Опубликован: 15.05.2007 | Доступ: свободный | Студентов: 7911 / 2205 | Оценка: 4.29 / 4.06 | Длительность: 11:41:00
Специальности: Фотограф
Лекция 9:

Фотовспышки

< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >
Аннотация: Электронный импульсный осветитель, встроенный в цифровой фотоаппарат, инструмент, без которого фотографу зачастую трудно обойтись. Но лампа-вспышка имеет как свои плюсы, так и свои минусы. В полной мере она проявляет свои возможности только в руках умелого, опытного фотографа.

Цель лекции - рассказать о типах, устройстве и применении встроенных и подключаемых электронных ламп-вспышек.

В любом цифровом фотоаппарате, кроме самых дешевых камер-игрушек, есть встроенная электронная вспышка. Питание встроенной вспышки осуществляется от основного аккумулятора или батареи сухих элементов камеры. В фотоаппаратах старшей группы, в полупрофессиональных и профессиональных камерах встроенная вспышка дополнена колодкой подключения внешней лампы, а иногда и гнездом для кабельного подключения вспышки. Наличие подобной колодки значительно расширяет применение фотоаппарата, поскольку позволяет экспериментировать с источниками искусственного света, добиваясь особых эффектов освещения. Еще больше возможностей предоставляет отдельный синхроконтакт, поскольку в этом случае дополнительную вспышку можно присоединить к фотоаппарату через кронштейн, который крепится к штативному гнезду камеры. При этом лампу можно направить не только непосредственно на объект съемки, но и на какую-либо отражающую поверхность - стену, потолок, специальный отражатель.

Внешняя электронная лампа-вспышка

Рис. 9.1. Внешняя электронная лампа-вспышка
Встроенная лампа-вспышка цифрового фотоаппарата

Рис. 9.2. Встроенная лампа-вспышка цифрового фотоаппарата

Встроенные вспышки цифровых фотоаппаратов могут значительно различаться по степени автоматизации управления. В недорогих любительских камерах начального уровня замер освещенности при работе вспышки осуществляется отдельным датчиком, расположенным на лицевой панели корпуса камеры. Когда основной экспонометр фотоаппарата фиксирует недостаточный уровень освещенности, устанавливается выдержка синхронизации (обычно 1/60 c) и в работу включается вспышка. При этом датчик вспышки замеряет общий уровень освещенности, и в соответствии с этими данными блок автоматики устанавливает диафрагму объектива, при которой экспозиция сенсора будет правильной.

Подобный механизм управления встроенной вспышкой часто приводит к экспозиционным ошибкам. Если снимать с включенной вспышкой портрет человека на темном фоне, то, исходя из уровня общей освещенности, автомат вспышки откроет диафрагму больше, чем требуется для получения качественного снимка. Лицо на фотографии получится излишне светлым (передержка), а фон будет экспонирован нормально. Так же обстоит дело и при съемке темных фигур на светлом фоне (лицо получится недодержанным, фон нормальным). Поэтому при работе автоматической вспышки с отдельным датчиком следует выбирать для съемки объекты с небольшими перепадами яркостей.

Иначе устроена система управления автоматической встроенной вспышкой в фотоаппаратах средней и старшей ценовой группы. Здесь в качестве датчика вспышки используется основной TTL-датчик системы экспозамера, как правило, точечный (измерение уровня освещенности по центральной части кадра). Установка экспозиции производится не только изменением диафрагмы, но и регулировкой длительности светового импульса - в зависимости от применяемого программного режима камеры. К примеру, в режиме "ночной портрет" будет установлено максимальное значение диафрагмы для достижения минимальной глубины резкости, а к электродам лампы будет подведен потенциал меньшей величины для ограничения светового потока вспышки, чтобы не допустить передержки. В программном режиме "пейзажная съемка" ситуация будет обратной. Автомат установит минимально возможную диафрагму для достижения как можно большей глубины резкости, а световой поток лампы будет максимальным (правда, в пейзажной съемке вспышка плохой помощник - из-за небольшой дальности действия).

