Системы управления ресурсами предприятия (ERP-системы)
Сущность ERP-систем
В соответствии с определением Американской ассоциации по управлению запасами и производством (American Inventory and Production Control Society, APICS) термин "ERP-система" может употребляться в двух значениях. Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это методология эффективного планирования и управления ресурсами предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг.
Практически все ERP-системы построены по модульному принципу, что дает предприятию возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему действительно необходимы. Модули разных систем могут отличаться как по названиям, так и по содержанию. Тем не менее, есть некоторый набор функций, который может считаться типовым для всех программных продуктов класса ERP. Рассмотрим основные функции ERP-систем, условно подразделив их на функции управления запасами и производством, функции учета и управления финансами и функции управления персоналом [44].
Управление запасами и производством
К основным функциям ERP-систем в области управления запасами и производством относятся: управление спецификациями изделий и технологиями производства, планирование операций, управление продажами, управление запасами, управление закупками, управление производственными процессами.
Управление спецификациями изделий и технологиями производства
Современное промышленное производство характеризуется наличием сложных изделий, состоящих из сотен или даже тысяч составных частей - деталей, узлов, агрегатов и т.д. Структура таких изделий может быть схематично представлена в графическом виде, когда на первом (верхнем) уровне располагается само изделие, а на нижестоящих уровнях - те агрегаты, узлы и детали, из которых это изделие состоит.
Схема, отражающая состав сложного изделия, в английском языке получила название bill of material (BOM), в русском языке аналогами являются такие термины, как спецификация, состав изделия или рецептура. В такой схеме одна и та же деталь может присутствовать несколько раз, она может использоваться в составе разных узлов и агрегатов. Процедуру определения связей между различными уровнями изделия называют разузлованием (explosion). Схема разузлования позволяет представить сложное изделие как совокупность элементарных деталей, входящих в его состав. Такое представление изделия исключает дублирование одинаковых компонент, хотя при этом теряется представление о том, какие детали входят в состав отдельных узлов и агрегатов.
Функции управления спецификациями и технологиями ERP-систем позволяют организовать ведение реестра спецификаций, включая специфические характеристики продуктов и условия контроля их качества. При этом для каждой позиции может поддерживаться несколько вариантов спецификаций.
Характеристики технологий производства включают описание последовательностей производственных процессов и отдельных операций, а также всех материалов и трудозатрат, необходимых для производства той или иной продукции. Некоторые ERP-системы (например, применяемые в химической или пищевой промышленности) позволяют динамически корректировать формулы и рецептуры в зависимости от свойств и качества исходных материалов.
Спецификации позволяют определить все необходимые ресурсы, задействованные на разных стадиях производственного процесса, т.е. информацию для текущего планирования материальных потоков и загрузки производственных мощностей. Характеристики изделий и описания технологических процессов также важны и для оперативного управления производством, например, в случаях, когда требуется согласовать спецификации продуктов с особенностями тех или иных производственных линий.
Планирование операций
Функциональность ERP-систем позволяет поддерживать полную иерархию операционного планирования текущего уровня, включая формирование основного производственного плана, планирование потреб-ностей в материалах, планирование загрузки мощностей, а также формирование оперативных объемно-календарных планов.
Функции формирования основного производственного плана дают возможность разработать производственный план, соответствующий как уже имеющемуся портфелю заказов, так и прогнозируемому объему продаж, с учетом доступных ресурсов. При формировании основного производственного плана для каждого периода определяется объем конечной продукции, который необходимо произвести, с учетом ожидаемого спроса, имеющихся запасов и производственных мощностей.
Функции планирования потребностей в материалах позволяют определять, какие материалы и в каком количестве предприятию следует приобрести или произвести на основании основного производственного плана и соответствующих ему производственных заданий.
Функции обобщенного планирования загрузки мощностей предоставляют возможность формирования обобщенных планов загрузки, а также просмотра запланированных потребностей в ресурсах и сравнения их с имеющимися ограничениями. "Обобщенность" означает, что ограничения по ресурсам учитываются на уровне групп оборудования, подразделений или предприятий, и это гарантирует не превышение общего уровня загрузки.
Функции оперативного планирования загрузки мощностей позволяют учитывать динамику и реальное состояние производства. Это дает возможность приводить производственные планы в соответствие с доступными мощностями. Таким образом, средства детального планирования загрузки производственных мощностей позволяют планировать работы в соответствии с основным производственным планом в рамках заданного периода планирования, с учетом производственных и эксплуатационных заданий.
Наконец, ERP-системы позволяют формировать и контролировать исполнение детальных объемно-календарных планов, которые формируются для отдельных производственных заказов, с учетом приоритетов их исполнения.
Управление продажами
В качестве основных функций управления продажами можно выделить ведение информационной базы о клиентах, оценку возможности принятия клиентских заказов к исполнению, управление запасами готовой продукции и ее отгрузкой, расчеты цен заказов, а также обработку клиентских запросов.
Ведение информационной базы о клиентах предусматривает заведение на каждого клиента "электронной карточки", в которой регистрируется вся существенная информация. К такой информации, например, относится наименование клиента, его принадлежность к той или иной категории, контактные данные, платежные реквизиты, типовые условия поставок и оплаты за отгруженную продукцию.
Оценка клиентских заказов служит основой для принятия решения о том, следует ли принять заказ к исполнению или отклонить его. Это первый логический шаг производственного процесса, поскольку именно он предваряет формирование портфеля реальных заказов. В этой части ERP-система дает возможность как обобщенной оценки потенциального заказа, так и его детального анализа.
