Опубликован: 13.02.2015 | Доступ: свободный | Студентов: 2955 / 460 | Длительность: 08:07:00
Специальности: Журналист
Лекция 5:

Новости экономической тематики

< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >

Базовые экономические понятия

Новости экономической тематики даются начинающим журналистам с большими трудностями. Журналисты - обычно выпускники гуманитарных специальностей, испытывающие недоверие к точным наукам, сталкиваются с большим количеством экономических терминов и математических задач (например, при вычислении процентного соотношения). Обойти базовую теорию и математическую практику, увы не получится. Журналист информационного агентства, специализирующийся на новостях экономики (а доля таких новостей в качественном информационном агентстве должна составлять минимум половину ленты), должен уметь отличить балансовую прибыль от чистой, выручку от продаж от валовой выручки, дефицит от профицита и так далее. Каждая цифра, опубликованная в материале, должна быть перепроверена. Небрежность и невнимательность здесь могут стоить и репутации, и денег - в практике бывали случаи, когда СМИ не дописывало нули - путало миллионы с миллиардами - а предприятие грозило исками о защите деловой репутации.

Итак, базовый минимум терминов, которые пригодится журналисту информационного агентства:

  1. Балансовая или валовая прибыль (прибыль до налогообложения) - общая сумма прибыли предприятия от всех видов деятельности до вычетов налоговых и прочих обязательных платежей
  2. Чистая прибыль - прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и прочих обязательных платежей
  3. Выручка от продаж (от реализации) - средства, полученные предприятием от реализации продукции, услуг за вычетом возвратов проданной продукции
  4. Себестоимость продукции, услуг - затраты предприятия на производство продукции, услуг, выраженные в денежной форме
  5. Кредиторская задолженность - сумма долга предприятия перед другими субъектами
  6. Дебиторская задолженность - объем средств, который должны предприятию
  7. Дивиденды - часть прибыли предприятия, распределяемая между акционерами
  8. Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами, профицит бюджета - превышение доходов над расходами
  9. Облигации - ценные бумаги, которые выпускаются предприятиями или органами власти на определенный срок для решения финансовых задач. Эмиссия облигаций - выпуск и размещение облигаций. Эмитент - субъект, выпустивший облигации - обязуется выплатить владельцам облигаций номинальную стоимость ценных бумаг и проценты

Основные принципы работы с материалами экономической тематики

Показатели финансовой или производственной деятельности интересны в динамике. Возросла ли чистая прибыль предприятия за год или за полгода? Сопоставим ли дефицит региона с тем, что был год назад? Насколько возрос объем строительства в городе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? Цифры перестают быть бесцветными, если они даны в сравнении, а причина изменений объясняется устами эксперта, аналитика, чиновника или менеджера предприятия. В исключительных случаях в качестве объяснения причин, по которым изменились показатели, можно дать ранее озвученную информацию или перечень фактов, которые имеют отношения к изменениям.

Важно: сравнивать можно только сравнимое - как в части наименования продукции (услуг, финансовых показателей), так и в части периода. Например, объем производства труб большого диаметра за полгода нельзя сравнивать с объемом производства за месяц. В исключительных случаях можно указать, что "за полгода объем производства превысил аналогичный показатель за весь предыдущий год". Или количество квадратных метров жилья за год нельзя сравнивать с количеством построенных больниц.

В случае, если информация не предполагает сравнения (например, предприятие либо орган власти выпускает ценные бумаги или через систему госзакупок приобретает дорогостоящий объект), материал все равно должен содержать пояснения: цели выпуска, цели приобретения и так далее.

Таким образом, работая с материалами экономической тематики, важно:

  1. Показатели давать в динамике там, где это возможно
  2. Цифры - будь то динамика показателей или иные финансово-экономические действия субъекта - должны быть объяснены специалистами (или за счет бэкграунда).
< Лекция 4 || Лекция 5: 1234 || Лекция 6 >
Селена Шаронова
Селена Шаронова

Здравствуйте. Мне остались три задания выполнить, ноони только с куратором. Есле нет куратора, могу сдать экзамен без последних заданий?

Денис Шавин
Денис Шавин