Политехнический колледж Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Опубликован: 05.12.2011 | Доступ: свободный | Студентов: 9001 / 2375 | Оценка: 4.51 / 4.21 | Длительность: 11:02:00
Специальности: Художник, Фотограф
Лекция 8:

Вывод изображения на печать

< Лекция 7 || Лекция 8: 12
Аннотация: В этой лекции рассматриваются операции, которые непосредственно относятся к созданию в Photoshop CS5 печатного документа.

Основные представления о цветной печати

Ранее говорилось о том, что аддитивная RGB-модель неприемлема для печати, поскольку обыкновенные краски не излучают. Противоположная ей цветовая субстрактивная модель CMYK построена на восприятии человеком отраженного света и когда мы смотрим на бумагу, то информацию о ее цвете мы получаем из отраженного света. Следовательно, модель CMYK по своей идеологии лучше подходит для цветной печати, чем RGB.

Новый термин

Цветная печать - способ воспроизведения на бумаге (ткани или другом материале) многокрасочных изображений. Выполняется с помощью специальных фотоформ (клише), число которых соответствует числу печатных красок. Так, при трехцветной печати применяют три основные краски: жёлтую, голубую и пурпурную (CMY). Для передачи тёмных цветов этих красок (или их оттенков) недостаточно и приходится прибегать к четвертой краске - чёрной (blacK). В этих случаях печать называется четырехцветной (CMYK).

Многокрасочный оттиск получают последовательным переносом соответствующей краски с формы (клише) на лист бумаги с точным совмещением границ изображения. Печатание выполняется на много- или однокрасочных печатных машинах в один или несколько приёмов (прогонов). Профессиональная полиграфическая печать документов предполагает использование в макете растрированных и цветоделенных иллюстраций.

Цветоделение

При цветной печати для изготовления каждого клише (фотоформы) необходимо получить так называемый цветоделенный негатив. Иначе говоря, оригинал-макеты для цветного изображения должны быть представлены в виде нескольких пленок (форм): по одной для каждой наносимой краски. Разделение цветного изображения на отдельные краски (сепарации) называется цветоделением. При этом любой цвет в оригинале представляется сочетанием базовых цветов, взятых в разных пропорциях.

Новый термин

Цветоделение есть разделение цветов изображения на формы (или пленки) для печати на типографском станке (ФНА). Другими словами, цветоделение разбивает цвета на составляющие, что необходимо для печати публикации в типографии. При совмещении базовых цветов все цвета публикации комбинируются и образуют на печатном оттиске композитное изображение.

Цветоделение происходит следующим образом: исходный оригинал освещается белым светом, между оригиналом и экспонируемой фотопленкой последовательно устанавливают светофильтры. Красный светофильтр генерирует Голубую (Cyan) сепарацию, зеленый фильтр - пурпурную (Magenta), синий фильтр используется, чтобы генерировать Желтую (Yellow) сепарацию. Черная сепарация получается путем совмещения всех трех.

Типографский растр

При печати цветоделенные формы (сепарации) переносятся на бумагу базовой краской одного цвета - полутоновыми растрами.

Новый термин

Растр - периодически (линейно) или хаотически (стохастически) повторяющихся набор точек различной величины, создающих иллюзию плавных полутоновых переходов.

Если под увеличением рассмотреть отпечатанное в типографии изображение, то видно, что оно - точечное, т.е. состоит из растровых точек. В линейном растре точки равноудалены. При популярном сегодня частотно-модулированном (стохастическим) растрировании точки растровой сетки располагаются на разном расстоянии друг от друга. Таким образом, при печати изображение растрируется. В компьютерных издательских системах растрирование проводят с использованием аппаратных и программных средств. Растрирование - обязательный элемент печати. В подавляющем большинстве случаев задача растеризации возлагается на само устройство вывода - PostScript принтер или фотонаборный автомат (ФНА). Растеризатор встроен в интерпретатор языка описания страниц PostScript, используемого типографским принтером.

Новый термин

Фотонаборные автоматы - дорогостоящие и сложные устройства, покупку которых может позволить себе не каждое издательство. Все фотонаборные автоматы используют язык PostScript и имеют в несколько раз более высокое разрешение печати, чем лучшие принтеры. Для вывода оригинал-макетов некоторые издательства обращаются к услугам сервис-бюро, специализирующихся на предпечатной (допечатной) подготовке изданий.