Формирование заказа сопровождается составлением комплектовочной ведомости, которая содержит информацию об объемах отгрузок, а также о складах, откуда будет производиться отгрузка готовой продукции. На основе таких ведомостей может быть организована автоматическая отгрузка, с автоматическим формированием всех соответствующих документов. Для международных операций документы могут формироваться на языке заказчика и в валюте, определенной для конкретного заказчика. Система также предоставляет возможность начисления различных налогов, скидок и наценок, в зависимости от заказчика или особенностей заказа.
ERP-система может полностью обеспечить процедуру ценообразования, включая определение цен и формирование прайс-листа. Также можно организовать процесс заключения договора, принятие его к исполнению и дальнейший контроль исполнения. При заключении договора определяются такие его условия, как номенклатура, размер партии, стоимость, условия и сроки поставки и оплаты. После этого договор ре-гистрируется и ставится на контроль, а на его основе формируются заявки на изготовление продукции.
Немаловажным моментом в отношениях предприятия с его клиентами является возможность быстро и четко реагировать на клиентские запросы, касающиеся конкретных заказов. Для этого в ERP-системах пре-дусматриваются специальные функции обработки клиентских запросов. Каждый раз, когда клиент интересуется состоянием своего заказа, менеджер может воспользоваться "экраном клиентских запросов", который позволяет получить оперативную информацию обо всех заказах клиента и состоянии финансовых взаиморасчетов. При этом менеджер может получить всю необходимую информацию о конкретном клиенте, отсортировать заказы по датам, клиентам, номерам и статусам заказа, просмотреть детали по любому из заказов и если необходимо - внести изменения и дополнения, просмотреть бухгалтерские проводки по счетам дебиторов для определения кредитного статуса клиента, просмотреть детали переписки и контактов с клиентом, просмотреть складские позиции и забронировать товар, просмотреть предварительные оценки заказов и сформировать заказ.
Управление запасами
ERP-системы позволяют управлять материальными потоками, синхронизируя их по времени, с учетом имеющихся запасов и их использования для производства каждого вида продукции. Соответствующие функции системы позволяют оперативно выявлять проблемы, связанные с запасами. В частности, специальные отчеты позволяют контролировать наличие материалов на складах и в производственных цехах, а также фор-мировать перечни всех материалов, необходимых для выполнения конкретных заказ-нарядов на производство, включая отсутствующие материалы, которые должны быть закуплены или произведены.
В ERP-системе каждый вид запасов подлежит описанию, которое может быть различным для разных категорий материалов. Кроме того, в зависимости от происхождения и роли в процессе производства запасы могут характеризоваться как закупаемые, производимые, перемещаемые, складируемые или нескладируемые.
В части управления складами ERP-система позволяет контролировать состояние каждого склада в режиме реального времени. При этом менеджер может видеть каждую единицу материала или товара независимо от того, где именно она находится, даже если этот тип материала складируется в нескольких местах. Одной из наиболее важных функций является синхронное управление несколькими складами одновременно. При этом на разных складах могут храниться запасы с одинаковыми кодами, а также с одинаковыми или разными наборами счетов, по которым производится учет.
Функции управления запасами ERP-систем, как правило, дополняются набором стандартных отчетов. К их числу относятся отчеты по складским операциям, отчеты о запасах по местам складирования, отчеты о транзитных запасах и другие.
Управление закупками
ERP-системы поддерживают функции, связанные с закупочной деятельностью предприятия. В частности, система позволяет инициировать закупочные операции на основе информации из разных источников. К числу документов, которые могут служить основанием для инициирования закупочных операций, относятся заказы на приобретение сырья и материалов, клиентские заказы, заказ-наряды на производство, заявки на перемещение материалов, план-график выпуска продукции. При этом система позволяет контролировать расход материально-производственных запасов и их пополнение в хронологическом порядке по каждому на-именованию.
Система позволяет контролировать преобразование заявки на закупку в заказ к поставщику, при этом заявка может иметь разные статусы, например, "заявлено", "одобрено", "отклонено", "приостановлено", "преобразовано в заказ", "архив". При преобразовании заявки в заказ все позиции должны иметь статус "одобрено" и иметь соответствующего поставщика.
После формирования заявок на закупку и одобрения заявленных позиций уполномоченным лицом формируются сводные заказы поставщикам. На базе одного заказа на закупку можно осуществить поставку одного и того же изделия по разным объектам управления - филиалам, предприятиям, складам и т.д.
Управление закупками в ERP-системах позволяет отслеживать такие данные, как состояние расчетов с поставщиками (график платежей), тарифы и возможные скидки. Каждая строка заказа на закупку может быть привязана к породившим ее операциям: заказ-наряду на производство, заказу клиента, складскому заказу, заказу на перемещение, проекту. При этом для одного и того же товара или запаса система позволяет использовать различные единицы измерения и обеспечивать их преобразование.
Управление производственными процессами
Современные промышленные предприятия должны иметь возможность применять различные методы производственного менеджмента, в зависимости от особенностей производственных процессов и форм организации производства. Поэтому функциональность производственных модулей ERP-систем включает различные методы управления, позволяющие обеспечить необходимый уровень контроля производства. К таким методам, в частности, относятся метод заказ-нарядов на производство (для управления выпуском продукции под заказ), метод производственных графиков (для управления серийным производством), метод JIT/KANBAN.
Каждая методика имеет свои преимущества, в зависимости от уровня гибкости и желаемой глубины контроля. Управление по заказ-нарядам предлагает самый детальный уровень контроля, но взамен требует боль-шого объема ввода данных. С другой стороны, метод KANBAN предполагает очень простое планирование и контроль операций, но накладывает очень жесткие требования на управление складами. В итоге, каким бы ни был выбранный метод производства, ERP-система предоставляет средства и аналитические данные, которые делают производство эффективным и гибким.