Уровень освещенности при работе лампы-вспышки зависит еще и от расстояния между камерой и объектом съемки. Чем дальше находится объект, тем меньше света от импульсной лампы на него попадает. В схеме управления встроенными вспышками с отдельным датчиком предусмотрен автоматический ввод экспозиционной поправки системой автофокуса камеры. То есть дальномер камеры определяет расстояние до объекта съемки и в соответствии с этим автомат вспышки устанавливает необходимую для правильной экспозиции диафрагму. Фотоаппараты со вспышками с регулируемым световым потоком и замером уровня освещенности через основной объектив и в этом случае работают точнее, поскольку измеряют уровень освещенности по сфокусированному изображению.

Мощность любой фотовспышки, в том числе и встроенной, выражается неизменяемой количественной величиной - ведущим числом. Ведущее число - это произведение значения диафрагмы объектива на расстояние от камеры до снимаемого объекта в метрах, при которых светочувствительный материал (пленка или сенсор) будет экспонирован правильно. К примеру, при освещении объекта съемки, расположенного на расстоянии в 2,5 м, вспышкой с ведущим числом 10 диафрагма должна быть установлена на f/4 (2,5х4=10).

Чем больше ведущее число, тем вспышка мощнее и тем больше дальность ее действия. При той же диафрагме f/4 вспышка с ведущим числом 20 позволяет фотографировать объекты, расположенные на расстоянии 5 м, а вспышка с ведущим числом 40 - на расстоянии 10 м.

Любительская лампа-вспышка

Рис. 9.3. Любительская лампа-вспышка
Профессиональная вспышка

Рис. 9.4. Профессиональная вспышка

Ведущее число вспышки вычисляется для пленки чувствительностью в 100 единиц ISO (между прочим, чувствительностью в 100 ISO обладает большинство сенсоров цифровых фотоаппаратов). То есть для пленки (сенсора) чувствительностью в 200 единиц ISO, дальность действия вспышки удвоится, для пленки чувствительностью в 400 единиц ISO - увеличится в 4 раза. Увеличивая значение чувствительности сенсора в установках цифровой камеры (через экранное меню дисплея), мы увеличим эффективную дальность действия встроенной вспышки (правда, при этом возрастет и уровень шумов).

Цифровые фотоаппараты оснащаются встроенными вспышками небольшой мощности. Обычно встроенные вспышки имеют ведущее число порядка 10-12 и служат лишь в качестве источника света для съемки крупных планов с близкого расстояния. Вспышки большей емкости значительно сократили бы срок автономной работы фотоаппарата. Впрочем, применение вспышки и так сказывается на продолжительности работы. Если без применения вспышки цифровая камера способна отснять 100 кадров, то вспышка сокращает это количество примерно вдвое.

При съемке автоматической цифровой камерой мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда фотоаппарат блокирует спусковую кнопку, не давая возможности сделать снимок. Происходит это либо при неправильной наводке на резкость механизмом автоматической фокусировки (объект расположен слишком близко, а режим макросъемки не выбран, или в зоне датчика автофокуса слишком много контрастных объектов, находящихся на разных расстояниях от камеры), либо при ошибках в определении экспонометрических параметров (освещенность слишком велика или слишком мала, и автомат не может выбрать сочетание выдержки-диафрагмы, при котором сенсор будет экспонирован правильно). Встроенная вспышка подобной блокировкой не оснащена (не считая естественного ограничения функционирования вспышки во время заряда конденсатора - до восстановления заряда вспышка попросту не сработает). То есть снимок будет сделан даже в том случае, если объект находится за границей эффективной дальности вспышки. Поэтому знать максимальную дальность действия встроенной вспышки своей камеры должен каждый фотолюбитель.

< Лекция 8 || Лекция 9: 123 || Лекция 10 >
Марина Варавина
Марина Варавина

Материал катастрофически устарел (11 лет для цифровой техники), кроме того избыточна приверженность автора к пленке, что очень чувствуется в повествовании, материал часто субъективен.

Оксана Орлова
Оксана Орлова

как давно обновлялся материал в лекциях курса "цифровые фотоаппараты"? в лекции 2 очень много устаревшей, неактуальной информации!