Опубликован: 06.03.2014 | Доступ: свободный | Студентов: 2031 / 667 | Длительность: 04:45:00
Лекция 1:

Предмет этики

Лекция 1 || Лекция 2 >
Аннотация: Понятия "этика" и "мораль" ("нравственность") в их широких и узких значениях. Разные формы обнаружения морали: а) принципы (ценности и нормы, правила), б) поступки и отношения. Качество морали проявляется в отношении человека к себе, к другим и к высшему началу. Императивный и ценностный аспекты морали. Культурно-исторические изменения области других как предмета морального отношения: включение животных и природы в сферу моральной ответственности человека.Структура этики: теоретико-философская, нормативная, прикладная составляющие. Задачи и предмет различных областей (направлений) этических исследований. Профессиональная и корпоративная деятельность как предмет прикладной этики. Внутренняя связь между теоретической, нормативной и прикладной составляющими этики.

Мораль и этика

Слово "этика" в узком и философски специальном смысле слова обозначает теорию морали, философское учение о морали. Для подчеркивания этого значения слова пользуются терминами "моральная философия" или "философская этика". В широком и менее строгом смысле этика – это более или менее систематизированные моральные взгляды и принципы (ценности и нормы, правила), касающиеся поведения (в том числе в конкретных видах деятельности). Слова "мораль" и "нравственность" (которые здесь используются как синонимы) обозначают а) принципы, б) поступки, которые совершаются в соответствии с ними и сообразно им. В широком смысле это могут быть любые принципы, в узком – принципы определенного предметного содержания, а дополнительно и с особым механизмом предъявления и санкционирования. В обычной речи слово "этика" нередко употребляется в расплывчатых значениях – как синоним морали, нравственности и даже этикета.

Итак, мораль обнаруживает себя двояко. С одной стороны, это – принципы (ценности и соответствующие им нормы, правила), которые ориентируют человека на благо других. Таковы ценности: невреждение, справедливость, благорасположение, дружественность, помощь, забота и т.п. и нормы: не вреди, относись к другому с уважением, будь дружествен, помогай, заботься и т.п. С другой стороны, мораль это – поступки (решения и действия) и отношения, по содержанию соответствующие или сообразные (положительно или отрицательно) названным принципам. Это содержание может реализовываться по разным основаниям: в ответ на предполагаемые или высказываемые ожидания общающихся людей или членов группы, по аналогии с имеющимся индивидуальным или групповым и общественным опытом, в соответствии с традицией. Исторически моральные ценности и требования формируются на основе обобщения опыта реальных человеческих отношений и действий. Они имеют разную степень значимости и обязательности и могут функционировать в культуре сами по себе, ассоциировано с другими ценностями и требованиями или систематизированными в кодексе.

Качество морали, или моральность проявляется в отношении человека к себе, к другим и к высшему началу (идеалу, Богу). Область других как предмет морального отношения культурно-исторически варьируется. В неразвитых системах морали область других может ограничиваться "своими", а в развитых – распространяться на каждого человека независимо от его внешнего положения (этнически-конфессионального, социально-экономического, интеллектуального и т.д.), а также на любых чувствующих существ, природу и т.п. Хорошими и правильными, с этической точки зрения, считаются действия, содействующие благу других; они оцениваются положительно.

Моральные ценности и требования обращены к человеку и предполагают от него не только добродетельных и справедливых действий, но также и особого способа их совершения: это – действия, совершаемые свободно, намеренно, бескорыстно, справедливо и с заботой о благе других.

Различие долженствовательного (императивного) и ценностного аспектов при рассмотрении морали столь значимо, что в истории философии мораль могла рассматриваться только как выражение долга или только как выражение добра (блага). На основе этого в этике сформировалась теоретическая оппозиция долга и добра (блага), суть которой заключается в вопросе о том, какое начало в морали является исходным – императивное (долг) или ценностное (добро). Однако принципиальная с точки зрения теоретического рассуждения, эта антитеза не представляет особой проблемы для самого морального сознания. В его рамках ценностные и императивные суждения легко взаимно преобразуются. Утверждение чего-то в качестве добра, например, помощи слабым, одновременно означает, по логике морали, его вменение к непременному исполнению в качестве должного и правильного; и, наоборот, определение чего-то в качестве должного, например, помогающего поведения, означает, что его исполнение, т.е. помощь, есть добро.