При растровой печати печатание оттисков производится с формы, на которой изображения состоят из растровых печатающих элементов. В полиграфии используются различные формы растровых точек, но наиболее традиционная и широко распространенная - круглая. Когда растровая точка черная, то для передачи полутонов (оттенков) используется изменение размеров точек растра и расстояний между ними. Большие черные точки с малыми расстояниями между ними создают впечатление темных тонов, а мелкие точки с большими белыми пространствами между ними создают иллюзию светлых оттенков. Так, например, 20 процентов серого создается не с помощью соответствующей 20-процентной серой печатной краски, а с использованием черной печатной краски, покрывающей только 20 процентов от поверхности области, занятой этим оттенком.

На растр влияет не только разрешение принтера, но и сорт бумаги. Чем ровнее и плотнее поверхность бумаги, тем лучше передаются полутона. Так, газетная бумага имеет очень грубую структуру и высокую степень растекания (растискивания) краски. На качестве растра сказываются также тип печатной машины и сорт типографской краски.

Что такое PostScript-драйвер принтера?

Для типографии оригинал-макет должен быть представлен на прозрачной пленке в натуральную величину. Вывод документа на пленку осуществляется с помощью фотонаборного автомата - аналога лазерного PostScript принтера с разрешением порядка 3600 dpi. PostScript - это формат, который часто используется для подготовки файлов, предназначенных для профессиональной печати. PostScript-драйвер принтера сообщает операционной системе Windows, как перевести публикацию на язык PostScript.

Новый термин

PostScript (Пост скрипт) - язык высокого уровня для описания страниц, стандартный командный язык управления фотонаборными аппаратами. Постскрипт - разработка компании Adobe Systems. Является стандартом де-факто в области издательских систем. Позволяет детально описать характеристики и расположение любых элементов, таких как шрифты, линии, изображения, кривые и т.д., на странице издания для отображения на экране дисплея или устройстве вывода, оборудованном интерпретатором языка PostScript.

При создании файла PostScript все объекты публикации, включая разметку, иллюстрации и шрифты, преобразуется в PostScript - язык, который PostScript-принтеры используют для печати графики высокого разрешения. Спецификации PostScript лицензированы практически всеми производителями лазерных принтеров и фотонаборных автоматов, а также разработчиками программного обеспечения для издательских систем и подготовки документов. Windows содержит PostScript-драйверы многих из принтеров и такой PostScript-драйвер можно установить, даже не имея PostScript-принтера как реального устройства в наличии.

Перечислим достоинства, которыми обладают только PostScript-принтеры:

  • можно задавать параметры растрирования при печати: линеатуры и углы растрирования для каждой выводимой формы;
  • непосредственная загрузка в принтер шрифтов Type 1. При печати на прочих принтерах шрифты будут преобразованы в контуры (переведены в кривые);
  • адекватное отображение инверсного текста. Для прочих принтеров требуется установить режим печати шрифтов как графики, что значительно увеличивает время печати и требует больших ресурсов принтера;
  • высокая точность и отсутствие погрешностей при выводе на печать повернутых и искаженных изображений. Можно печатать в произвольным масштабе, зеркально, и по несколько сверстанных страниц на одном листе.

Разрешение и линиатура растра

Цифра, указываемая в паспорте принтера как разрешение (например, 300 dpi), представляет собой количество реальных точек, которое может напечатать принтер на единичном отрезке длиной 1 дюйм. Количество растровых точек, приходящихся на единицу длины (шаг сетки растра), также имеет свою единицу измерения, называемую линиатурой. Линиатура измеряется в линиях на дюйм (lpi, lines per inch). Для формирования растра требуются множество точек разного размера, и, следовательно, линиатура растрового изображения всегда меньше разрешения принтера.

Новый термин

Линиатура растра - число растровых элементов в 1 сантиметре (или 1 дюйме), т.е. плотность полиграфического растра. Это параметр, характеризующий растровую структуру количеством линий на единицу длины. Линеатура измеряется в "линиях на дюйм" (lpi) - по международной шкале или в "линиях на сантиметр" - по отечественной. Переводной коэффициент - 2,54 (150 lpi = 59 л/см). В компьютерном растрировании чаще используются единицы измерения линиатуры в линиях на дюйм.

