждается Правительством РФ. Обычно акцизы вводятся на винно-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, шины для легковых автомобилей, автомобили, бензин, ювелирные изделия, меховые изделия и т.п. Сумма акциза определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализованных подакцизных товаров собственного производства и установленных ставок акцизов (обычно они бывают едиными на всей территории страны);
  • налоги в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог), уплачиваемые в установленном проценте от выручки (валового дохода) от реализации продукции за вычетом НДС, акциза, налога на реализацию горюче-смазочных материалов;
  • транспортный налог взимается с предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда;
  • земельный налог, уплачиваемый предприятиями и организациями всех форм собственности, которым предоставлены земельные участки в собственность, владение или пользование (предприятия - арендаторы земельных участков уплачивают арендную плату). Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади и утвержденных ставок земельного налога;
  • социальные выплаты, осуществляемые всеми предприятиями - юридическими лицами и лицами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленных размерах к фонду оплаты труда на предприятии;
  • налог на имущество предприятия, уплачиваемый предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими статус юридического лица, филиалами и самостоятельными подразделениями предприятий, имеющими отдельный баланс и расчетный счет. Налогом не облагается имущество бюджетных организаций, органов законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объектом обложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога установлена в проценте от налогооблагаемой базы.
< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >
Дмитрий Нечепуренко
Дмитрий Нечепуренко

Длительность требуется указывать в договоре на обучение.

Оксана Дудка
Оксана Дудка

Данные об организационно-правовых формах устарели. Пожалуйста, перепишите лекции!