Еще один подход в рассмотрении морали возможен при построении этики как теории добродетелей. Традиция такого подхода идет из античности. Если этика норм отражает ту сторону морали, которая связана с формами организации, или регуляции поведения, а этика ценностей анализирует позитивное содержание, посредством норм вменяемое человеку в исполнение, то этика добродетелей указывает на личностный аспект морали – на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести.

От античности до Нового времени включительно доминирующим было представление о морали как обязанностях человека по отношению к себе и к другим людям. Предмет внимания этики – человек, его отношения с другими людьми и обществом, его нравственное совершенство.

В истории философии и морали было немало мыслителей, которые ратовали за моральное отношение к животным, растениям, природе вообще. Особенно последовательно эту точку зрения проводили некоторые религиозные мыслители, усматривавшие в каждом живом существе Божье творение и относившиеся к природе в целом как к порождению Бога, а нередко и как к месту его обитания. Тем не менее, почти во всех религиозных традициях человек выделялся из царства природы, рассматривался как венец творения и даже как сотрудник Бога в его земных делах. За исключением некоторых религий, в особенности джайнизма и дзен-буддизма, природа воспринимается лишь как источник ресурсов и средство обеспечения человека, его благополучия и торжества.

Радикальный поворот в этом вопросе происходит во второй половине ХХ века. В это время появляется и постепенно получает широкое распространение новое мировоззрение, основанное на уважении к природе, восприятии ее как ценности самой по себе и, соответственно, осознании ответственности человека за ее сбережение. Этот новый взгляд на природу как нравственную ценность лег в основу экологической этики.

Структура этики

Этика как теория морали неоднородна. В ней есть разные уровни исследования: этико-философский, нормативно-этический и этико-прикладной.

Предметом философской этики является сущность морали, ее место и функции в жизни человека и общества. Под влиянием этико-экологических дискуссий, обусловленных переосмыслением отношений человека с природой, меняется и понимание морали, и философскую этику все больше интересуют место и функции морали не только в жизни человека и общества как таковых, но и в отношениях человека с окружающей средой, животными, дикой природой.

Предметом нормативной этики являются моральные принципы (нормы и ценности): разнообразное содержание добра и зла, правильного и неправильного, добродетели, обязанности, справедливости и т.д. – в их историческом, социальном и культурной развитии. Нормативная этика не только изучает нормы и ценности, но и рационализирует существующие нормативные и ценностные представления, т.е. вскрывает их не всегда явное для обыденного сознания содержание и, тем самым, критикует бытующие стереотипы и предубеждения. Если посмотреть с этой точки зрения на историю мысли, то можно легко заметить, что этика становится и долгое время развивается преимущественно как критический анализ существующих моральных представлений, характеров и нравов. Философия морали нередко выступает как основание этого критического анализа, его теоретическое обеспечение.

Прикладная этика тесно связана и с философской этикой, и с нормативной этикой. Прикладная этика опирается на общее понимание морали, вырабатываемое философской этикой, но предметом ее внимания является не феномен морали сам по себе, а моральные аспекты и проблемы тех отношений, в которые вступают люди, осуществляя специальные виды деятельности. Прикладная этика использует тот категориальный аппарат, который разрабатывает нормативная этика, но в отличие от нормативной этики прикладная этика изучает нормативное содержание специальных видов деятельности, реально практикуемые в них правила, а также те социальные и культурные условия, в которых эта деятельность осуществляется, и те социальные устройства и механизмы, посредством которых обеспечивается действенность этического режима.

Под частными видами деятельности понимается, в первую очередь, профессиональная деятельность, т.е. такая деятельность, которая связана выполнением специальных, общественно значимых функций. Некоторые исследователи в области прикладной этики считают, что особое внимание общества обращено на профессии, направленные на человека. Действительно, кодексы профессиональной морали, или этики возникают по поводу деятельности врача, учителя, судьи, исследователя, инженера, военного. Люди, выполняющие эти функции, в силу обстоятельств и условий профессии постоянно оказываются в ситуациях, в которых общечеловеческие нормы морали в их чистом виде не применимы. Отношения, в которые они вступают, не всегда допускают равенство и взаимность, не всегда предполагают заботу, нередко выражаются в действиях, несущих тем, на кого они направлены, страдания. Различные кодексы профессиональной этики и развиваются для того, чтобы ограничить негативные последствия неравенства, отсутствия взаимности, необходимости принуждения и т.д. Прикладная этика изучает особенности действия морали в таких "ограниченных", "односторонних" условиях.