При повышении линиатуры растра менее заметной становится растровая структура изображения и лучше воспроизводятся мелкие детали изображения. Очевидно, что от линиатуры растра зависит видимое качество иллюстраций. Чем выше линиатура, тем менее заметны образующие растр точки, и отпечаток ближе к оригиналу. Большинство газетных иллюстраций печатается с растром 75 lpi, а журнальных - 133 lpi (133 точки в каждой строке изображения).

Муар

Растрирование имеет два аспекта: пространственная частота растра определяет тоновый диапазон и уровень детальности, достижимый в окончательном отпечатанном изображении, а угол поворота растра определяет объем информации, которую должно содержать изображение для получения хорошего качества печати. Простейшим случаем цветной печати является использование плашечных цветов. В этом случае каждый из плашечных цветов изображения выводится на отдельную пленку. При работе с плашечными цветами фактически выполняется растрирование, при котором интенсивность цвета уменьшается пропорционально интенсивности точек полутонового растра. Традиционно угол наклона при печати монохромных документов и печати плашечными цветами составляет 45° - это значение обеспечивает наилучшую маскировку (скрытие) линейной структуры растра, что проверено на практике.

Более сложным является цветоделение полноцветных документов. При этом для представления всех цветов используются четыре краски модели CMY(K), называемые также триадными. Такие документы выводятся с помощью фотонаборного автомата на четыре пленки, соответствующие базовым цветам этой модели. Каждый из них растрируется отдельно с различными углами наклона растровой сетки. Стандартными считаются углы 15 градусов для голубого, 75 градусов для пурпурного, 0 градусов для желтого и 45 градусов для черного цветов. Такие углы наклона растров базовых цветов при печати триадными (CMYK) красками позволяют образовать нормальный оттиск и избежать возникновения муара. Иначе говоря, при такой величине углов пятна, формирующие напечатанные изображения, глаз наблюдателя легче смешивает, как бы сливая их вместе и растровая структура изображения менее заметна.

Принятые по умолчанию углы наклона растров, соответствующих базовым триадным цветам, подобраны на основе многолетнего опыта, и для их изменения нужны очень весомые причины. Если эти углы наклона растров не согласованы, то на изображении появляется муар (интерференционный паразитный узор - брак цветовоспроизведения). В конечном итоге углы наклона растров должны быть подобраны так, чтобы точки базовых цветов группировались в виде полиграфических розеток. Каждую такую розетку можно рассматривать как некую точку цветного растра, образующую цвет в данной точке изображения. Так, например, при цветной печати "узор" из 16-ти пурпурных точек, 16-ти жёлтых и 32-х пустых (то есть белых) по законам смешения цветов дадут светлый оранжевый цвет.

Треппинг и печать с наложением

Для успешной печати в типографии цветных изданий часто необходима особая стадия подготовки макета - треппинг, т.е. взаимное перекрывание элементов на странице, необходимое для компенсации погрешностей совмещения (приводки) печатных форм и клише на типографском станке. При отсутствии треппинга между смежными цветами могут возникать белые или цветные зазоры. Этот способ печати, как и печать с наложением, применятся для компенсации механических погрешностей печатного станка.

Новый термин

Треппинг (Trapping) - процесс компенсации неточности приводки при печати, в результате которой могут появиться зазоры между пересекающимися объектами. Треппинг заключается в создании узкой полоски смешения цветов на границе объектов разного цвета. Другими словами, треппинг - это незначительное растягивание одного из смежных объектов разных цветов, так что граничащие цвета немного накладываются. Возникающий при наложении третий цвет будет ближе к более темному из них. Форма объекта может от этого слегка исказиться.

Самыми простыми приемами треппинга являются сжатие (choking), или внутренний треппинг, и растяжение (spreading), или внешний треппинг. Сжимается или растягивается, как правило, цветовой объект, более светлый. Если перекрывающий объект светлее фона, делается внешний треппинг, а если фон светлее объекта, в фоновом цвете цвета немного стягиваются внутрь - внутренний треппинг.