Профессиональные кодексы морали привносят в профессию требование социальной ответственности. Этика ориентирует профессиональную деятельность на общее благо. Ориентация на общее благо является определяющей характеристикой профессиональных кодексов морали.

Помимо профессиональной деятельности объектом прикладной этики является, например, деятельность корпораций. Корпоративная этика представляет собой принципы и нормы, определяющие поведение членов корпорации как добровольного и социально закрытого объединения, созданного для ведения специализированной деятельности. Корпоративная этика может пересекаться с профессиональной этикой в той мере, в какой в корпорации работают люди разных профессий.

Прикладная этика появляется и развивается в ответ на общественную озабоченность по поводу социально-нравственных проблем, возникающих в связи с обособленным развитием профессий, корпораций, организаций, частных видов социальной активности, таких трансформаций в них, которые могут представлять угрозу общему благу. И внутри профессий, корпораций, организаций могут возникать внутренние нормативные проблемы, обусловленные возможным недобросовестным исполнением профессиональных и служебных обязанностей, порочащих достоинство профессии, корпорации или организации; эти проблемы для общества тоже очень важны. Но общество гораздо более обостренно воспринимает проблемы иного рода, которые связаны, с одной стороны, с соблюдением прав человека в профессии, корпорации, организации и, с другой стороны, c обеспечением общего блага. Функционирование профессии, корпорации или организации должно содействовать общему благу; причем это относится как к непосредственным, так и к косвенным результатам деятельности профессии, корпорации или организации.

Так же как и другие отрасли прикладной этики, экологическая этика появляется во второй половине ХХ в. и развивается на протяжении его последней трети в ответ на постепенное осознание человеком уязвимости природы (шире, экосферы) перед индустриальным давлением человека на природу, которое с каждым годом становится все более разрушительным, а порой и необратимо разрушительным для природы.

Творческие задания

  1. Характер морали хорошо виден на примере таких фундаментальных и в культурно-историческом плане универсальных принципов, как талион, золотое правило и заповедь любви. В той или иной форме эти правила известны во всех культурах на относительно развитых ступенях их развития. Наиболее древним является правило талиона: "Поступай с другими людьми так, как они поступают с тобой", более известное по формуле "око за око, зуб за зуб" (Библия. Исход. 21:24–26. Ср. Коран. 2:178). Талион формируется как одно из первых нравственных ограничений, призванных положить конец безудержности насилия. Изначальный его смысл состоял в ограничении затмевающего сознание гнева и установлении строгой меры в ответном насилии: на ущерб, тем более обратимый, нельзя отвечать убийством – следует отвечать соразмерно. В Новом Завете талион решительно отвергается, однако косвенно сохраняется (например, в заповеди "Не судите да не судимы будете") в формах, переходных к золотому правилу, которое гласит: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Евангелие от Матфея. 7:12). Близким к золотому правилу является заповедь любви: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". В полном виде Заповедь любви гласит:

    "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

    Евангелие от Матфея. 22:37–39

    Сами по себе эти принципы были сформулированы и осмыслены в качестве основополагающих еще до возникновения христианства. В известном нам виде заповедь любви впервые заповедуется в Пятикнижии Моисея; присущее ему нормативное содержание прямо выражено учении Аристотеля о дружбе. Близкие по смыслу наставления содержатся в моральных учениях Древнего Востока. Эти принципы содержатся в исламе.

    Охарактеризуйте данные принципы в плане характера предполагаемого деятеля (субъекта действия), отношения к другому и к высшему началу.

  2. Мораль (нравственность) отлична от таких, близких ей явлений, как нравы и этикет. Опишите специфические характеристики морали в сравнении с нравами и этикетом по таким признакам, как характер требования, субъект требования, объект требования, характер санкции, статус личности.
Лекция 1 || Лекция 2 >
Нина Помелова
Нина Помелова
Валентина Сергун
Валентина Сергун