Итак, при печати в несколько красок нужно, чтобы цвета располагались друг относительно друга точно, то есть были приведены. Треппинг - один из способов выполнения приводки. Он применяется для улучшения качества печати на печатных машинах. Печатная машина является механическим устройством. Печатный лист, проходя через машину, растягивается, деформируется при нанесении на него краски, может двигаться неравномерно, смещаться в стороны. Причем в каждом конкретном случае искажения при печати могут быть разными. Если вы проведете треппинг публикации, то возникающие при такой цветной печати дефекты будут не так заметны.

Второй способ компенсации погрешности приводки форм - печать с наложением (Overprint). Если мы для иллюстрации назначим объекту обводку, т.е. присвоим атрибут печати с наложением с помощью команды Overprint, то обводка будет печататься вдоль границы объектов. Этим и достигается устранение неточной приводки форм. Overprint (печать поверх или печать с наложением) применяется при печати объектов и текста на цветном фоне. Этот способ эффективен при печати черных или темных объектов поверх светлых объектов, а также при печати мелких объектов.

Пример 8.1. Задания треппинга в Adobe Photoshop

Чтобы задать треппинг в этой программе проделайте следующие команды:

  1. Откройте ваше RGB изображение в Adobe Photoshop.
  2. Командой Image (Изображение) | Mode (Режим) | CMYK Color (Модель CMYK) конвертируйте ваше изображение к печати в цветовую модель CMYK.
  3. Выполните команду Image (Изображение) | Trap (Треппинг) и задайте ширину треппинга (Width-Ширина) и его размерность (Trap Units-Единицы треппинга) - рис. 8.1.
Окно Trap (Треппинг) в программе Adobe Photoshop

Рис. 8.1. Окно Trap (Треппинг) в программе Adobe Photoshop
Примечание

Если вы собираетесь печатать изображение для домашних целей, то величину треппинга в программе можно оставить по умолчанию. При подготовке изображения к профессиональной типографской печати желательно перед нажатием на кнопку ОК в окне Trap (Треппинг) проконсультироваться с экспертом сервисного бюро или типографии. Иначе говоря, если вы не специалист и вам требуется выполнить грамотное цветоделение и трепинг изображений, то бюро полиграфических услуг (сервисное бюро, сервис-центр) может выполнить для вас эту работу. Такие бюро предоставляют различные услуги, например, сканирование и допечатную проверку изданий, что позволяет подготовить публикации к печати на типографском оборудовании. Обычно такие бюро есть в крупных городах, где имеется спрос на подобные услуги.

Создание печатного документа в Adobe Photoshop

Большинство домашних пользователей Photoshop ограничиваются печатью изображений на цветном струйном принтере. Для простейших типов изображения, таких, как черно-белый рисунок, используется только один цвет, выбранный из оттенков серого. Такие изображения можно печатать на домашнем лазерном принтере. При профессиональной типографской печати изображения, содержащие более одного цвета, необходимо выводить на отдельные печатные формы: одна форма под каждый цвет. Как уже отмечалось выше, данный процесс, именуемый цветоделением, обычно сводится к печати чернилами основных четырех цветов CMYK-палитры: голубой, пурпурный, желтый и черный. Photoshop позволяет пользователю задавать параметры формирования печатных форм.

Детализация напечатанного изображения зависит от разрешения самого изображения (в пикселах на дюйм) и разрешения принтера (в точках на дюйм). Пользователи, не являющиеся типографскими работниками или сотрудниками студий печати, как правило, используют для печати настольные принтеры, а не устройства фотовывода. Разрешение большинства струйных принтеров приблизительно составляет от 300 до 600 точек на дюйм. Разрешение большинства настольных домашних лазерных принтеров PostScript составляет 600 точек на дюйм, а разрешение профессиональных устройств фотовывода PostScript - 1200 точек на дюйм или выше.

В Photoshop CS5 имеются следующие команды вывода на печать:

Печать Выводит диалоговое окно "Печать", в котором можно просмотреть общий вид изображения и задать параметры. Настроенные пользователем параметры печати сохраняются как новые значения по умолчанию при нажатии кнопки "Готово" или "Печать".
Печать одного экземпляра Осуществляет печать одного экземпляра изображения без открытия диалогового окна настройки печати
< Лекция 7 || Лекция 8: 12